Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Естествознание

Секреты воздуха

Лось Александр Дмитриевич

обучающийся 2 б класса

Шкут Елена Васильевна,

педагог МБОУ гимназии №19 г. Липецка

Липецк 2013

Оглавление

  1. Введение. 3

  2. Цель исследования. 4

  3. Основная часть. 5

  4. Опыты в домашних условиях. 6

1 Опыт. Имеет ли воздух массу?

2 Опыт. Занимает ли воздух место? 7

3 Опыт. Изменится ли вес воздуха при нагревании? 8

4 Опыт. Что происходит с объемом воздуха при изменении температуры? 9

  1. Библиографический список. 10

Введение

Задуматься о свойствах воздуха меня заставил случай. Во время чаепития я нечаянно пролил чай, а дедушка показал, как не выливается вода даже из перевернутого стакана. Оказывается это связано с воздухом. Дедушка рассказал, что воздух может и не такое.

Что же может воздух? Воздух может приводить в движение ветряные мельницы, перемещать по воде парусные корабли. Существует даже пневматическая почта!

У меня возникло много вопросов, и я решил их исследовать. Для начала мне нужно было

собрать теоретический материал. Это стало первым этапом моего исследования: сбор и изучение имеющейся литературы. Изучая справочную литературу, я узнавал новые сведения о свойствах воздуха. В энциклопедии я прочитал о смерче.

Смерч – атмосферный вихрь в виде воронки шириной около 100 метров. Скорость ветра внутри смерча достигает 500 километров в час!

В познавательной телевизионной программе «Галилео» показывали и объясняли принцип работы аэродинамической трубы. При вертикальном расположении трубы силой движения воздуха удерживается даже человек!

Из учебника физики А.В. Перышкина я узнал, что воздух – это смесь различных газов и водяного пара. Основной компонент это азот, его содержится 78%, еще 21% кислорода. Все эти вещества, состоят из очень маленьких частичек, называемых молекулами. Молекулы имеют вес и находятся в постоянном движении. Насколько быстро движутся молекулы, зависит от температуры. Второй этап включал систематизацию собранного материала по выбранным критериям. Третий этап включил практические исследования свойств воздуха (простые опыты в «домашних условиях»). На заключительном этапе, используя различные источники, имея накопленный материал, учитывая собственные впечатления и наблюдения, я оформил полученные результаты и выводы в работе «Секреты воздуха». Следующим этапом моей исследовательской деятельности станет изучение биологических свойств воздуха, а так же его роли в жизни человека. В работе использованы различные методы и способы исследования: метод сбора и обработки данных, анализ справочной литературы, обобщение результатов, метод погружения и метод проектов. При проведении опытов использовал «Большую книгу экспериментов для школьников» и интернет ресурсы.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: провести опыты, которые помогут понять свойства воздуха.

Оборудование:

2 воздушных шарика, стержень, нитки, иголка; стакан, газета, лист тонкого картона; карандаш, нитки, электролампа, бутылка, воздушный шарик, емкость с горячей и холодной водой, фотоаппарат.

1 Опыт «Масса воздуха»: доказать, что воздух имеет массу.

2 Опыт «Объем воздуха»: убедиться в том, что воздух занимает место.

3 Опыт «Отношение температуры и веса воздуха»: убедиться в том, что вес воздуха зависит от температуры.

4 Опыт «Поведение воздуха при изменении температуры»: доказать, что перепад температуры приводит к изменению объёма воздуха.

Сформулировать выводы, полученные в результате опытов.

Основная часть

Воздух — естественная смесь газов, образующая земную атмосферу. Он необходим для нормального существования большинства наземных 

Опыты, проведённые в домашних условиях

В домашних условиях я провёл 4 опыта, которые помогли понять свойства воздуха. Представляю

описание этих опытов.

1 Опыт «Масса воздуха»

Цель моего исследования: доказать, что воздух имеет массу.

Оборудование: 2 воздушных шарика, стержень, нитки, иголка.

Описание опыта: закрепляем два одинаково надутых шарика на стержне, уравновешиваем их. Иголкой проколем один из шариков, то есть выпустим воздух. Увидим, что равновесие изменилось.

Вывод: воздух имеет массу.

2 Опыт «Объем воздуха»

Цель исследования: убедиться в том, что воздух занимает место. Оборудование: емкость с водой, стакан, кусок газеты.

Описание опыта: возьмём ёмкость с водой, стакан, кусок газеты. Закрепим на дне стакана бумагу и, перевернув стакан, погрузим его в воду. Затем вынимаем стакан из воды, а из стакана сухую бумагу.

Вывод: воздух имеет объем, именно из-за него вода не намочила бумагу.

3 Опыт «Отношение температуры и веса воздуха»

Цель исследования: убедиться в том, что вес воздуха зависит от температуры.

Оборудование: лист тонкого картона, карандаш, нитки, электролампа.

Описание опыта: из тонкого картона вырезаем спираль и подвешиваем ее на нитку над источником теплого воздуха. Спираль начала двигаться, потому что горячий воздух стал легче, и он поднимается вверх, при этом вращая спираль.

Вывод: вес воздуха зависит от температуры.

4 Опыт «Поведение воздуха при изменении температуры»

Цель: доказать, что перепад температуры приводит к изменению объёма воздуха.

Оборудование: бутылка, воздушный шарик, емкость с горячей водой и емкость с холодной водой.

Описание опыта: Надеваем шарик на горлышко бутылки и опускаем бутылку в горячую воду – шарик надувается, потому что горячий воздух стал подниматься вверх. Опустим теперь бутылку в холодную воду, шарик сдувается, т.к. воздух охлаждается и опускается вниз.

Вывод: повышение температуры приводит к тому, что молекулы, из которых состоит воздух, начинают двигаться быстрее и чаще ударяют по стенкам, ограничивающим их полет. В результате давление внутри этого объема увеличивается. При понижении температуры – обратный эффект.

Библиографический список

  1. Большая детская энциклопедия. – М., Махаон, 2007.

  2. Большая книга экспериментов для школьников. – М., Росмэн, 2001.

  3. Увлекательные опыты с воздухом”. ООО, “Издательство Астрель”

  4. Интернет-ресурсы.

  5. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» 2 класс. М., «Просвещение», 2000г.

  6. Пименова О. Г. Воздух. Свойства воздуха. Журнал «Начальная школа», №2, 2003 год.

  7. Юному эрудиту обо всем”, Издательство Махаон, 2008 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here