ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ “Мир начинается с тебя”

1. Полное название программы

Мир начинается с тебя” (воспитательная программа для учащихся начальной школы)

2. Цели и задачи программы

Цель программы: Способствование воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Задачи:

  • развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся;

  • формировать у школьников коммуникативных навыков и адекватной самооценки

  • развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию юной личности;

  • способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни;

  • развивать умение гармонизировать различные стороны своей личности;

  • приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;

  • раскрывать творческий потенциал ученика;

  • создавать благоприятную психолого-педагогическую атмосферу

  • формировать лидерские качества.

  • расширять кругозор

  • воспитывать интерес к культурному историческому наследию России, ее традиций, устоев

  • активизировать участие в творческих конкурсах

  • вовлекать учащихся в различные виды деятельности

  • вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к подготовке и проведению мероприятий.

3. Автор программы

Педагог – организатор Сторожева Е.Д.

4. Краткое содержание программы

Программа включает в себя шесть блоков:

  • Диагностический

  • «Отечество» (гражданско-патриотическое воспитание)

  • «Здоровье плюс»

  • «Красота спасет мир»

  • «Труд любить -здоровым быть»

  • «Сам себе я помогу»

5. Количество участников, задействованных в реализации программы

учащиеся 1-4 классов

6. Кадровое обеспечение программы

Замдиректора по УВР – Рыбьякова Т.П.

Педагог – организатор Сторожева Е.Д.

Классные руководители 1-4 классов

Воспитатели 1-4 классов

Педагог – психолог – Сторожева Е.Д

7. Ожидаемый результат

— раскрытие у каждого ребенка интереса к различным видам деятельности и вовлеченность в деятельность,

-раскрытие творческого потенциала ребенка,

— приобретение ребенком возможностей изменения своей роли и позиции в предлагаемой деятельности.

-формирование навыков и привычек нравственного поведения

-формирование у детей ответственности за свое здоровье

-вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм

— наличие позитивного образа «Я»

-владение рефлексией, как средством познания себя

— наличие у ребенка потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте

— снижение агрессивности, тревожности в поведении школьников

8. Особые отметки и примечания

В ходе реализации программы классные руководители, воспитатели, психолог отслеживают

уровень вовлеченности каждого воспитанника во внеурочную деятельность, уделяют особое внимание на воспитанников, имеющих различные нарушения в эмоционально-волевой сфере

Пояснительная записка

Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания отражает государственную политику в образовательных учреждениях, вызывает необходимость осмысления проблемы целеполагания целостной организации образовательного процесса учащихся. Процесс модернизации образования поставил перед школой серьезные воспитательные задачи. Их решение зависит от выявления и осмысления реального уровня воспитанности современных школьников, что требует совершенствование воспитательной среды в условиях современной школы. Организация воспитательного процесса в школе предусматривает создание такой воспитательной среды, которая бы обеспечивала развитие школьника, как саморазвивающуюся, самосовершенствующую личность и личность с достаточным уровнем развития гражданственно – культурных и нравственных ценностей.

Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Именно в эти годы рождается самая крепкая дружба, появляется первая любовь, возникает увлечение, которое впоследствии становится главным делом всей жизни.

Но школа — это не только уроки и перемены, это еще и школьные праздники, которых чрезвычайно много. 1 сентября, Первый раз в первый

класс, Прощание с букварем, День учителя, День школы, Выпускной бал и многие другие.

В каждом времени года — свое настроение. Праздники позволяют и детям, и взрослым почувствовать связь своей души с изменяющимся миром. Радостно ожидание, подготовка, само праздничное действо и воспоминание о нем.

Праздник — это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события.. В

жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.

Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от

принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением

традиционных обрядов идёт через праздник.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.Досуг также может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть.

Досуг ребенка — мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Суть досуга — поддержать ребенка как человека и деятеля. Досуг для детей — всегда самореализация и самореабилитация. Это очень важные функции. Грамотно организованный досуг ребят — школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности, а не только профилактики правонарушений. Досуг — школа поддержки, одобрения любого ребенка.

