Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 классе
Учитель: Широня Оксана Викторовна
Место работы: МБОУ «Емельяновская СОШ»
Предмет и УМК: Литературное чтение, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема учебного занятия: Леонид Яхнин «Музыка леса»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Место урока: 1урок в главе «Природа для поэта – любимая и живая» (3 глава-2 часть учебника)
Цели и ожидаемый результат:
-
способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения, организовать творческую деятельность учащихся по восприятию и осмыслению произведения; развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование интереса к изучению литературного чтения;
-
подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли – наблюдательность, развитое воображение и любовь к природе позволяют увидеть и услышать всю красоту окружающего мира.
Задачи урока:
Образовательные:
-
познакомить с творчеством Л. Яхнина, раскрыть идейный смысл его произведения;
-
создать условия для развития фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, делать выводы;
-
формировать коммуникативные навыки учебной деятельности, практической работы в группе ( в паре), культуру поведения, чувство взаимопомощи;
-
формировать умение представлять свои творческие работы;
-
формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Развивающие:
-
развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
-
совершенствовать культуру речи учащихся. развивать навыки выразительного чтения, образного мышления, вызвать душевный отклик на произведения о природе;
-
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, обогащать и развивать словарный запас, навыки практической работы в группе, развивать чувство прекрасного;
-
развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
Воспитательные:
-
воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
-
формировать интерес к изучению литературного чтения. любовь к поэзии, бережное отношение к природе.
Метапредметные результаты:
-
регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; иметь способность к целеполаганию; планировать и прогнозировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности; формировать навыки учебной деятельности учащихся, умение планировать свою деятельность, оценивать результат своей деятельности;
-
познавательные УУД: воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту. формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
-
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей и коллективной деятельности, доброжелательности.
Прогнозируемые результаты: интерес к поэзии, расширение кругозора, увидеть результат своей деятельности.
Методы обучения: словесный(беседа), наглядный(презентация), частично-поисковый(работа по тексту, в парах), практический( творческая работа в группах), прослушивание фонограммы «Звуки леса».
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), автор: Н. А. Чуракова, аудиозапись «Звуки леса», модель солнца( из бумаги), сигнальные карточки, смайлики- солнышки(из цветной бумаги), презентация, канцелярские принадлежности, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска (экран), различные принадлежности для создания шумового эффекта, на отдельных листах распечатанные фрагменты стихотворений (4 карточки), конверты с планом действий.
Подготовительная работа: чтение наизусть.
Содержание и технология урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД | |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цели: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, заинтересовать учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на других произведениях.
| — Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости. Меня зовут Оксана Викторовна. — Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Рифмованное приветствие — Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас! -Улыбнитесь друг другу. -Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Подарите каждому По кусочку солнышка, Пусть добром наполнятся Души их до донышка. — Я хочу вам подарить вот такое солнышко (показать на слайде1 солнце). -Но это необычное солнышко. В его центре написано «На уроке я хочу…». -Нужно подобрать подходящие слова . — Молодцы! -Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится и в классе засияет множество маленьких солнышек. | Самоконтроль готовности к уроку.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Настраиваются на работу.
Ребята подбирают слова, что они будут предположительно делать на уроке.
| Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность. |
2.Актуализация знаний. Цели: обобщить знания и умения учащихся по ранее изученному материалу, опираясь на жизненный опыт.
Выявление места и причины затруднения.
Цели: постановка учебной проблемы
| — Мы сейчас с вами совершим небольшое путешествие. Мы отправимся в страну ПОЭЗИЯ . …. подготовил для нас стихотворение.(один ученик читает стих-е о лесе) — Ребята, о чём это стихотворение?(о лесе, о природе). — А каких вы знаете поэтов, которые писали о природе? — А как вы думаете, почему мы с вами заговорили о природе? — Мы неслучайно о ней заговорили. -Сегодня мы начинаем изучать новую главу. Прочитайте её название. (Запись на слайде2 «Природа для поэта – любимая и живая») — Как вы думаете, о чём будут произведения, помещённые в этой главе? — Автор, чьё произведение мы будем сегодня изучать, тоже писал о природе.( показать портрет на слайде3). Это Леонид Яхнин. — Знакомы вы с произведениями этого автора? ( немного напомнить о творчестве Яхнина) -Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. — Леонид Яхнин поможет раскрыть нам новые тайны природы. — Поднимите руки те, кто хочет раскрыть эти тайны. — Ребята, а как вы думаете, музыка и природа связаны между собой? — Попробуйте дать определение слову «музыка»(слайд4). Работа в паре — Где можно услышать музыку? — Обсудите в паре и напишите на листочках с помощью каких музыкальных инструментов можно воспроизвести музыку. — Давайте мы послушаем, что вы написали. Оцените свою работу на этом этапе. Улыбнитесь друг другу, если вы считаете, что справились с задачей. — То есть получается, что музыку мы можем услышать с помощью определённых инструментов. — А теперь представьте, что мы очутились в лесу. -Я вам сейчас предлагаю прослушать небольшой фрагмент и подумать звучит ли здесь музыка и какие инструменты играют. — Что вы слышали? — А звучат ли здесь музыкальные инструменты? — Можно ли это назвать музыкой?
