Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Спиринской средней школы №11
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Подвижные народные игры»
3 класс
а.Малый Спирин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные народные игры» отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом.
Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Роль и место данного курса.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Алгоритм работы с играми.
-
Знакомство с содержанием игры.
-
Объяснение содержания игры.
-
Объяснение правил игры.
-
Разучивание игр.
-
Проведение игр.
Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
-
активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
-
познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
-
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
-
создавать условия для проявления чувства коллективизма;
-
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
-
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 3 класса должны:
иметь представление:
-
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
-
о режиме дня и личной гигиене;
-
о способах изменения направления и скорости движения;
-
о народной игре как средстве подвижной игры;
-
об играх разных народов;
-
о соблюдении правил игры
уметь:
-
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
-
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
-
играть в подвижные игры;
-
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
-
выполнять строевые упражнения;
-
соблюдать правила игры
Ожидаемый результат
-
Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
-
Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
-
Развитие умений работать в коллективе.
-
Формирование у детей уверенности в своих силах.
-
Умение применять игры самостоятельно.
Тематическое планирование
Разделы | Кол-во часов | |||
Всего | Теоритические | Практи-ческие | ||
1. | Введение. Основы знаний о народной подвижной игре.
| 2 | 1 | 1 |
2. | Игры на свежем воздухе.
| 3 | — | 3 |
3. | Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! | 1 |
| 1 |
4. | Игры-эстафеты. | 4 | — | 4 |
5. | Подвижные игры разных народов. | 9 | — | 9 |
6. | Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. | 4 | — | 4 |
7. | Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры. | 4 | —
| 4 |
8. | Зимние забавы | 5 | —
| 5 |
9. | Итоговое занятие | 1 | — | 1 |
| Итого: | 33 | 1 | 32 |
Основное содержание обучения
1 раздел (2часа)
Основы знаний о народной подвижной игре.
— Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.
— Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.
Выработка правил.
— Пятнашки.
— Фанты.
— Горелки.
— Лапта.
— Штандр.
2 раздел (3 часа)
Игры на свежем воздухе.
— Русские народные игры. «Ловушка».
— Групповые игры. «Охотник и сторож».
— Групповые игры. «Карусель», «Совушка».
3 раздел (1 час)
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
— Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.
Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли.
4 раздел (4часа)
Игры-эстафеты.
— Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».
— Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
— Эстафеты с бегом и прыжками.
— Эстафеты с преодолением препятствий.
5 раздел (9 часов)
Подвижные игры разных народов.
-Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».
-Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».
-Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».
-Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»
-Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».
-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».
-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч»
-Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».
-Игры хакасского народа. «Мелей», «Скачки»
6 раздел (4часа)
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
— Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
— Упражнения со скакалками.
— Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.
— Упражнения со скалками.
7 раздел (4часа)
Подвижные игры, основанные на элементах:
— гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;
— легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;
— лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;
— спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
8 раздел (5 часов)
Зимние забавы
-Зимой на воздухе. «Городки».
— Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов».
— Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».
— Эстафета на санках.
— Лыжные гонки.
9 раздел (1 час)
Итоговое занятие
-Праздник здоровья и подвижной народной игры.
Литература
Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие – М., Советский спорт, 2005. – 40 с.
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198
Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. – М., 2005
Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000
Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001
Коробейников Н.К., Физическое воспитание. – М., 1989
Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991
Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.
Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.
Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.
Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.