1. Межуева Антонина Викторовна
2. МБОУ СОШ №16 г.Пятигорск
3. Учитель начальных классов
Программа по внеурочной деятельности
общекультурное направление
«Волшебная мастерская»
Возраст детей: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Пояснительная записка
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает организацию трудовой деятельности младших школьников, как одно из важнейших звеньев во внеклассной работе с младшими школьниками, в процессе которой в органическом единстве решаются задачи художественно-эстетического воспитания, образования и развития детей, вовлечение их в разнообразные виды общественно-полезной, коллективной и творческой деятельности.
Художественно-эстетическое направление открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе интеллектуальной активности, речи, воли, чувств, осуществляет поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Предлагаемая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Она дополняет и расширяет курсы «Технология» и «Окружающий мир».
Данная программа учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.
В настоящее время в учебной деятельности дети получают навыки работы с разными материалами недостаточно. Поэтому в процессе работы кружка «Волшебная мастерская» следует обратить внимание на следующие моменты:
— работа с ножницами и клеем;
— развитие мелкой моторики;
— работа с аппликацией разного вида, с природными материалами;
— овладение новыми навыками в работе с бумагой, природными материалами.
В кружки объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельность: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.
Цель: формировать внутреннюю позицию школьника, мотивацию успеха, способность к творческому самовыражению, развивать художественно-творческую активность, интерес к предметно-преобразовательной деятельности, ценностное отношение к труду, родной природе.
Задачи:
-
формировать познавательную активность учащихся, развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к прикладному искусству;
-
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
-
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
-
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Предлагаемая программа способствует формированию у детей универсальных учебных действий: коммуникативных, метапредметных, регулятивных, личностных.
Программа отличается от уже существующих программ данного направления тем, что она ориентирована на развитие творческого потенциала соразмерно личной индивидуальности; учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приёмам и технологии изготовления различных изделий, сочетающих в себе эстетические и практические качества; творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в общественно-полезную деятельность.
Содержание работы в «Волшебной мастерской» очень разнообразно, оно не дублирует, а дополняет соответствующие разделы и темы учебной программы. Предполагается работа с бумагой и картоном, с тканью, занятие техническим моделированием, изготовление изделий из разных материалов, в разных сочетаниях.
Практические работы с использованием разных материалов представлены в учебной программе достаточно полно. Возможность использовать местные материалы позволяет значительно расширить тематику работ учащихся. Многообразие материалов, относимых учебной программой к группе разных, даёт возможность и во внеурочное время проводить интересную, содержательную учебно-воспитательную работу с младшими школьниками.
Очень значимым элементом во внеурочной деятельности является расширение общего кругозора детей, их знаний о материалах и инструментах.
Творческая художественная направленность занятий кружка проявляется не только в желании и умении выполн6ять изделия красивыми, аккуратными и нарядными, но и в предварительном обдумывании создаваемого образа.
Очень значимым элементом в кружковой работе является расширение общего кругозора детей, их знаний о материалах, инструментах.
Данная программа предназначена для детей 7-8 лет.
Срок реализации – 1 год.
Формы и методы работы на этих занятиях могут быть самыми разнообразными: игры (ролевые, сюжетно-ролевые), проблемные ситуации, работа в группах и парах, дискуссии, совместные праздники. При организации занятий работы кружка планируются творческие занятия, познавательные экскурсии, самостоятельная работа с литературой, праздники и т.д. Занятия проводятся 1 раз в неделю
К числу планируемых результатов освоения программы по общекультурному направлению «Волшебная мастерская» отнесены:
-
личностные результаты — проявление познавательного интереса к творческой деятельности, активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей;
-
метапредметные — ввести ребёнка в удивительный мир творчества, дать возможность поверить в себя, в свои способности, развить изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление и творческую индивидуальность на основе межпредметных связей.