— А давайте выясним, что думает об этом автор. -Найдите в «Содержании» имя и фамилию автора (Леонид Яхнин) и прочитайте название произведения.(слайд5) Предопределение учащимися содержания нового произведения. — По названию произведения, попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь. — Но мы ведь сказали, что как таковой музыки в лесу нет. -Итак, перед нами возникла проблема, мы слышали звуки леса, а стихотворение называется «Музыка леса».
| Ученик читает наизусть стихотворение о природе.
Ученики предположительно отвечают (идёт фронтальная работа).
Ученики говорят, что они знакомы с произведениями.
Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Ребята работают в паре, записывают какие они знают музыкальные инструменты.
Ребята слушают фонограмму « Звуки леса»
Звучат разные варианты ответов.
Ученики обращаются к «Содержанию» учебника.
| Регулятивные УУД: целеполагание, т.е. постановка учебной задачи, в соответствии с тем, что уже известно и усвоено учащимися.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу; целеполагание и планирование и оценка на данном этапе.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать, умение работать сообща; проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию.
Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; постановка и формулирование проблемы; установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование; ориентироваться в «Содержании» учебника.
|
3. Постановка темы и целей урока.
Цели: определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий.
| -Мы должны провести небольшое исследование и выяснить какая музыка звучит в стихотворении Леонида Яхнина. — Итак, тема урока (называют дети) Гипотеза: звуки природы –это музыка.(слайд6) Чтобы доказать гипотезу, мы должны поставить перед собой цель. Цели: ознакомиться с произведением и выяснить, что звуки природы, леса – это и есть музыка. | Формулируют тему урока, ставят цели.
| Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы;
Регулятивные УУД: постановка целей и задач урока(целеполагание); |
4.Построение проекта выхода из затруднений.
Цели: наметить план действий, для решения учебных задач.
| — Для того, чтобы добиться цели урока, мы должны составить план действий. Работа в паре. -Сейчас поработаем немного в паре. -Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке. ( после ответа ребят на слайде7 план)
План 1. Ознакомиться с произведением. 2. Ответить на вопросы. 3. Определить основную мысль стихотворения(что хочет нам сказать автор). 4. Оценить свою работу на уроке. — Что нам нужно для осуществления плана, какие средства? — Оцените свою работу, похвалите себя. | На слайде6 план действий
Дети строго следуют указаниям учителя и отвечают на его вопросы.
Дети составляют план достижения цели и определяют средства.
| Регулятивные УУД: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование, т.е. предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; знаково-символическое моделирование; умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы. Личностные УУД: оценивание себя, своих возможностей. Коммуникативные УУД: умение работать в паре. |
5.Реализация построения проекта. (Открытие нового знания)
Цели: организовать учебно-познавательную деятельность учащихся; обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.
| Словарная работа. (слайд 8) На доске слова с картинками: кузнечик, пчела, белка, грач, стрекоза. — Ребята, на каком уроке вы познакомились с этими животными? (окружающий мир) (Крона – верхняя ветвистая часть дерева.) — Можно предположить, какая их роль в стихотворении? — Давайте мы это выясним. Чтение стихотворения учителем. Проверка первичного восприятия. — Вам понравилось стихотворение? — Какие слова вам были непонятны? — А кто нам рассказал эту историю?(герой – рассказчик) — За кем он наблюдал? Работа над содержанием стихотворения. Работа в паре. — Обсудите друг с другом в паре: с чем герой сравнивает белку? (рыжею метёлкой) А ваш сосед по парте расскажет вам, чью музыку герой узнал?(цвин-цвин-цвин, кузнечик стрекотал). — А как называет стрекоз, найдите и прочитайте. — А паутину с паучком? Опять оцените себя. — Давайте мы немного отдохнём. Динамическая пауза Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела! — Молодцы, ребята. Напомните, какое произведение читаем? Что мы должны выяснить?
| Ребята называют животных (на слайде), предположительно отвечают на вопросы.
.
Ученики внимательно слушают стихотворение
Дети отвечают на вопрос учителя и оценивают свою работу на уроке. Работают в паре, выясняют, какие действия выполняют животные.
| ; Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей (связь с окружающим миром)
Регулятивные УУД: умение слушать в соответствии с целевой установкой; умение высказывать своё предположение
Познавательные УУД: (логические) анализ объектов с целью выделения общих признаков; умение извлекать информацию из текста; ориентироваться в учебнике; Коммуникативные УУД: умение работать в паре, умение слушать и прислушиваться к собеседнику.
