Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Естествознание
Секреты воздуха
Лось Александр Дмитриевич
обучающийся 2 б класса
Шкут Елена Васильевна,
педагог МБОУ гимназии №19 г. Липецка
Липецк 2013
Оглавление
-
Введение. 3
-
Цель исследования. 4
-
Основная часть. 5
-
Опыты в домашних условиях. 6
1 Опыт. Имеет ли воздух массу?
2 Опыт. Занимает ли воздух место? 7
3 Опыт. Изменится ли вес воздуха при нагревании? 8
4 Опыт. Что происходит с объемом воздуха при изменении температуры? 9
-
Библиографический список. 10
Введение
Задуматься о свойствах воздуха меня заставил случай. Во время чаепития я нечаянно пролил чай, а дедушка показал, как не выливается вода даже из перевернутого стакана. Оказывается это связано с воздухом. Дедушка рассказал, что воздух может и не такое.
Что же может воздух? Воздух может приводить в движение ветряные мельницы, перемещать по воде парусные корабли. Существует даже пневматическая почта!
У меня возникло много вопросов, и я решил их исследовать. Для начала мне нужно было
собрать теоретический материал. Это стало первым этапом моего исследования: сбор и изучение имеющейся литературы. Изучая справочную литературу, я узнавал новые сведения о свойствах воздуха. В энциклопедии я прочитал о смерче.
Смерч – атмосферный вихрь в виде воронки шириной около 100 метров. Скорость ветра внутри смерча достигает 500 километров в час!
В познавательной телевизионной программе «Галилео» показывали и объясняли принцип работы аэродинамической трубы. При вертикальном расположении трубы силой движения воздуха удерживается даже человек!
Из учебника физики А.В. Перышкина я узнал, что воздух – это смесь различных газов и водяного пара. Основной компонент это азот, его содержится 78%, еще 21% кислорода. Все эти вещества, состоят из очень маленьких частичек, называемых молекулами. Молекулы имеют вес и находятся в постоянном движении. Насколько быстро движутся молекулы, зависит от температуры. Второй этап включал систематизацию собранного материала по выбранным критериям. Третий этап включил практические исследования свойств воздуха (простые опыты в «домашних условиях»). На заключительном этапе, используя различные источники, имея накопленный материал, учитывая собственные впечатления и наблюдения, я оформил полученные результаты и выводы в работе «Секреты воздуха». Следующим этапом моей исследовательской деятельности станет изучение биологических свойств воздуха, а так же его роли в жизни человека. В работе использованы различные методы и способы исследования: метод сбора и обработки данных, анализ справочной литературы, обобщение результатов, метод погружения и метод проектов. При проведении опытов использовал «Большую книгу экспериментов для школьников» и интернет ресурсы.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: провести опыты, которые помогут понять свойства воздуха.
Оборудование:
2 воздушных шарика, стержень, нитки, иголка; стакан, газета, лист тонкого картона; карандаш, нитки, электролампа, бутылка, воздушный шарик, емкость с горячей и холодной водой, фотоаппарат.
1 Опыт «Масса воздуха»: доказать, что воздух имеет массу.
2 Опыт «Объем воздуха»: убедиться в том, что воздух занимает место.
3 Опыт «Отношение температуры и веса воздуха»: убедиться в том, что вес воздуха зависит от температуры.
4 Опыт «Поведение воздуха при изменении температуры»: доказать, что перепад температуры приводит к изменению объёма воздуха.
Сформулировать выводы, полученные в результате опытов.
Основная часть
Воздух — естественная смесь газов, образующая земную атмосферу. Он необходим для нормального существования большинства наземных
Опыты, проведённые в домашних условиях
В домашних условиях я провёл 4 опыта, которые помогли понять свойства воздуха. Представляю
описание этих опытов.
1 Опыт «Масса воздуха»
Цель моего исследования: доказать, что воздух имеет массу.
Оборудование: 2 воздушных шарика, стержень, нитки, иголка.
Описание опыта: закрепляем два одинаково надутых шарика на стержне, уравновешиваем их. Иголкой проколем один из шариков, то есть выпустим воздух. Увидим, что равновесие изменилось.
Вывод: воздух имеет массу.
2 Опыт «Объем воздуха»
Цель исследования: убедиться в том, что воздух занимает место. Оборудование: емкость с водой, стакан, кусок газеты.
Описание опыта: возьмём ёмкость с водой, стакан, кусок газеты. Закрепим на дне стакана бумагу и, перевернув стакан, погрузим его в воду. Затем вынимаем стакан из воды, а из стакана сухую бумагу.
Вывод: воздух имеет объем, именно из-за него вода не намочила бумагу.
3 Опыт «Отношение температуры и веса воздуха»
Цель исследования: убедиться в том, что вес воздуха зависит от температуры.
Оборудование: лист тонкого картона, карандаш, нитки, электролампа.
Описание опыта: из тонкого картона вырезаем спираль и подвешиваем ее на нитку над источником теплого воздуха. Спираль начала двигаться, потому что горячий воздух стал легче, и он поднимается вверх, при этом вращая спираль.
Вывод: вес воздуха зависит от температуры.
4 Опыт «Поведение воздуха при изменении температуры»
Цель: доказать, что перепад температуры приводит к изменению объёма воздуха.
Оборудование: бутылка, воздушный шарик, емкость с горячей водой и емкость с холодной водой.
Описание опыта: Надеваем шарик на горлышко бутылки и опускаем бутылку в горячую воду – шарик надувается, потому что горячий воздух стал подниматься вверх. Опустим теперь бутылку в холодную воду, шарик сдувается, т.к. воздух охлаждается и опускается вниз.
Вывод: повышение температуры приводит к тому, что молекулы, из которых состоит воздух, начинают двигаться быстрее и чаще ударяют по стенкам, ограничивающим их полет. В результате давление внутри этого объема увеличивается. При понижении температуры – обратный эффект.
Библиографический список
-
Большая детская энциклопедия. – М., Махаон, 2007.
-
Большая книга экспериментов для школьников. – М., Росмэн, 2001.
-
“Увлекательные опыты с воздухом”. ООО, “Издательство Астрель”
-
Интернет-ресурсы.
-
Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» 2 класс. М., «Просвещение», 2000г.
-
Пименова О. Г. Воздух. Свойства воздуха. Журнал «Начальная школа», №2, 2003 год.
-
“Юному эрудиту обо всем”, Издательство Махаон, 2008 г.