-
предметные — готовить рабочее место и соблюдать «Правила рабочего человека»; умение работать с природным материалом, пластилином, бумагой, картоном и др.; размечать, разрезать ножницами, сгибать, склеивать; умения работать с различными инструментами и соблюдать технику безопасности; освоение различных способов деятельности, строго соблюдая безопасность работы; знать способы использования материалов; уметь выполнять работу аккуратно, качественно, соблюдая этапы изготовления поделки; учиться оценивать результат своей работы; учиться использовать приобретённый опыт в практической деятельности и в повседневной жизни.
Основными формами подведения итогов внеурочной деятельности являются тематические выставки, конкурсы, совместные праздники и т.д.
Учебно-тематический план
Разделы, темы | Всего часов | теория | практика | Сроки выполнения | |
| Работа с бумагой и картоном | 15 ч. |
|
|
|
1 | Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Танграм |
| 1
|
| сентябрь |
2 | Беседа «Как делают бумагу». Поделка «Змейка» |
| 1 |
| сентябрь |
3 | Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Поделка «Змейка» |
|
| 1 | сентябрь |
4 | Упражнение в вырезании. Аппликация «Орнамент» |
|
| 1 | сентябрь |
5 | Знакомство с симметрией. Складывание бумаги. Виды аппликации |
| 1 |
| октябрь |
6 | Вырезание симметричных фигурок. Аппликация «Осень» |
|
| 1 | октябрь |
7 | Работа по выкройке. Закладка |
|
| 1 | октябрь |
8 | Оригами. Коллективная работа «Бабочки» |
|
| 1 | октябрь |
9 | Объёмная аппликация «Одуванчик» |
|
| 1 | ноябрь |
10 | Рваная аппликация «В парке» |
|
| 1 | ноябрь |
11-12 | Изготовление цветов из бумаги |
|
| 2 | ноябрь декабрь |
13 | Вырезание снежинок |
|
| 1 | декабрь |
14-15 | Гирлянда «Ёлочки» |
|
| 2 | декабрь |
| Работа с разными материалами | 16 ч. |
|
|
|
16 | Печатание узоров и рисунков на пластилиновой основе |
|
| 1 | январь |
17-21 | Правила просушивания и хранения природных материалов. Техника безопасности при работе с природным материалом |
| 1 | 4 | январь февраль |
22 | Откуда пришли нитки |
| 1 |
| февраль |
23 | Работа с нитками. Плетение косички. Изготовление куколок. |
|
| 1 | март |
24 | Аппликация «Море». |
|
| 1 | март |
25 | Аппликация «Грибок» |
|
| 1 | март |
26-28 | Какие бывают крупы (по цвету, по размеру, по форме). Работа с крупами (манка, гречка и др.) |
| 1 | 2 | март апрель |
29-30 | Работа с тканью. Аппликация «Весенний букет» |
| 1 | 1 | апрель |
31 | Мозаика из ракушек, гальки, бисера на тонком слое пластилина |
|
| 1 | май |
32-33 | Подготовка и проведение итогового занятия «Праздник труда» |
|
| 2 | май |
| Итого: | 33 | 7 | 26 |
|
Содержание дополнительной образовательной программы
1.Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Танграм.
Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Понятие «Танграм». Работа с танграмом.
2. Беседа «Как делают бумагу». Поделка «Змейка».
История происхождения бумаги. Виды и свойства бумаги.
3. Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Поделка «Змейка».
Вырезание по кругу (спирали). Изготовление поделки.
4.Упражнение в вырезании. Аппликация «Орнамент».
Понятие «Аппликация». Понятие «Орнамент». Способ изображения орнамента. Изготовление аппликации.
5. Знакомство с симметрией. Складывание бумаги. Виды аппликации.
Понятие «симметрия». Виды симметрии. Симметричное складывание бумаги.
Обрывная аппликация. Геометрическая аппликация.
6. Вырезание симметричных фигурок. Аппликация «Осень».
Вырезание симметричных фигур с предварительным нанесением контура. Изготовление аппликации.
7. Работа по выкройке. Закладка.
Понятие «закладка». Применение, оформление и виды закладок.
8. Оригами. Коллективная работа «Бабочки».
История возникновения оригами. Простейшие способы оригами.
Оригами из бумажного квадрата.
9. Объёмная аппликация «Одуванчик».