Регулятивные УУД: умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
6. Первичное закрепление.
Цели: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию.
| — А сейчас я предлагаю вам прочитать это стихотворение и попробовать передать те чувства, которые герой передаёт нам. Выразительное чтение детьми по частям( по цепочке) — Какое открытие сделал герой этого стихотворения?(в лесу он не один) — Найдите подтверждение в тексте.(дети зачитывают последние строки) — Мог ли сделать такое открытие человек, который не любит природу? — Какова основная мысль этого стихотворения? — Только внимательный, чуткий человек, казалось бы, в обычных вещах может увидеть и услышать не просто звуки природы, а целую музыку. — А тогда, название стихотворения выражает его тему или основную мысль? (основную мысль) — Рассмотрите иллюстрации, какое настроение они создают? Почему? (Художник в шутливой форме изобразил всех, кто участвовал в создании музыки леса) — Вспомните, что мы должны были доказать? (что в лесу тоже звучит музыка) — Мы прочитали стихотворение, ознакомились с действиями. Скажите, кто главные исполнители этой музыки? — А все ли могут слышать эту музыку? — А какими качествами должен обладать человек?(быть чутким и внимательным к окружающей природе) -Оцените себя . | Ученики ( 5 человек) выразительно по цепочке читают стихотворение.
Ребята работают по иллюстрации учебника.
| Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение доказывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, коррекция знаний; оценка своих действий; саморегуляция- способность к преодолению препятствий, мобилизация сил.
Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
|
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: формировать умение работать коллективно в одном проекте, сотрудничать в группе; проверить свои предположения на практике.
| Учитель организует деятельность по применению новых знаний, опираясь на жизненный опыт детей. (слайд 9- природа) — Как люди могут выразить любовь к природе? (Сочинить песню, нарисовать картину, сочинить музыку, стихотворение) — Итак, мы выяснили, что животные и растения леса создают музыку, но эту музыку может услышать только внимательный и чуткий человек. — Я предлагаю вам самим поучаствовать в создании этой необычной музыки.
Творческая работа по группам. Каждой группе своё задание: Происценировать одно четверостишие: один представитель читает указанный отрывок, а остальные с помощью различных средств пробуют озвучить действующих лиц. 1группа: Я в тишине бродил один И вдруг услышал цвин-цвин-цвин! Я эту музыку узнал- В траве кузнечик стрекотал. 2 группа: Над головой моей пчела Росинку мёда пронесла. И белка рыжею метёлкой Мелькнула над лохматой ёлкой. 3 группа: Из кроны клёна вырезной Грачи кричали надо мной. Лесная мышь из тайной норки За мной следила глазом зорким. 4 группа: Чертили воздух вкривь и вкось Цветные крестики стрекоз. И круглоспинный паучок Плёл паутинный свой сачок. Оцените себя. | Творческое задание, выполняют в группах. Один ученик читает фрагмент, остальные дети изображают животных, имитируют звуки. | Коммуникативные УУД: умение работать в группе.
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действий и его результата; коррекция знаний, т.е. внесение дополнений и изменений в формулировании выводов; оценка своей деятельности; саморегуляция- способность к преодолению препятствий, мобилизация сил.
Познавательные УУД: создание способов решения проблемы творческого характера. |
8.Рефлексия
Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Контрольно – оценочный этап
Домашнее задание | -Молодцы! Я думаю мы все получили хороший заряд энергии. (Далее учитель подводит итог) — С каким произведением познакомились? — Кто автор ? — Какая у нас возникла проблема в начале урока? — Что мы предполагали? -Какую ставили перед собой цель? -Как мы добивались этой цели? -Наша гипотеза подтвердилась? — Как вы думаете, для чего автор написал это стихотворение? Что хотел нам сказать?
— На столах у вас лежат нарисованные солнышки . Вы нарисуете на солнышках то настроение, которое у вас вызвал урок . Я надеюсь класс засияет от ваших улыбок на маленьких солнышках. Домашнее задание. На выбор: 1) выразительное чтение У с.104-105 2) рисунок к любому фрагменту стихотворения(с. 104 – 105). -Спасибо всем. Мне сегодня с вами было очень интересно работать! Надеюсь и вы узнали для себя много интересного.
| Дети подводят итоги урока, начинают с проблемы, целей4 рассказывают что они делали в процессе урока, чтобы доказать гипотезу, что в лесу звучат не просто звуки, а целая музыка.
Ученики выбирают домашнее задание. | Регулятивные УУД: оценка, т.е. осознание качества и уровня усвоения знаний на уроке; внесение дополнений и корректив.
Личностные УУД: самооценка; осознанность учения. |