-
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
с.Спасское
«Утверждаю»
Директор школы
__________________
Приказ № _____
от «___»____________ 201__ г.
|
внеурочной деятельности «ПУТЕШЕСТВЕННИКИ» |
|
|
3 «А» класс |
|
|
2014/2015 учебный год
|
|
|
Рожанская М. В. | |
|
|
Должность: | учитель начальных классов |
|
|
Подпись разработчика: | _________________________ |
Программа внеурочной деятельности
«Путешественники»
Пояснительная записка
Актуальность программы
Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Путешественники» разработана для учащихся начальной школы 3 «А» класса. Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой – познавательные интересы развиваются преимущественно на основе знаний. Программа кружка «Путешественники» составлена с учётом интересов учеников данного класса, мнений родителей и запросов общества в целом, так как позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы учащихся.
Программа данного курса по содержательной тематической направленности является метапредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – краткосрочной.
Цель программы: ознакомление младших школьников с загадочным окружающим миром, формирование навыков наблюдения, анализа, формулировки выводов, пробуждение интереса к знаниям наукой.
Задачи программы:
-
расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
-
укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла;
-
последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
-
развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую работу.
Учебно-тематическое планирование
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 ч. в неделю
Тема | Кол-во часов | |
1 | Введение
| 1 |
2 | Тайны за горизонтом
| 11 |
4 | Утконос и компания
| 3 |
5 | Планета насекомых
| 3 |
6 | Загадки под водой
| 5 |
| Туристические маршруты по России
| 9 |
7 | Защита учащимися проектных работ. Подведение итогов. Награждение | 2 |
Содержание деятельности
(34 часа)
ВВЕДЕНИЕ — 1 ч.
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
ТАЙНЫ ЗА ГОРИЗОНТОМ — 12ч.
Географические открытия в древности. Путешествия Марко Поло. Открытие Америки. Путешествия Х.Колумба. Васко да Гама, экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюсов.Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский). Практические работы с картой.
УТКОНОС И КОМПАНИЯ – 3 ч.
История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли Снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки).
ПЛАНЕТА НАСЕКОМЫХ — 2 ч.
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. Охрана насекомых.
ЗАГАДКИ РАСТЕНИЙ — 3 ч.
История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.
ЗАГАДКИ ПОД ВОДОЙ И ПОД ЗЕМЛЕЙ — 3 ч.
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские «цветы» (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ РОССИИ – 6 ч.
Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России. Знакомимся с природными красотами России: Карелия – край озер, уникальный Байкал, удивительное Приморье, неспокойная Камчатка, старинные русские города Центральной России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ — 2 ч.
Что мы узнали и чему научились за год. Защита проектных работ. Подведение итогов. Награждение
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема занятия | |
ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.
| ||
1 | 5.09 | Введение. Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. |
ТАЙНЫ ЗА ГОРИЗОНТОМ – 12 ч.
| ||
2 | 12.09 | Географические открытия в древности
|
3 | 19.09 | Путешествия Марко Поло
|
4 | 26.09 | Христофор Колумб. Открытие Америки
|
5 | 3.10 | Путешествуем по Северной Америке
|
6 | 10.10 | Путешествуем по Южной Америке
|
7 | 17.10 | Васко да Гама. Морской путь в Индию
|
8 | 24.10 | Джеймс Кук. Экспедиции Джеймса Кука. Открытие Австралии
|
9 | 31.10 | Открытие Антарктиды
|
10 | 14.11 | Покорение Северного полюса
|
11 | 21.11. | Покорение Южного полюса
|
12 | 28.11 | Открытия русских путешественников. Афанасий Никитин.
|
13 | 5.12 | Николай Пржевальский.
|
УТКОНОС И КОМПАНИЯ — 3 ч.
| ||
14 | 12.12 | История открытия удивительных животных
|
15 | 19.12 | Лох-несское чудовище и Снежный человек
|
16 | 26.12 | Загадки обычных животных
|
ПЛАНЕТА НАСЕКОМЫХ — 2 ч.
| ||
17 | 16.01 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки
|
18 | 23.01 | Бабочки. Охрана насекомых |
ЗАГАДКИ РАСТЕНИЙ — 3 ч.
| ||
19 | 30.01 | История открытия удивительных растений
|
20 | 6.02 | Ядовитые растения планеты
|
21 | 13.02 | Экзотические фрукты. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов
|
ЗАГАДКИ ПОД ВОДОЙ И ПОД ЗЕМЛЕЙ — 3 ч.
| ||
22 | 20.02 | Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара |
23 | 27.02 | Морские «цветы» (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана
|
24 | 6.03 | Загадочный мир пещер
|
ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ РОССИИ – 6 ч.
| ||
25 | 13.03 | Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.
|
26 | 20.03 | Карелия – край озер. Уникальный Байкал
|
27 | 3.04 | Удивительное Приморье
|
28 | 10.04 | Неспокойная Камчатка
|
29 | 17.04 | Старинные русские города Центральной России. Золотое кольцо
|
30 | 24.04 | Старинные русские города Центральной России. Золотое кольцо
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ — 2 ч.
| ||
33 | 8.05 | Защита проектных работ.
|
34 | 15.05 | Защита проектных работ. Подведение итогов. Награждение
|
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Путешественники»
Содержание программы внеурочной деятельности «Путешественники», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Путешественники» можно считать следующее:
-
овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности их происхождении и назначении;
-
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
-
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Познавательные универсальные учебные действия
-
ставить и формулировать проблемы;
-
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
-
установление причинно-следственных связей
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-
предвосхищать результат.
-
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
-
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
-
предлагать помощь и сотрудничество;
-
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Ожидаемые результаты
По истечении работы по программе «Путешественники» предполагается овладение учащимися следующими операционными и исследовательскими умениями:
-
умение пользоваться справочной литературой, словарями, энциклопедией;
-
умение работать с книгой: делать выписки;
-
умение использовать эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, эксперимент;
-
умение формулировать проблему;
-
умение формулировать цель;
-
умение делать собственные выводы;
-
умение слушать себя и других;
-
умение доказывать или опровергать утверждения;
-
умение планировать свою деятельность.
Материально-техническое обеспечение программы
— библиотека (цель-формирование библиотечно-поисковых навыков, сбор информации);
— носители информации, в том числе мультимедийные;
— ТСО (компьютеры и ноутбуки; мультимедийное оборудование; принтеры; сканеры; интерактивная доска)
Формы проведения занятий:
-
беседа;
-
практикум;
-
тренинг;
-
исследование (индивидуальное и групповое);
-
экскурсия;
-
деловая игра;
-
ролевая игра;
-
консультация
Используемые методы для реализации программы:
-
словесные;
-
наглядные;
-
метод проблемного обучения;
-
метод проектов;
-
исследовательские;
-
игра
Срок реализации программы
Программа курса предназначена для учащихся 3 класса
Данная программа рассчитана на 34 часа.
Продолжительность занятий – 30 минут.
Условия организации деятельности младших школьников в рамках программы:
– целенаправленность;
– систематичность;
– мотивированность;
– психологический климат ;
– создание творческой атмосферы;
– учёт возрастных особенностей детей.
Список литературы
1.Николина В.В.,Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.
2. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2013.
3.Интернет ресурсы.
4.Романиченко П.Д. Викторины по географии.
5.Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск.: Русич, 2011.
6.Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 2010.
7.По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.: Просвещение, 2012.
7.Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 2011.
8.Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Составитель Г.В. Карпов,
М.: Педагогика, 2012.
9.Акимушкин И.И. Причуды природы, кн.1 и 2. М.: Юный натуралист, 2012.
10. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2013.