· В досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;

· Досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости;

· Досуг предоставляет учащимся «пределы самостоятельности и трудности», они их преодолевают, значит — растут;

· Досуг удовлетворяет многие социально — психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности;

· Досуг есть «зона» удовлетворения притязаний общения, субординации отношений с теми, кто старше или младше, причем эти отношения разумно снисходительны.

Таким образом, досуг имеет большое значение в развитии детей и подростков. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

ЦЕЛЬ: Способствование воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Задачи:

  • Развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся;

  • Формировать у школьников коммуникативные навыки и адекватную самооценку

  • Развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию юной личности;

  • Способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни;

  • Развивать умение гармонизировать различные стороны своей личности;

  • Приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;

  • Раскрывать творческий потенциал ученика;

  • Создавать благоприятную психолого-педагогическую атмосферу

  • Формировать лидерские качества.

  • Расширение кругозора

  • Воспитывать интерес к культурному историческому наследию России, ее традицям, устоев

  • Активизировать участие в творческих конкурсах

  • Вовлекать учащихся в различные виды деятельности

  • Вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к подготовке и проведению мероприятий.

Принципы, подходы и виды деятельности по реализации программы «Мир начинается с тебя»

    1. Опора на интересы детей и их желание действовать позволяет сделать деятельность значимой для ребят, для их личностного развития. Вместе с тем «установка на постоянное добротворчество, привычку заботиться о близких, и быть удовлетворенным этой заботой», учит ребят сочетать интересы своего развития с общими интересами.

    2. Самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, которые способствуют развитию отдельных аспектов личности ребенка. Качества , проявившиеся в этой деятельности; изменения, произошедшие в себе и окружающих; изменение своего места в коллективе развивает самопознание школьников.

    3. Принцип «Каждое дело творчески –а иначе — зачем? Реализация этого принципа способствует проявлению и развитию творческого потенциала каждого из участвующих в подготовке и проведении дела. В процессе приобретается опыт гуманного отношения к окружающим, развиваются личностные качества.

    4. Активизация собственного «Я» учащихся, создание условий для раскрытия и осознания ребенком своих возможностей и способностей.

    5. Коллективно –творческая деятельность, которая предоставляет возможности для социального творчества. Кроме того она является средством:

  • Осознания своего «Я»;

  • Осознание своего «Я», как отличного от других «Я»;

  • Осознание того, как их «Я» воспринимается другими;

  • Осознание себя в коллективной деятельности (деле)

  • Приобретения навыков высказывать свое мнение, понимать и принимать чужую точку зрения и отстаивать свою

6. Метод педагогического взаимодействия путем создания особой среды, в которой дети чувствуют себя благополучно, комфортно. Это достигается тем, что педагоги используют методы положительного стимулирования (одобрение, похвалу, благодарность и т.д.), верят в возможность роста личности ребенка. В такой среде исчезает дистанция возраста и должности, остается человеческое общение, которое создает особый образ жизни: мир гуманности, взаимного уважения и доверия.

Реализация программы

Программа воспитательного курса реализуется через шесть блоков:

1 блок – Диагностический

Цель: проведение диагностических исследований с целью выявления индивидуально-психологических особенностей, эмоциональной сферы, интересов, склонностей младших школьников.

Формы работы:

— анкетирование

— опрос

— тестирование

— педагогические наблюдения

— беседы

2 блок –«Отечество» (гражданско-патриотическое воспитание)

Цель: овладение младшими школьниками знаниями в области права;

формирование и развитие личности гражданина как защитника Отечества, а также ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу;

привитие любви к малой Родине, к родной школе через традиционные школьные дела.

Формы работы:

этические беседы,

-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны,

— классные часы, посвященные знакомству с государственной символикой,

-участие в конкурсах рисунков «Мир, в котором я живу», «Нам не нужна война»

-организация показа и обсуждения художественных фильмов на военно-патриотические темы

-экскурсии

— посещение музеев

-коллективные творческие дела

-конкурсы, викторины, тесты

3 блок – «Здоровье плюс»

Цель: формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему,

профилактика вредных привычек,

создание благоприятных условий для формирования навыков здорового образа жизни.

