Программа внеурочной деятельности

«Планета детства»

1-4 класс

Составитель Исаева Л.И.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на ребёнка, всё большее значение приобретает духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения. Только через системный подход к организации жизнедеятельности класса, возможно, обеспечить целостность становления личности воспитанника. Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Детский коллектив — это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Исходя из этого, можно сформулировать цель внеурочной деятельности в начальной школе: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, формирование гражданской ответственности.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

  • развивать познавательную активность.

  • развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

  • развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.

Актуальность программы

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно — нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.

 Инновационность разработанной воспитательной программы, на мой взгляд,  заключается в следующем:

  • использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и  социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;

  • возможность адаптировать традиционные формы работы к современным  требованиям, целям;

  • наличием заинтересованности участников  образовательного процесса в реализации данной программы;

  •  согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.

Принципы реализации программы

  • принцип целостности учебно-воспитательного процесса;

  • личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;

  • принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;

  • деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;

  • принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

  • принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Ценностные установки

  • патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Методы и формы

  • беседа

  • наблюдение

  • классный час

  • занятие — практикум

  • экскурсия

  • тематические праздники и вечера

  • устный журнал

  • дискуссия

  • конкурс

  • соревнование

  • олимпиада

  • интеллектуальная игра

  • проектная деятельность

  • акция

  • встречи с интересными людьми

Планируемые результаты

Личностные качества:

У выпускника будут сформированы:

· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,

· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

· установка на здоровый образ жизни;

· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;

· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные качества:

Выпускник научится:

· принимать и сохранять учебную задачу;

· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

· различать способ и результат действия;

· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные качества:

· Выпускник научится:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

· сообщения в устной и письменной форме;

· осуществлять синтез как составление целого из частей;

· проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

· осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Коммуникативные качества:

Выпускник научится:

· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

· задавать вопросы.

Модель выпускника начальной школы:

К концу обучения в начальной школе у ребенка должны быть сформированы следующие качества:

  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

  • использование начал эстетической, духовной, правовой культуры, экологической грамотности при анализе простейшей жизненной ситуации;

  • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная);

  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

  • инициативность, самостоятельность и навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)

Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы)

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.

Содержание программы

Моя страна(патриотическое воспитание)

социальное направление

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям.

Задачи:

    • сформировать элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

    • сформировать представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

    • сформировать элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;

    • развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

    • воспитывать уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

    • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

    • сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

    • развивать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение;

    • прививать уважение к защитникам Родины;

Виды деятельности и формы занятий:

      • получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Ленинградской области (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг);

      • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания);

      • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий);

      • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

      • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

  • организация встреч с ветеранами, тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.), военно–спортивный праздник «Зарница», волонтёрская деятельность: шефство.

Предполагаемый результат:

  • Формируется ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • Получены элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • Получен первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • Получен опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • Сформированы начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Мой мир

(духовно-нравственное направление)

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, забота о старших и младших, толерантность.

Задачи:

  • Сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • Научить различать хорошие и плохие поступки;

  • Дать представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

  • Сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • Формировать уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • Способствовать установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • Прививать бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • Научить пользоваться правилами вежливого поведения, культуры речи, «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • Формировать стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  • Сформировать представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • Сформировать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Виды деятельности и формы занятий:

  • получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);

  • участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

  • ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школе — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

  • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

  • получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

  • расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Предполагаемый результат:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Моё здоровье

(спортивно-оздоровительное направление)

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Задачи:

  • формировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • формировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • способствовать формированию элементарных представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • формировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • формировать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • формировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

  • формировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • формировать отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Виды деятельности и формы занятий:

  • приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов);

  • участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

  • практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки ( при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);

  • составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

  • получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ );

  • получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива — в ходе бесед с педагогами, психологом и социальным педагогом, медицинскими работниками, родителями;

  • получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологом, медицинскими работниками, родителями, классных часов, игр).

