ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ “Мир начинается с тебя”
“Мир начинается с тебя” (воспитательная программа для учащихся начальной школы) | |
2. Цели и задачи программы | Цель программы: Способствование воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению. Задачи:
|
3. Автор программы | Педагог – организатор Сторожева Е.Д. |
4. Краткое содержание программы | Программа включает в себя шесть блоков:
|
5. Количество участников, задействованных в реализации программы | учащиеся 1-4 классов |
6. Кадровое обеспечение программы | Замдиректора по УВР – Рыбьякова Т.П. Педагог – организатор Сторожева Е.Д. Классные руководители 1-4 классов Воспитатели 1-4 классов Педагог – психолог – Сторожева Е.Д
|
7. Ожидаемый результат | — раскрытие у каждого ребенка интереса к различным видам деятельности и вовлеченность в деятельность, -раскрытие творческого потенциала ребенка, — приобретение ребенком возможностей изменения своей роли и позиции в предлагаемой деятельности. -формирование навыков и привычек нравственного поведения -формирование у детей ответственности за свое здоровье
-вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм — наличие позитивного образа «Я» -владение рефлексией, как средством познания себя — наличие у ребенка потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте — снижение агрессивности, тревожности в поведении школьников
|
8. Особые отметки и примечания | В ходе реализации программы классные руководители, воспитатели, психолог отслеживают уровень вовлеченности каждого воспитанника во внеурочную деятельность, уделяют особое внимание на воспитанников, имеющих различные нарушения в эмоционально-волевой сфере |
Пояснительная записка
Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания отражает государственную политику в образовательных учреждениях, вызывает необходимость осмысления проблемы целеполагания целостной организации образовательного процесса учащихся. Процесс модернизации образования поставил перед школой серьезные воспитательные задачи. Их решение зависит от выявления и осмысления реального уровня воспитанности современных школьников, что требует совершенствование воспитательной среды в условиях современной школы. Организация воспитательного процесса в школе предусматривает создание такой воспитательной среды, которая бы обеспечивала развитие школьника, как саморазвивающуюся, самосовершенствующую личность и личность с достаточным уровнем развития гражданственно – культурных и нравственных ценностей.
Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Именно в эти годы рождается самая крепкая дружба, появляется первая любовь, возникает увлечение, которое впоследствии становится главным делом всей жизни.
Но школа — это не только уроки и перемены, это еще и школьные праздники, которых чрезвычайно много. 1 сентября, Первый раз в первый
класс, Прощание с букварем, День учителя, День школы, Выпускной бал и многие другие.
В каждом времени года — свое настроение. Праздники позволяют и детям, и взрослым почувствовать связь своей души с изменяющимся миром. Радостно ожидание, подготовка, само праздничное действо и воспоминание о нем.
Праздник — это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события.. В
жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.
Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.
Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от
принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением
традиционных обрядов идёт через праздник.
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.Досуг также может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть.
Досуг ребенка — мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Суть досуга — поддержать ребенка как человека и деятеля. Досуг для детей — всегда самореализация и самореабилитация. Это очень важные функции. Грамотно организованный досуг ребят — школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности, а не только профилактики правонарушений. Досуг — школа поддержки, одобрения любого ребенка.
· В досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;
· Досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости;
· Досуг предоставляет учащимся «пределы самостоятельности и трудности», они их преодолевают, значит — растут;
· Досуг удовлетворяет многие социально — психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности;
· Досуг есть «зона» удовлетворения притязаний общения, субординации отношений с теми, кто старше или младше, причем эти отношения разумно снисходительны.
Таким образом, досуг имеет большое значение в развитии детей и подростков. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.
ЦЕЛЬ: Способствование воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:
-
Развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся;
-
Формировать у школьников коммуникативные навыки и адекватную самооценку
-
Развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию юной личности;
-
Способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни;
-
Развивать умение гармонизировать различные стороны своей личности;
-
Приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;
-
Раскрывать творческий потенциал ученика;
-
Создавать благоприятную психолого-педагогическую атмосферу
-
Формировать лидерские качества.
-
Расширение кругозора
-
Воспитывать интерес к культурному историческому наследию России, ее традицям, устоев
-
Активизировать участие в творческих конкурсах
-
Вовлекать учащихся в различные виды деятельности
-
Вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к подготовке и проведению мероприятий.
Принципы, подходы и виды деятельности по реализации программы «Мир начинается с тебя»
-
Опора на интересы детей и их желание действовать позволяет сделать деятельность значимой для ребят, для их личностного развития. Вместе с тем «установка на постоянное добротворчество, привычку заботиться о близких, и быть удовлетворенным этой заботой», учит ребят сочетать интересы своего развития с общими интересами.
-
Самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, которые способствуют развитию отдельных аспектов личности ребенка. Качества , проявившиеся в этой деятельности; изменения, произошедшие в себе и окружающих; изменение своего места в коллективе развивает самопознание школьников.
-
Принцип «Каждое дело творчески –а иначе — зачем? Реализация этого принципа способствует проявлению и развитию творческого потенциала каждого из участвующих в подготовке и проведении дела. В процессе приобретается опыт гуманного отношения к окружающим, развиваются личностные качества.
-
Активизация собственного «Я» учащихся, создание условий для раскрытия и осознания ребенком своих возможностей и способностей.
-
Коллективно –творческая деятельность, которая предоставляет возможности для социального творчества. Кроме того она является средством:
-
Осознания своего «Я»;
-
Осознание своего «Я», как отличного от других «Я»;
-
Осознание того, как их «Я» воспринимается другими;
-
Осознание себя в коллективной деятельности (деле)
-
Приобретения навыков высказывать свое мнение, понимать и принимать чужую точку зрения и отстаивать свою
6. Метод педагогического взаимодействия путем создания особой среды, в которой дети чувствуют себя благополучно, комфортно. Это достигается тем, что педагоги используют методы положительного стимулирования (одобрение, похвалу, благодарность и т.д.), верят в возможность роста личности ребенка. В такой среде исчезает дистанция возраста и должности, остается человеческое общение, которое создает особый образ жизни: мир гуманности, взаимного уважения и доверия.
Реализация программы
Программа воспитательного курса реализуется через шесть блоков:
1 блок – Диагностический
Цель: проведение диагностических исследований с целью выявления индивидуально-психологических особенностей, эмоциональной сферы, интересов, склонностей младших школьников.
Формы работы:
— анкетирование
— опрос
— тестирование
— педагогические наблюдения
— беседы
2 блок –«Отечество» (гражданско-патриотическое воспитание)
Цель: овладение младшими школьниками знаниями в области права;
формирование и развитие личности гражданина как защитника Отечества, а также ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу;
привитие любви к малой Родине, к родной школе через традиционные школьные дела.
Формы работы:
—этические беседы,
-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны,
— классные часы, посвященные знакомству с государственной символикой,
-участие в конкурсах рисунков «Мир, в котором я живу», «Нам не нужна война»
-организация показа и обсуждения художественных фильмов на военно-патриотические темы
-экскурсии
— посещение музеев
-коллективные творческие дела
-конкурсы, викторины, тесты
3 блок – «Здоровье плюс»
Цель: формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему,
профилактика вредных привычек,
создание благоприятных условий для формирования навыков здорового образа жизни.
Формы работы:
—внеклассные формы занятий (кружки,секции)
-Беседы
-Конкурсы
-Физкультурно-оздоровительные мероприятия
-Неделя здоровья
-туристические походы «За здоровьем в лес!»
4 блок – «Красота спасет мир»
Цель: содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
развивать познавательную активность учащихся.
Формы работы:
— организация выставок детских художественных работ
— этические беседы
— психолого-педагогическое просвещение родителей
— родительские собрания
— дни открытых дверей
— участие родителей в общественных мероприятиях и классных делах
— совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы
— посещение театра
— посещение кружков
5 блок – «Труд любить-здоровым быть»
Цель: воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности, развитие потребности в творческом труде.
Формы работы:
— организация самообслуживания
-трудовые десанты
-экономические игры
— благоустройство школьной территории
-экскурсии
— посещение кружков
— организация выставок
-КТД
6 блок – «Сам себе я помогу»
Цель: психологическая поддержка детей, имеющих различные нарушения: повышенная тревожность, повышенная напряженность, агрессивность, неуверенность, замкнутость, нарушения в общении.
Создать педагогические и социально- психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.
Задачи : Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде;
-
Формирование положительной Я – концепции;
-
Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;
-
Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
-
Воспитание духовно–нравственных качеств личности;
-
Развитие навыков рефлексивных действий.
Формы работы, методы и техники:
-беседы
-ролевая игра
-упражнения, игры по межличностной коммуникации
— дыхательные и двигательные упражнения
— релаксация (сосредоточение на своем внутреннем мире)
— концентрация (сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
— функциональная музыка (успокаивающая и восстанавливающая музыка способствуют уменьшению эмоциональной напряженности)
— игротерапия (используется для снижения напряженности, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения страхов)
— телесная терапия (способствует снижению мышечных зажимов, напряжения).
-методы самовыражения (в рисунке, в создании образа)
Тематика | |
1.Диагностический | -уровень развития самооценки(методика «Какой Я») — изучение межличностных отношений (Я.Н. Коломенский) -определение эмоционального состояния ребенка в школе (метод Люшера) -диагностика школьной тревожности (Филлипс) — проективные методики «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное». |
2. «Отечество» | — праздник «Здравствуй, школа!» -проведение недели коми-пермяцкой культуры — неделя Памяти -классные часы, беседы, лекции, праздники на военно-патриотические темы -военно-спортивные игры, комбинированные эстафеты
|
3. «Здоровье плюс» | — «Топ-топ, топает турист»(туристический поход) -спортивный праздник -посещение кружков, секций
-проведение недели Здоровья
|
4. «Красота спасет мир» | -«Его величество Педагог» — Выставка «Дары осени» — «На балу у Золушки» -Праздник «Новогодняя сказка» -«Звездочки школы» — Праздник «До свидания, учебный год!» -Проведение недели искусства
|
5. «Труд любить-здоровым быть» | — эколого-экономическая игра -трудовые десанты — субботники — конкурс «Самая уютная спальня» -конкурс на «Самую лучшую территорию»
|
6. «Сам себе я помогу» | вовлечение в участие общешкольных мероприятий, праздников детей, имеющих различные нарушения
|
Литература:
-
В школу – с игрой, О.С. Газман, М. «Просвещение» 1991г.
-
Жизненные навыки, под редакцией С.В. Кривцовой
-
/Практика административной работы в школе/ №1 2007 С67-68
-
/Практика административной работы в школе/ №8 2006 С46-47
-
http: // festival. september/ru