Понятие «объем». Объемная аппликация из бумаги приемом скручивания.
10. Рваная аппликация «В парке».
Понятие «трафарет», «контур». Нанесение рисунка при помощи трафарета и заполнение их обрывками бумаги.
11-12. Изготовление цветов из бумаги.
Правила составления букетов. Выделение деталей изделия. Виды соединения деталей. Изготовление цветов.
13. Вырезание снежинок.
Правила техники безопасности при работе с ножницами. Симметричное складывание и вырезание бумаги.
14-15. Гирлянда «Ёлочки».
Правила техники безопасности при работе с ножницами. Симметричное складывание и вырезание бумаги. Изготовление гирлянды по шаблону.
16. Печатание узоров и рисунков на пластилиновой основе.
Правила работы с пластилином. Свойства пластилина. Нанесение узора на тонкий слой пластилина.
17-21. Правила просушивания и хранения природных материалов. Техника безопасности при работе с природным материалов.
Многообразие природных материалов, свойства природных материалов. Техника безопасности.
22. Откуда пришли нитки.
Техника изготовления ниток. Виды ниток. Применение ниток в быту.
23.Работа с нитками. Плетение косички. Изготовление куколок.
Текстильные материалы. Способы плетения косичек. Куклы из шерстяных ниток. Кукольный театр.
24.Аппликация «Море».
Выставка пейзажей с морской тематикой. Море в разные времена года. Обитатели подводного мира. Изготовление поделки.
25.Аппликация «Грибок»
Виды грибов: съедобные и несъедобные. Строение гриба. Стихи и загадки о грибах. Изготовление аппликации.
26-28. Какие бывают крупы (по цвету, по размеру, по форме). Работа с крупами (манка, гречка и др.)
Из чего делают крупы. Виды круп. Сравнительная характеристика круп. Применение в жизни. Аппликация с использованием разных видов круп.
29-30. Работа с тканью. Аппликация «Весенний букет»
Разнообразие весенних цветов. Виды ткани. Составление композиции. Подбор цветовой гаммы. Изготовление аппликации.
31. Мозаика из ракушек, гальки, бисера на тонком слое пластилина
Разнообразие природных материалов. Плоская основа. Понятие «мозаика». Создание коллективной работы.
32-33. Подготовка и проведение итогового занятия «Праздник труда»
Сбор пословиц, загадок, стихотворений о труде и людях труда. Организация выставки лучших работ. Викторина. Конкурс чтецов. Подведение итогов.
Методическое обеспечение
Разделы, темы | Формы занятий | Техническое оснащение | |
| Работа с бумагой и картоном |
|
|
1 | Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Танграм | Беседа, презентация | ИКТ, цветная бумага, ножницы. |
2 | Беседа «Как делают бумагу». Поделка «Змейка» | Беседа, выставка | Иллюстрации, коллекция видов бумаги |
3 | Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Поделка «Змейка» | объяснение | Цветная бумага, ножницы |
4 | Упражнение в вырезании. Аппликация «Орнамент» | Презентация, объяснение | Цветная бумага, ножницы, клей, образцы орнаментов, ИКТ. |
5 | Знакомство с симметрией. Складывание бумаги. Виды аппликации | Беседа, игра, выставка. | Аппликации по теме. |
6 | Вырезание симметричных фигурок. Аппликация «Осень» | Выставка, презентация
| Цветная бумага, ножницы, клей, репродукции пейзажей, ИКТ. |
7 | Работа по выкройке. Закладка | Беседа, выставка. | Шаблоны, цветная бумага, картон, клей, ножницы, образцы. |
8 | Оригами. Коллективная работа «Бабочки» | Беседа, презентация, выставка | ИКТ, цветная бумага, ножницы, детские работы. |
9 | Объёмная аппликация «Одуванчик» | Викторина | Цветная бумага, ножницы, клей. |