Формы работы:

внеклассные формы занятий (кружки,секции)

-Беседы

-Конкурсы

-Физкультурно-оздоровительные мероприятия

-Неделя здоровья

-туристические походы «За здоровьем в лес!»

4 блок – «Красота спасет мир»

Цель: содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;

способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

развивать познавательную активность учащихся.

Формы работы:

— организация выставок детских художественных работ

— этические беседы

— психолого-педагогическое просвещение родителей

— родительские собрания

— дни открытых дверей

— участие родителей в общественных мероприятиях и классных делах

— совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы

— посещение театра

— посещение кружков

5 блок – «Труд любить-здоровым быть»

Цель: воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности, развитие потребности в творческом труде.

Формы работы:

— организация самообслуживания

-трудовые десанты

-экономические игры

— благоустройство школьной территории

-экскурсии

— посещение кружков

— организация выставок

-КТД

6 блок – «Сам себе я помогу»

Цель: психологическая поддержка детей, имеющих различные нарушения: повышенная тревожность, повышенная напряженность, агрессивность, неуверенность, замкнутость, нарушения в общении.

Создать педагогические и социально- психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.

Задачи : Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде;

  1. Формирование положительной Я – концепции;

  2. Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;

  3. Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;

  4. Воспитание духовно–нравственных качеств личности;

  5. Развитие навыков рефлексивных действий.

Формы работы, методы и техники:

-беседы

-ролевая игра

-упражнения, игры по межличностной коммуникации

— дыхательные и двигательные упражнения

релаксация (сосредоточение на своем внутреннем мире)

концентрация (сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

функциональная музыка (успокаивающая и восстанавливающая музыка способствуют уменьшению эмоциональной напряженности)

игротерапия (используется для снижения напряженности, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения страхов)

— телесная терапия (способствует снижению мышечных зажимов, напряжения).

-методы самовыражения (в рисунке, в создании образа)

Название блока

Тематика

1.Диагностический

-уровень развития самооценки(методика «Какой Я»)

— изучение межличностных отношений (Я.Н. Коломенский)

-определение эмоционального состояния ребенка в школе (метод Люшера)

-диагностика школьной тревожности (Филлипс)

— проективные методики «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное».

2. «Отечество»

— праздник «Здравствуй, школа!»

-проведение недели коми-пермяцкой культуры

— неделя Памяти

-классные часы, беседы, лекции, праздники на военно-патриотические темы

-военно-спортивные игры, комбинированные эстафеты

3. «Здоровье плюс»

— «Топ-топ, топает турист»(туристический поход)

-спортивный праздник

-посещение кружков, секций

-проведение недели Здоровья

4. «Красота спасет мир»

-«Его величество Педагог»

— Выставка «Дары осени»

— «На балу у Золушки»

-Праздник «Новогодняя сказка»

-«Звездочки школы»

— Праздник «До свидания, учебный год!»

-Проведение недели искусства

5. «Труд любить-здоровым быть»

— эколого-экономическая игра

-трудовые десанты

— субботники

— конкурс «Самая уютная спальня»

-конкурс на «Самую лучшую территорию»

6. «Сам себе я помогу»

вовлечение в участие общешкольных мероприятий, праздников детей, имеющих различные нарушения

  • включение различных методов, техник

  • в общешкольные мероприятия, внеклассные занятия (беседы, ролевая игра, упражнения, игры по межличностной коммуникации, релаксация, игротерапия, методы самовыражения)

Литература:

  1. В школу – с игрой, О.С. Газман, М. «Просвещение» 1991г.

  2. Жизненные навыки, под редакцией С.В. Кривцовой

  3. /Практика административной работы в школе/ №1 2007 С67-68

  4. /Практика административной работы в школе/ №8 2006 С46-47

  5. http: // festival. september/ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here