Программа внеурочной деятельности
«Планета детства»
1-4 класс
Составитель Исаева Л.И.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на ребёнка, всё большее значение приобретает духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения. Только через системный подход к организации жизнедеятельности класса, возможно, обеспечить целостность становления личности воспитанника. Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Детский коллектив — это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Исходя из этого, можно сформулировать цель внеурочной деятельности в начальной школе: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, формирование гражданской ответственности.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
-
создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
-
способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
-
развивать познавательную активность.
-
развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
-
развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Актуальность программы
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно — нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Инновационность разработанной воспитательной программы, на мой взгляд, заключается в следующем:
-
использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;
-
возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;
-
наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;
-
согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.
Принципы реализации программы
-
принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
-
личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
-
принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;
-
деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
-
принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
-
принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Ценностные установки
-
патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
-
гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
-
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
-
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
-
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
-
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
-
человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Методы и формы
-
беседа
-
наблюдение
-
классный час
-
занятие — практикум
-
экскурсия
-
тематические праздники и вечера
-
устный журнал
-
дискуссия
-
конкурс
-
соревнование
-
олимпиада
-
интеллектуальная игра
-
проектная деятельность
-
акция
-
встречи с интересными людьми
Планируемые результаты
Личностные качества:
У выпускника будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
· установка на здоровый образ жизни;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные качества:
Выпускник научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные качества:
· Выпускник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Коммуникативные качества:
Выпускник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы.
Модель выпускника начальной школы:
К концу обучения в начальной школе у ребенка должны быть сформированы следующие качества:
-
осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
-
использование начал эстетической, духовной, правовой культуры, экологической грамотности при анализе простейшей жизненной ситуации;
-
готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная);
-
желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
-
инициативность, самостоятельность и навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Второй уровень | Третий уровень | |
Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс) | Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы) | Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс) |
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. | Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). | Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. |
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.
Содержание программы
Моя страна(патриотическое воспитание)
социальное направление
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям.
Задачи:
-
сформировать элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
-
сформировать представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
-
сформировать элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
-
развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
-
воспитывать уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
-
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
-
сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
-
развивать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение;
-
прививать уважение к защитникам Родины;
Виды деятельности и формы занятий:
-
получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Ленинградской области (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг);
-
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания);
-
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий);
-
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
-
участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
-
организация встреч с ветеранами, тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.), военно–спортивный праздник «Зарница», волонтёрская деятельность: шефство.
Предполагаемый результат:
-
Формируется ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
-
Получены элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
-
Получен первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
-
Получен опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
-
Сформированы начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Мой мир
(духовно-нравственное направление)
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, забота о старших и младших, толерантность.
Задачи:
-
Сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
-
Научить различать хорошие и плохие поступки;
-
Дать представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
-
Сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
-
Формировать уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
-
Способствовать установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-
Прививать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
-
Научить пользоваться правилами вежливого поведения, культуры речи, «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
-
Формировать стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
-
Сформировать представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
-
Сформировать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Виды деятельности и формы занятий:
-
получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
-
участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
-
ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
-
усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школе — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
-
посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
-
получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
-
расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Предполагаемый результат:
-
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
-
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-
уважительное отношение к традиционным религиям;
-
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
-
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Моё здоровье
(спортивно-оздоровительное направление)
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Задачи:
-
формировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
-
формировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
-
способствовать формированию элементарных представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
-
формировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
-
формировать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
-
формировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
-
формировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
-
формировать отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Виды деятельности и формы занятий:
-
приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов);
-
участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
-
практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки ( при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
-
составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
-
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ );
-
получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива — в ходе бесед с педагогами, психологом и социальным педагогом, медицинскими работниками, родителями;
-
получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологом, медицинскими работниками, родителями, классных часов, игр).