10 | Рваная аппликация «В парке» | Заочная экскурсия | ИКТ, картон, цветная бумага, шаблоны, клей. |
11-12 | Изготовление цветов из бумаги | Презентация, устный журнал | ИКТ, цветная бумага, ножницы, клей |
13 | Вырезание снежинок | Игра-соревнование | Салфетки, ножницы. |
14-15 | Гирлянда «Ёлочки» | Игра-соревнование, групповая работа | Цветная бумага, клей, ножницы. |
| Работа с разными материалами |
|
|
16 | Печатание узоров и рисунков на пластилиновой основе | Выставка | Пластилин, картон, рельефные штампы и стеки. |
17-21 | Правила просушивания и хранения природных материалов. Техника безопасности при работе с природным материалом | Круглый стол | Образцы природных материалов. |
22 | Откуда пришли нитки | Презентация, беседа. | ИКТ, коллекция ниток. |
23 | Работа с нитками. Плетение косички. Изготовление куколок. | Кукольный театр | Шерстяные нитки, ножницы. |
24 | Аппликация «Море». | Игра-путешествие | Картон, природные материалы, иллюстрации. |
25 | Аппликация «Грибок» | Презентация, конкурс стихов | ИКТ, подборка стихов по теме, картон, цветная бумага, клей, ножницы. |
26-28 | Какие бывают крупы (по цвету, по размеру, по форме). Работа с крупами (манка, гречка и др.) | Выставка, беседа. | Образцы круп, клей, картон. |
29-30 | Работа с тканью. Аппликация «Весенний букет» | Выставка, презентация | ИКТ, образцы тканей, клей, ножницы, картон. |
31 | Мозаика из ракушек, гальки, бисера на тонком слое пластилина | Коллективная работа | Лист бумаги формата А-3, пластилин, природный материал, бисер. |
32-33 | Подготовка и проведение итогового занятия «Праздник труда» | Праздник, выставка | ИКТ, стихи и загадки о труде и людях труда, работы учащихся. |
Литература для учителя
1.Афонькин С.Ю.,Лежнева Л.В.., Пузова В.П. Оригами своими руками.: «Кристалл»:- Спб.:-1998.
2.Белякова О.В. Большая книга поделок.: «Просвещение»: — М.:-2009 .
3.Богатеева З.А.Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.: «Просвещение»: — М.:-1986.
4.Гарматин А.Оригами.: ИД «Владис Ринол Классик»: — Ростов — на — Дону.:-2004.
5.Геронимус Т.М. Серебряная паутинка.: « АСТ-ПРЕСС»: — М.:-2001.
6.Гукасова А.М.Внеклассная работа по труду.: «Просвещение»: — М.:-1981.
7.Гукасова А.М.Работа с тканью на уроках труда в начальных классах.: «Просвещение»: — М.:-1970.
8.Долженко Г.И.100 поделок из бумаги.: «Академия развития»: — Ярославль.:-1999.
9.Конышева Н.М. Художественно-конструктивная деятельность.: «Ассоциация 21век»: — Смоленск.:-2001.
10.Соловьев С.А. Декоративное оформление.: « Просвещение»: — М.:-1987.
11.Цирулик Н.А.Технология. Умные руки: Учебник для первого класса.: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом Федоров: — Самара.:-2011.
Литература для детей
1. Водяная Л.А. Оригами- чудеса из бумаги.: «Феникс»: Ростов-на Дону.:-2010.
2.Гальянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. : «Просвещение»: — М.:-1991.
3. Гончар В.В. Модульное оригами.: «Айрисс-пресс»: — М.-2009.
4.Лебедева Л.И. Десять маленьких друзей.: « Малыш»: — М.:-1984.
5. Немешаева Е. А. Фантазии из природных материалов.: «Айрис-пресс»: — М.- 2009.
6. Орен Р. Секреты пластилина.: «Махаон».:-М.:-2010.
7.Петрова Л.И.Объемная аппликация.: Спб «Детство пресс»:-2002.
8.Петрова Л.И.Волшебные полоски.: Спб «Детство пресс»:-2002.
9.Проснякова Т.Н.Уроки творчества .: «Учебная литература»:-2005.
10.Соколова С.В.Оригами для дошкольников.: Спб «Детство пресс»:-2001.
11.Тарасенко С.Ф.Забавные поделки.: «Просвещение»: — М.:-1992.