Праздник «Наши пернатые друзья» для учащихся 1-4 классов.
Ведущие учащиеся 4 класса, наставники-консультанты – учащиеся 7класса.
Цели: развивать познавательные интересов учащихся, воспитывать бережное отношение к живой природе и любовь к родному краю.
Форма проведения – соревнования команд
Учитель:
Хорошо ли мы знаем животных, обитающих с нами по соседству? Какие повадки у зверей и птиц? Каково их значение в природе и жизни человека? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затруднятся ответить большинство детей и взрослых. Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? (Птицы -друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы -это красота и тайна.)
Ученик1:
Птицы — единственные животные с перьями. Это самый многочисленный класс позвоночных животных.
Ученик2:
Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Не летают киви, пингвины и страусы.
Ученик1:
На Земле более 9000 видов различных птиц. Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях.
Ученик2:
Птицы — теплокровные животные, у большинства из них температура тела около 40градусов. Для поддержания высокой температуры тела птицам требуется много энергии, которую они получают исключительно из пищи.
Ученик1:
А какую пользу приносят птицы людям? За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.
Ученик3:
А кукушка за лето поедает до 270тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
Ученик4:
Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.
Учитель:
Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, и наш праздник посвящен именно этим обитателям планеты Земля.
Сегодня мы проводим праздничное мероприятие под названием «Наши пернатые
друзья». Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну.
Звучит фонограмма песни «Скворцы прилетели». Далее дети читают стихи о весне и птицах.
Учитель: А сейчас к рингу приглашаются две команды, которые продемонстрируют свои знания о птицах.
За первый стол вызывается команда №1: (на столе эмблема с названием команды)
Дети отвечают: “Галчата”
За второй стол приглашается команда №2 (на столе эмблема с названием команды)
Дети отвечают: «Скворчата»
1 ТУР (Максимальное количество 4балла)
1. Какая из птиц быстрее всех летает?
1) Ласточка
2) Стриж
3) Сокол
4) Кулик
2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй?
1) Королёк
2) Страус
3) Колибри
4) Пингвин
3. О какой птице идёт речь в сказке дацкого писателя Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка».
1) Синица
2) Ласточка
3) Ворон
4) Гусь
4. Какая из птиц весной может подражать голосам многих своих собратьев, причём так увлечённо, что не слыша ничего вокруг, может стать жертвой охотника или хищника.
1) Глухарь
2) Рябчик
3)Тетерев
4) Куропатка
2 ТУР (количество баллов соответствует количеству слов)
Учитель:
Сейчас появятся квадраты с буквами-грамматейками . Вы должны за 2 минуты составить слова, имеющие отношение к миру пернатых, используя буквы только один раз. Сколько использовано букв, столько и очков.
П Я И Т А Ц С Р Б Ж Л Е
(Птица, аист, ястреб, стриж, цапля и т. д.)
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «Зрительские симпатии»
(Предлагается головоломка. Учитель читает описание птицы, а зрители должны угадать её название. Правильные ответы сопровождаются демонстрацией иллюстрации с изображением этой птицы. За правильный ответ участник игры получает балл, который он может подарить любимой команде). Условие – не выкрикивать, а отвечать с разрешения ведущего.
Вопросы:
1. Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна. Уничтожает насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)
2. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает наступление весны. (Скворец.)
3. Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное «свирири-свирири». (Свиристель).
3 ТУР (1 балл за один правильный ответ). Максимальное количество 4балла
«Логическая цепочка»
Нужно найти ошибку в цепочке предложенных ответов и показать номер, который ей не соответствует.
Я думаю, что все эти птицы роют норы для гнезда:
1. Береговая ласточка
2. Зимородок
3. Дятел
4. Щурка
У всех этих птиц весной появляются птенцы:
1. Скворец
2. Клёст
3. Жаворонок
4. Иволга
У этих птиц все пальцы на ногах соединены между собой перепонками:
1. Чайка
2. Пингвин
3. Утка
4. Индюк
Я думаю, что все эти птицы охотятся днём:
1. Сокол
2. Орёл
3. Филин
4. Беркут
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
Учитель:
А сейчас мы проверим знания о птицах у наших зрителей. В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно соединить первую часть пословицы с другой. За правильный ответ игрок получает жетон-балл.
• НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… , А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.
• ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.
• У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.
• ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.
• СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.
• РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… ДА НИЗКО СЕЛ.
• СТАРОГО ВОРОБЬЯ… СВОЯ ПЕСНЯ.
• ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.
• ГЛУПА ТА ПТИЦА… СЧИТАЮТ.
• ОДНА ЛАСТОЧКА… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.
• НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ… ВЫЛЕТИТ, _ НЕ ПОЙМАЕШЬ.
• МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,… КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.
• КОГОТОК УВЯЗ… НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.
4 ТУР (количество баллов – жетонов соответствует количеству составленных слов)
За одну минуту игрокам и их помощникам нужно составить как можно больше слов из слова –
Л А С Т О Ч К А. По истечении одной минуты команды поочередно перечислять составленные слова. Можно пользоваться словами помощников-консультантов.
Награждение победителей и участников игры.
Учитель:
Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела
наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут птицы?
(Дети отвечают.)
Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случится. Давайте
вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как
птицы. (Дети отвечают.)
Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки.
Ученики3, 4:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. А. Яшин
Используемая литература: издательство УЧПЕДГИЗ К.Н. Благосклонов «Охрана и привлечение птиц полезных в сельском хозяйстве»; «Лицей» 2005г. Р.М. Евдокимова «Внеклассная работа по биологии»; Москва 2008г. Г.А. Воронина «Школьные олимпиады».