Предполагаемый результат:
-
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
-
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Мои исследования
(общеинтеллектуальное направление)
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Задачи:
-
развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
-
формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
-
организовывать элементарный опыт природоохранительной деятельности;
-
воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Виды деятельности и формы занятий:
-
усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой ( беседы, просмотр учебных фильмов, внутриклассные конкурсы , интеллектуальные игры внутри класса, интеллектуальные бои, проектная деятельность, предметные недели, уроки знаний, конкурсы, викторины, познавательные беседы, игры.);
-
получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю, выполнения творческих работ);
-
получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности( экологических акциях, участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов);
-
интерактивные занятия;
Предполагаемый результат:
-
ценностное отношение к природе;
-
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
-
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
-
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в гимназии
-
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах
-
первоначальный опыт исследовательской деятельности
Мои увлечения
(общекультурное направление)
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Задачи:
-
способствовать формированию представлений о душевной и физической красоте человека;
-
учить видеть красоту природы, труда и творчества;
-
развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
-
развивать интерес к занятиям художественным творчеством;
-
формировать стремление к опрятному внешнему виду;
-
формировать отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Виды деятельности и формы занятий:
-
знакомство с художественными ценностями культуры России, культур народов России
(в ходе экскурсий к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам); -
знакомство с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края (посещение фестивалей народного творчества, тематических выставок);
-
разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Знакомство с красотой окружающего мира через художественные образы;
-
получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (творческие работы, спектакли, концерты, проектная деятельность);
-
участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в школе своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
-
участие в художественном оформлении помещения классной комнаты.
Предполагаемый результат:
-
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
-
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
-
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
-
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
-
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
-
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
-
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Сотрудничество
(работа с родителями)
Цель. Создание условий для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленные на поддержку и развитие физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.
Задачи:
-
создание специально организованной системы сотрудничества и расширения поля позитивного общения с семьей;
-
обновление содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней;
-
воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
-
организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
-
формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
-
формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение родителей;
Система работы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:
-
совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
-
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
-
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
-
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
-
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
-
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание работы:
-
создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
-
изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
-
сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
-
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;
-
удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы
-
разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
-
организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
-
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик — родитель»;
-
привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;
-
демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
-
поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы
Формы внеурочной деятельности:
-
родительские собрания, посещение семей учащихся;
-
анкетирование;
-
тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;
-
семейные праздники;
-
спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
-
календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя и т.д.;
-
тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
-
походы выходного дня, экскурсии, викторины, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
-
дни творчества, дни открытых дверей, дни общественной экспертизы.
Планируемый результат
-
возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;
-
активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей;
-
повышение педагогической грамотности родителей (в том числе, посредством ресурсов сети Интернет);
-
активное участие родителей в жизнедеятельности класса и школы;
-
использование Интернет-технологий для более эффективного взаимодействия классного руководителя и родителей
Используемая литература.
-
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
-
Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
-
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы УМК Гармония.
-
Программа формирования экологической культуры и здорового образа жизни. УМК Гармония
-
Классные часы 1-4 класс Т.Н.Максимова.-М. ВАКО, 2008
-
Справочник классного руководителя 1-4 класс Н.И.Дереклеева-М.ВАКО, 2008
-
Интернет ресурсы
Приложение 1.
Диагностика нравственной воспитанности учащихся начальной школы
(по методике М. И.Шиловой)
Пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
Отношение к обществу. Отношение к умственному труду. Отношение к физическому труду. Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности) Саморегуляция личности (самодисциплина)
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т. Е. в разной форме и разными методами.
Диагностическая программа изучения уровня воспитанности младшего школьника
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) | |
Отношение к обществу. | |
Отношение к родной природе | 3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; |
Гордость за свою страну | 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; |
Служение своими силами | 3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других; |
Забота о своей школе | 3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других |
Отношение к умственному труду Любознательность | |
Познавательная активность | 3 – сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; |
Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим; |
Саморазвитие | 3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; |
Организованность в учении | 3 – работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; |
Отношение к физическому труду. Трудолюбие | |
Инициативность и творчество в труде | 3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; |
Самостоятельность | 3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; |
Бережное отношение к результатам труда | 3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; |
Осознание значимости труда | 3 – осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; |
Отношение к людям. Доброта и отзывчивость | |
Уважительное отношение к старшим | 3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; |
Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; |
Милосердие | 3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; |
Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других |
Отношение к себе Самодисциплина | |
Самообладание и сила воли | 3 – проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; |
Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; |
Организованность и пунктуальность | 3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; |
Требовательность к себе | 3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; |
Приложение 2.
Тематика родительских собраний
1-й класс
1. Особенности интеллектуального и личностного развития семилетних детей.
2. Детская самостоятельность и её границы
3.Физическое развитие школьника в школе и дома
4. Поощрение и наказание в семье.
2-й класс
1. Особенности учебников, по которым учатся наши дети.
2. Работа с информацией в начальной школе.
3. Портфолио ученика начальной школы.
4. Комплексные контрольные работы, как средство оценки достижений учащегося
3-й класс
1. Домашние задания и их назначение.
2. Трудовое обучение ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств
3. Формирование правильного типа читательской деятельности.
4. Семейные праздники и их значение для ребенка.
4-й класс
1. Ваш ребенок взрослеет.
2. О чем может рассказать школьный дневник.
3. Способности и прилежание – звенья одной цепи.
4.Роль самооценки в формировании личности.
План внеурочной деятельности
2014-15 г
Моя страна | Мой мир
| Моё здоровье
| Мои исследования
| Мои увлечения
| Сотрудничество | |
Сентябрь | Кл час «С чего начинается Родина» |
| Час общения «Я хочу быть здоровым , — я учусь быть здоровым» | Конкурс компьютерного рисунка «Краски природы» | «Мои любимые книжки» Презентация книг, прочитанных летом. | Индивидуальные консультации. Тренинги «Домашнее задание вместе» |
Октябрь | Заочное путешествие «Чем богата наша страна» Час общения «А гражданином быть обязан» | Акция ко дню пожилого человека «Наше почтение» | Беседа «Причины несчастных случаев» Спортивный праздник «Народные игры» | Урок-исследование «Во саду ли, в огороде» | Музыкальный вечер «Льётся музыка» | Родительское собрание «Домашние задания и их назначение» |
Ноябрь | Проект «Символы Родины» Классный час «Живем в мире и согласии»
| Беседа «Спешите делать добро» Классный час «Памятные даты моей семьи» |
| Игра «Путешествие по рекам, странам, городам» | Экскурсия «Встреча с прекрасным» | Концерт «Мамины руки, нет их теплее…»
|
Декабрь | Классный час «Героические страницы истории моей страны»
| Урок благотворительности «Кому нужна моя помощь?» | Игра-викторина «Почему важно не забывать о гигиене» | Устный журнал «И вот сама идет волшебница-зима» Акция «Помоги птицам зимой»
| Театрализованный конкурс «Карнавал» | Родительское собрание . «Трудовое обучение ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств» КТД «Новый год у ворот» |
Январь | Час общения «Газетное слово о жизни в мире»
Классный час «Медаль за оборону Ленинграда» | Устный журнал «Загляните в семейный альбом» |
| «Вечер веселых вопросов и ответов»
| Экскурсия «Встреча с прекрасным» | Развлечение «Строим снежный город» |
Февраль | Творческая работа «Они сражались за Родину»
|
| Спортивный праздник «Богатырские забавы»
| Внутриклассная олимпиада «Знатоки природы» |
| «Истории любви моего дома» творческая работа Родительское собрание «Формирование правильного типа читательской деятельности.» |
Март |
| Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили» |
| Экологическая беседа «Человек- хозяин природы» | Кл. час «Праздник –проказник» | День открытых дверей «Вместе на урок» Семейные посиделки «Бабушка рядышком» |
Апрель |
Игра «Путешествие по Ленинградской области»
| Ролевая игра «Разговор о честности» | Беседа «Азбука безопасного поведения» | Экологический проект «В мире цветов» | Праздник поэзии «Певцы родной природы» |
|
Май | Участие в акции «Бессмертный полк» Вечер памяти «Мы пришли к тебе, Победа, помня павших имена»
|
| Игры «Мой веселый, звонкий мяч!» | Внеклассное занятие «На лесной поляне» Брейн-ринг «Экология, биология» | Творческий конкурс «Мисс весеннее очарование» | Родительское собрание «Семейные праздники и их значение для ребенка.
Туристический поход |
Внеурочная деятельность в течение года дополняется участием в общешкольных мероприятиях и конкурсах различного уровня.