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Мои исследования

(общеинтеллектуальное направление)

Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Задачи:

  • развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • организовывать элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Виды деятельности и формы занятий:

  • усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой ( беседы, просмотр учебных фильмов, внутриклассные конкурсы , интеллектуальные игры внутри класса, интеллектуальные бои, проектная деятельность, предметные недели, уроки знаний, конкурсы, викторины, познавательные беседы, игры.);

  • получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю, выполнения творческих работ);

  • получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности( экологических акциях, участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов);

  • интерактивные занятия;

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к природе;

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в гимназии

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах

  • первоначальный опыт исследовательской деятельности

Мои увлечения

(общекультурное направление)

Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Задачи:

  • способствовать формированию представлений о душевной и физической красоте человека;

  • учить видеть красоту природы, труда и творчества;

  • развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

  • развивать интерес к занятиям художественным творчеством;

  • формировать стремление к опрятному внешнему виду;

  • формировать отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Виды деятельности и формы занятий:

  • знакомство с художественными ценностями культуры России, культур народов России
    (в ходе
    экскурсий к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

  • знакомство с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края (посещение фестивалей народного творчества, тематических выставок);

  • разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Знакомство с красотой окружающего мира через художественные образы;

  • получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (творческие работы, спектакли, концерты, проектная деятельность);

  • участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в школе своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

  • участие в художественном оформлении помещения классной комнаты.

Предполагаемый результат:

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Сотрудничество

(работа с родителями)

Цель. Создание условий для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленные на поддержку и развитие физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.

Задачи:

  • создание специально организованной системы сотрудничества и расширения поля позитивного общения с семьей;

  • обновление содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней;

  • воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;

  • организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

  • формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение родителей;

Система работы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание работы:

  • создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;

  • изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;

  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;

  • удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы

  • разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;

  • организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;

  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик — родитель»;

  • привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;

  • демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

  • поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы

Формы внеурочной деятельности:

  • родительские собрания, посещение семей учащихся;

  • анкетирование;

  • тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;

  • семейные праздники;

  • спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;

  • календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя и т.д.;

  • тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

  • походы выходного дня, экскурсии, викторины, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;

  • дни творчества, дни открытых дверей, дни общественной экспертизы.

Планируемый результат

  • возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;

  • активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей;

  • повышение педагогической грамотности родителей (в том числе, посредством ресурсов сети Интернет);

  • активное участие родителей в жизнедеятельности класса и школы;

  • использование Интернет-технологий для более эффективного взаимодействия классного руководителя и родителей

Используемая литература.

  1. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

  2. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010

  3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы УМК Гармония.

  4. Программа формирования экологической культуры и здорового образа жизни. УМК Гармония

  5. Классные часы 1-4 класс Т.Н.Максимова.-М. ВАКО, 2008

  6. Справочник классного руководителя 1-4 класс Н.И.Дереклеева-М.ВАКО, 2008

  7. Интернет ресурсы

Приложение 1.

Диагностика нравственной воспитанности учащихся начальной школы

(по методике М. И.Шиловой)

Пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

Отношение к обществу. Отношение к умственному труду. Отношение к физическому труду. Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности) Саморегуляция личности (самодисциплина)

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).  Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень  нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности  (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Таким образом, формируется  оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т. Е. в разной форме и разными методами.

Диагностическая программа изучения уровня воспитанности младшего школьника

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу.

Отношение к родной природе

3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 – любит и бережет природу;
1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 – природу не ценит и не бережет.

Гордость за свою страну

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 – интересуется историческим прошлым;
1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 – не интересуется историческим прошлым.

Служение своими силами

3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 – находит дела на службу малому Отечеству;
1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

Забота о своей школе

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 – в делах класса участвует при побуждении;
0 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду Любознательность

Познавательная активность

3 – сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 – сам много читает;
1 – читает при побуждении взрослых, учителей
0 – читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 – стремится учиться как можно лучше
1 – учиться при наличии контроля;
0 – плохо учится даже при наличии контроля

Саморазвитие

3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 – есть любимое полезное увлечение;
1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 – во внеурочной деятельности не участвует.

Организованность в учении

3 – работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 – работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 – на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду. Трудолюбие

Инициативность и творчество в труде

3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 – участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

Самостоятельность

3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 – трудится при наличии контроля;
0 – участия в труде не принимает

Бережное отношение к результатам труда

3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 – бережет личное и общественное имущество;
1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

Осознание значимости труда

3 – осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 – не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 – не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям. Доброта и отзывчивость

Уважительное отношение к старшим

3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 – уважает старших;
1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 – не уважает старших, допускает грубость.

