Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Елшанка
Воскресенского района Саратовской области»
«Согласовано» Заместитель директора по ВР МОУ «СОШ с.Елшанка» _____________/ Гурова О..Г./ «__»____________________20 ___г.
| «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ с.Елшанка» _____________/Ереклинцева О.Г./
Приказ №__ от «__»___________20___г. |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
Волшебный мир оригами
1-3 класс (7- 9 лет)
Учитель изобразительного искусства и технологии
Захарова Ирина Юрьевна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
-
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
-
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами.
Оригами:
-
развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
-
знакомит с основными геометрическими понятиями;
-
улучшает способность следовать устным инструкциям;
-
расширяет коммуникативные способности;
-
воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
-
воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Оригами — идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
-объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
-уважительно относиться к чужому мнению.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
-определить с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке:
-учиться выявлять и формировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
-учить планировать практическую деятельность на уроке;
-под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
-работать по совместно учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства ( инструменты, приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций ( с помощью шаблонов, чертежных инструментов);
-определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД
-наблюдать конструкции и образцы объектов природы и окружающего мира;
-понимать особенности ДПИ, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
-учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
-с помощью учителя исследовать конструктивно-технологические и декоративно-художественные особенности объектов, искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
-самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
-уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
-вступать в беседу на уроке и в жизни;
-учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
-об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, симметрия, асимметрия, динамика);
-о гармонии предметов в окружающей среде;
-характерные особенности изученных видов ДПИ;
-самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
-готовить рабочее место, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
-выявлять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
-уметь применять освоенные знания и практические умения в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
-обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
-названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
— читать простейшие чертежи (эскизы, шаблоны);
-выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз, шаблон);
-решать несложные конструкторско-технологические задачи;
-справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3.Конструирование и моделирование
-неподвижные и подвижные способы соединения деталей;
-отличия макета от модели;
-уметь конструировать и моделировать изделия по модели;
-определить способы соединения деталей.
Тематический план
1 год обучения
(33 часа)
Наименование тем | Количество часов | |||
теория | практика | всего | ||
1. | Знакомство с оригами | 1 |
| 1 |
2. | Квадрат- основная фигура оригами | 1 | 3 | 4 |
3. | Базовая форма «Треугольник» | 1 | 4 | 5 |
4. | Базовая форма «Воздушный змей» | 1 | 4 | 5 |
5. | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | 3 | 4 |
6. | Базовая форма «Двойной квадрат» |
| 3 | 3 |
7. | Базовая форма «Конверт» |
| 3 | 3 |
8. | Цветы к празднику 8 марта | 1 | 2 | 3 |
9. | Впереди — лето! |
| 2 | 2 |
10. | Итоговое занятие. Оформление выставочных работ | 1 | 2 | 3 |
| ИТОГО: | 7 | 26 | 33 |
2 год обучения
(34 часа)
Наименование тем | Количество часов | |||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся | 1 | 1 | 2 |
2. | Простые базовые формы оригами |
| 2 | 2 |
3. | Осенние композиции |
| 2 | 2 |
4. | Базовая форма «Треугольник» |
| 3 | 3 |
5. | Базовая форма «Воздушный змей» |
| 2 | 2 |
6. | Базовая форма «Двойной треугольник» |
| 2 | 2 |
7. | Базовая форма «Двойной квадрат» |
| 3 | 3 |
8. | Базовая форма «Конверт» |
| 3 | 3 |
9. | Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба» | 1 | 3 | 4 |
10. | Базовая форма «Дверь» | 1 | 3 | 4 |
11. | Поздравительная открытка к празднику 8 марта |
| 3 | 3 |
12. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
13. | Оформление выставочных работ |
| 2 | 2 |
| ИТОГО: | 4 | 30 | 34 |
3 год обучения
(34 часа)
Наименование тем | Количество часов | |||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 |
| 1 |
2. | Диагностика обученности учащихся |
| 1 | 1 |
3. | Чудесные превращения бумажного листа |
| 5 | 5 |
4. | Модульное оригами | 1 | 4 | 5 |
5. | Оригами на праздничном столе | 1 | 5 | 6 |
6. | Валентинки из оригами |
| 1 | 1 |
7. | Объёмные цветы к празднику 8 Марта |
| 3 | 3 |
8. | Оригами — почта! |
| 3 | 3 |
9. | Базовая форма «Дом» |
| 2 | 2 |
10. | Впереди – лето! |
| 3 | 3 |
11. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
12. | Оформление выставочных работ |
| 2 | 2 |
| ИТОГО: | 4 | 30 | 34 |
Список литературы для учителя
-
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
-
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. — СПб: Литера, 1997.
-
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. — СПб, Химия, 1994
-
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. — СПб, Химия, 1995
-
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. — СПб, Химия, 1995
-
Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999
-
Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. — М.: Первое сентября, 2002.
-
Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
-
Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. — М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
Список литературы для обучающихся
1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 1995.
2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. – СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик