Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Савинская средняя общеобразовательная школа»
Палласовского муниципального района Волгоградской области
согласовано | утверждаю | |
на заседании МО | зам. директора | директор школы |
Протокол №1 от
|
| Порываева А.Н. |
Трегубова Л.Н. |
|
|
« » 2014 год
| « » 2014 год
| « » 2014год |
ПРОГРАММА КРУЖКА
«СВОИМИ РУКАМИ»
для учащихся 1-3 классов
| Автор программы Трегубова Л.Н., учитель начальных классов высшей квалификационной категории |
с. Савинка.
Пояснительная записка
Век бурно развивающихся технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становятся менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практичным, но и духовным. Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.
Основные цели работы кружка
-
Всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие учащихся;
-
Формирование практических трудовых навыков;
-
Развитие индивидуальных творческих способностей, самореализация учащихся в творчестве;
-
Пробуждение интереса к новым направлениям народного творчества;
-
Развитие чувства красоты и гармонии.
Задачи:
-
Развитие творчества, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления;
-
Овладение начальными технологическими знаниями, умениями, навыками, опытом практической деятельности по созданию поделок, способами планирования и организации досуговой деятельности, навыками сотрудничества;
-
Воспитание уважительного отношения к результатам труда, интереса к трудовой деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества, развитие художественного вкуса.
Программа кружка построена на принципах научности, доступности, наглядности и практических действий. Знакомит учащихся с определенным кругом знаний, обеспечивает формирование общедоступных умений – умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Программа разработана с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Рабочая программа кружка «Своими руками» рассчитана на школьников начальных классов и состоит из следующих разделов:
-
Вводное занятие и экскурсия.
-
Работа с пластилином.
-
Работа с бумагой и картоном.
-
Работа с тканью и нитками.
-
Работа с бросовым материалом.
-
Работа с соленым тестом.
-
Работа с природным материалом.
Ее основная цель – научить детей создавать оригинальные поделки, игрушки, полезные вещи не только для дома и школы, используя различные материалы – бумагу, картон, пластилин, ткань, природные и бросовые материалы.
Содержание программы кружка предусматривает ознакомление учащихся с основами композиции, материаловедением, технологиями изготовления изделий из различных материалов. В процессе занятий учащиеся знакомятся с литературой и иллюстративным материалом. Теоретический материал усваивается в сочетании с практической работой. Богатое содержание – не единственное условие приобретения знаний. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. Этому способствует интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудиосопровождение, просмотр видеофильмов, использование методической литературы, наглядные пособия. В процессе практического обучения учащиеся осваивают виды обработки, технологию сборки.
Ведущую роль в программе занимает предметно-иллюстративный метод. Но предпочтение отдается и проблемному (наблюдение, анализ, синтез), исследовательскому, творческому методам обучения.
Для раскрытия содержания используются разнообразные формы организации деятельности учащихся: познавательные и занимательные занятия, групповая и индивидуальная работа, лекции, беседы, практические занятия, мини-проект экскурсии и сбор гербария и природного материала, создание фотоальбома поделок учащихся, компьютерные презентации, выставки творческих работ учащихся.
Теоретическая часть включает краткое пояснение по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких занятий. На начальном этапе работы осваиваются приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы. Пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.
В результате работы по программе кружка «Своими руками» у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные УУД:
-
Внутренняя позиция ученика на уровне положительного отношения к труду, творчеству.
-
Познавательный интерес к новому учебному материалу.
-
Способность к самооценке своих действий.
Регулятивные УУД:
-
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
-
Адекватно воспринимать оценку учителя, своих товарищей, родителей и других людей.
-
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы.
Познавательные УУД:
-
Осуществлять поиск нужной информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников и Интернета.
-
Осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
-
Строить сообщения в устной и письменной форме.
-
Устанавливать причинно-следственные связи.
-
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД:
-
Адекватно использовать речевые средства для обучения.
-
Допускать сосуществование различных точек зрения.
-
Учитывать разные мнения.
-
Стремиться к координации действий.
-
Формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях.
-
Контролировать действия партнеров.
Актуальность программы кружка «Своими руками» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественный вкус.
К концу обучения учащиеся должны знать:
-
Название и назначение материалов.
-
Название и назначение инструментов и приспособлений.
-
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
-
Анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
-
Правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
-
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-
Экономно размечать материал с помощью шаблона, сгибать листы бумаги, работать ножницами, иголкой, шилом.
Условия реализации программы.
Инструменты и приспособления:
-
Карандаши (простые и цветные);
-
Линейка;
-
Фломастеры;
-
Ножницы;
-
Шило;
-
Кисточки для клея и красок;
-
Иголки швейные;
-
Доски для работы с пластилином и соленым тестом.
Материалы:
-
Пластилин;
-
Бумага (белая и цветная);
-
Картон (белый и цветной);
-
Ткань;
-
Мех;
-
Вата;
-
Нитки;
-
Пряжа;
-
Природный материал: ветки, семена, цветы, шишки, перья и т.д.;
-
Клей ПВА.
Тематическое планирование
для учащихся 2 класса.
Название раздела и количество часов |
Тема занятий |
Количество часов | |
1 |
Вводное занятие – 1 час.
|
Беседа-ознакомление детей с особенностями кружка. Требование к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Правила техники безопасности. |
1 |
2 |
Экскурсия – 1 час |
Экскурсия в парк. Сбор гербария и природного материала для поделок. Начало оформления фотоальбома кружка «Своими руками». |
1 |
3 |
Работа с пластилином – 4 час. |
|
1
1
1 1 |
4 |
Работа с бумагой и картоном – 8 час. |
|
1
1 1 1
3 1 |
5 |
Работа с тканью и нитками – 3 час. |
|
1
1 1 |
II часть
Название раздела и количество часов |
Тема занятий |
Количество часов | |
1 |
Работа с бросовым материалом — 7 час.
|
|
2
1
1 1 2 |
2 |
Работа с соленым тестом – 3 час. |
|
2
1 |
3 |
Работа с природным материалом – 7 час. |
|
1
1
2
1
1
1 |
Тематическое планирование
для учащихся 3 класса.
Название раздела и количество часов |
Тема занятий |
Количество часов | |
1 | Вводное занятие – 1 час.
| Беседа-ознакомление детей с особенностями кружка. Требование к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Правила техники безопасности. | 1 |
2 | Экскурсия – 1 час. | Экскурсия в парк. Сбор гербария и природного материала для поделок. Продолжение оформления фотоальбома кружка «Своими руками». | 1 |
3 | Работа с природным материалом – 8 час. |
| 1 1 2 1
2 1 |
4 | Работа с пластилином и соленым тестом – 3 час. |
| 1
2 |
5 | Работа с бросовым материалом – 9 час. |
| 1
1
2 1
2 1 1 |
6 | Работа с бумагой и картоном – 8 час. |
| 1 1 1
3
2 |
7 | Работа с тканью и нитками – 3 час. |
| 1 1 1 |
8 | Итоговое занятие – 1 час. | Компьютерная презентация. | 1 |