Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Курс включает 138 занятий: 1 занятие в неделю, в первом классе — 33 занятия, во 2 – 4 классах — по 35 занятий за учебный год. Условное название курса «РПС» (развитие познавательных способностей).
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом .
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
На занятия по РПС в 3 классе отводится 45 минут.
Рекомендуемая модель занятий такая:
«Мозговая гимнастика» (2 минуты)
Разминка (3-5 минут)
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, — памяти, внимания, воображения (10 минут)
Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
Логически – поисковые задания (10 минут)
Веселая переменка (2-3 минуты)
Нестандартные задачи (10-15 минут)
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-
Проговаривать последовательность действий .
-
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
-
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Читать и пересказывать текст.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
контрольные задания.
Тематическое планирование занятий кружка «Умники и умницы»
в 3 классе
Развиваемые способности |
|
| |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
|
|
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
4 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
|
|
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
9 – 2ая четверть 8 часов | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
|
|
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
17 – 3 четверть 10 часов | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
|
|
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
23 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
25 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
26 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
27 – 4 четверть – 8 часов | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
28 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек |
|
|
29 | Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
30 | Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
31 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
32 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
33 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
34 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
35 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
|
|