Дружелюбное отношение к сверстникам

3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 – груб и эгоистичен

Милосердие

3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 – сочувствует и помогает слабым, больным;
1 – помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 – неотзывчив, иногда жесток

Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 – не всегда честен;
0 – нечестен

Отношение к себе Самодисциплина

 Самообладание и сила воли

3 – проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;  2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 – силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 – нормы и правила не соблюдает

Организованность и пунктуальность

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 – своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 – начатые дела не выполняет

Требовательность к себе

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках

Приложение 2.

Тематика родительских собраний

1-й класс

1. Особенности интеллектуального и личностного развития семилетних детей.

2. Детская самостоятельность и её границы

3.Физическое развитие школьника в школе и дома

4. Поощрение и наказание в семье.

  2-й класс

1. Особенности учебников, по которым учатся наши дети.

2. Работа с информацией в начальной школе.

3. Портфолио ученика начальной школы.

4. Комплексные контрольные работы, как средство оценки достижений учащегося

  3-й класс

1. Домашние задания и их назначение.

2. Трудовое обучение ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств

3. Формирование правильного типа читательской деятельности.

4. Семейные праздники и их значение для ребенка.

4-й класс

1. Ваш ребенок взрослеет.

2. О чем может рассказать школьный дневник.

3. Способности и прилежание – звенья одной  цепи.

4.Роль самооценки в формировании личности.

План внеурочной деятельности

2014-15 г

Содержание

сроки

Моя страна

Мой мир

Моё здоровье

Мои

исследования

Мои увлечения

Сотрудничество

Сентябрь

Кл час «С чего начинается Родина»

Час общения «Я хочу быть здоровым , — я учусь быть здоровым»

Конкурс компьютерного рисунка

«Краски природы»

«Мои любимые книжки»

Презентация книг, прочитанных летом.

Индивидуальные консультации.

Тренинги «Домашнее задание вместе»

Октябрь

Заочное путешествие «Чем богата наша страна»

Час общения «А гражданином быть обязан»

Акция ко дню пожилого человека «Наше почтение»

Беседа «Причины несчастных случаев»

Спортивный праздник «Народные игры»

Урок-исследование «Во саду ли, в огороде»

Музыкальный вечер «Льётся музыка»

Родительское собрание «Домашние задания и их назначение»

Ноябрь

Проект «Символы Родины»

Классный час «Живем в мире и согласии»

Беседа «Спешите делать добро»

Классный час «Памятные даты моей семьи»

Игра «Путешествие по рекам, странам, городам»

Экскурсия «Встреча с прекрасным»

Концерт «Мамины руки, нет их теплее…»

Декабрь

Классный час

«Героические страницы истории моей страны»

Урок благотворительности «Кому нужна моя помощь?»

Игра-викторина «Почему важно не забывать о гигиене»

Устный журнал «И вот сама идет волшебница-зима»

Акция «Помоги птицам зимой»

Театрализованный конкурс «Карнавал»

Родительское собрание . «Трудовое обучение ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств»

КТД «Новый год у ворот»

Январь

Час общения «Газетное слово о жизни в мире»

Классный час «Медаль за оборону Ленинграда»

Устный журнал «Загляните в семейный альбом»

«Вечер веселых вопросов и ответов»

Экскурсия «Встреча с прекрасным»

Развлечение «Строим снежный город»

Февраль

Творческая работа «Они сражались за Родину»

Спортивный праздник «Богатырские забавы»

Внутриклассная олимпиада «Знатоки природы»

«Истории любви моего дома» творческая работа

Родительское собрание «Формирование правильного типа читательской деятельности.»

Март

Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Экологическая беседа «Человек- хозяин природы»

Кл. час «Праздник –проказник»

День открытых дверей «Вместе на урок»

Семейные посиделки «Бабушка рядышком»

Апрель

Игра «Путешествие по Ленинградской области»

Ролевая игра «Разговор о честности»

Беседа «Азбука безопасного поведения»

Экологический проект «В мире цветов»

Праздник поэзии «Певцы родной природы»

Май

Участие в акции «Бессмертный полк»

Вечер памяти «Мы пришли к тебе, Победа, помня павших имена»

Игры «Мой веселый, звонкий мяч!»

Внеклассное занятие «На лесной поляне»

Брейн-ринг «Экология, биология»

Творческий конкурс «Мисс весеннее очарование»

Родительское собрание «Семейные праздники и их значение для ребенка.

Туристический поход

Внеурочная деятельность в течение года дополняется участием в общешкольных мероприятиях и конкурсах различного уровня.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here