Программа внеурочной деятельности « Береги свое здоровье» для 2 классов
Описание материала: Программа внеурочной деятельности «Береги свое здоровье» по воспитанию здорового образа жизни для учащихся 2 классов. Данный материал будет полезен классным руководителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня и может использоваться как во внеурочной деятельности, так и на классных часах – уроках ЗОЖ.
Эта программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья у учащихся 2 классов.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС .
Отражены планируемые результаты и формируемые универсальные учебные действия.
Прилагается примерный тематический план уроков ЗОЖ для 2 классов.
Программа « Береги свое здоровье»
Пояснительная записка.
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разработана программа курса групповых занятий «Береги свое здоровье» для учащихся начальных классов общеобразовательного учреждения.
Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Так же для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросам обеспечения здорового образа жизни необходимо расширение базового курса «Окружающий мир». Это возможно сделать в рамках групповых занятий во внеурочной деятельности, которые позволяют интегрировать в отдельные темы более значимые вопросы по поддержанию здорового образа жизни.
Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности групповых занятий, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде, способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни.
В соответствии с вышеизложенным настоящая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья и общее оздоровление организма, и обеспечивает непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Реализация программы позволит:
— привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области здорового образа жизни;
— сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
— выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Программа построена на основе базисного компонента «Окружающий мир». Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся.
Таким образом, предлагаемая программа групповых занятий является звеном, не только дополняющим определенные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир», но и обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Учитывая изложенное, основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Актуальность программы: необходимость оздоровления учащихся младшего школьного возраста.
Цель программы: создание условий для общего оздоровления детей.
Задачи программы:
— способствовать расширению кругозора;
— содействовать формированию первоначального представления о здоровом образе жизни;
— сформировать первоначальное представление о нормах личной гигиены;
— сформировать первичное представление о строении своего организма;
— воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
— учить пользоваться различными источниками информации.
Место программы в учебном плане:
Участники образовательной программы: учащиеся 2 классов.
Программа рассчитана на 1 год, по 1 часу в неделю -34часа в год.
Планируемые образовательные результаты:
— Предметные результаты — научатся формулировать основные правила гигиены и здорового образа жизни; обосновывать необходимость их соблюдения; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу каждого урока ЗОЖ и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
— Личностные результаты — формирование бережного отношения к своему здоровью и установки на безопасный, здоровый образ жизни; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог;
— Метапредметные результаты — овладеть начальными сведениями об особенностях своего организма и здорового образа жизни; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Универсальные учебные действия:
— Регулятивные: ориентирование в полученных знаниях; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
— Познавательные: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о своем организме и здоровом образе жизни; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
— Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
— Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
— осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
— социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
— Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Учащиеся должны знать/ уметь:
— Основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».
— Необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья.
— Правила личной гигиены и трансформировать их в стойкие навыки и привычки.
— Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
— Правила поведения при возникновении пожара.
— Своевременно оказывать первую помощь, которая позволит избавить человека от серьезного нарушения здоровья.
Тематическое планирование :
Дата | Тема урока | |
1 | 6.09 | «Слагаемые здоровья». |
2 | 13.09 | «Секреты здоровья». |
3 | 20.09 | «Твой режим дня». |
4 | 27.09 | «ПДД с Буратино». |
5 | 4.10 | «Друзья Мойдодыра». |
6 | 11.10 | «Кто аккуратен, тот людям приятен». |
7 | 18.10 | «Азбука правильного питания». |
8 | 25.10 | «Глаза – орган зрения». |
9 | 15.11 | «Гигиена органов слуха». |
10 | 22.11 | «Кожа – наша природная одежда». |
11 | 29.11 | «Органы вкуса и обоняния». |
12 | 6.12 | «Крепкие-крепкие зубы». |
13 | 13.12 | «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» |
14 | 20.12 | «Как влияет сон на школьную успеваемость?» |
15 | 27.12 | «Уроки дорожного движения». |
16 | 17.01 | «Моя безопасность в школе и дома». |
17 | 24.01 | «Здоровье и безопасность». |
31.01 | «Здоровым быть здорово!» | ||
19 | 7.02 | «Здоровье нужно беречь». |
|
20 | 14.02 | «Гигиена зрения». |
|
21 | 21.02 | «Чтобы зубы были здоровыми». |
|
22 | 28.02 | «О пользе и вреде жвачки». | 1 |
23 | 7.03 | Правильная осанка школьника. |
|
24 | 14.03 | «Как избавиться от сутулости?» | 1 |
25 | 21.03 | «Микробы». | 1 |
26 | 4.04 | «Осторожно, пиротехника!» | 1 |
27 | 11.04 | «Откуда берутся грязнули?» | 1 |
28 | 18.04 | «Чистый дом — залог здоровья» |
|
29 | 25.04 | «Полезные привычки». | 1 |
30 | 2.05 | «Опасные вещества в быту» . | 1 |
31 | 8.05 | «Молоко и молочные продукты» . | 1 |
32 | 16.05 | «Ядовитые растения» . | 1 |
33 | 23.05 | «Оказание 1-ой медицинской помощи» . | 1 |
34 | 30.05 | «Если хочешь быть здоров». | 1 |
Литература :
1. Анасталова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для 1-2 классов/ Л.П.Анасталова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2005
2. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
3. Безруких М. И. , Сонькин В. Д. , Фарбер Д.О. Возрастная физиология. М., 2002, 414 с.
4. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
5. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков-М., Медицина, 1980,
6. Долецкий С. Я. Берегите детей (О предупреждении детского травматизма). М., Медицина, 1978