КГУ «Первомайский комплекс «Общеобразовательная средняя школа-детский сад имени Д. М. Карбышева» отдела образования Шемонаихинского района»
Конспект урока по алгебре
в 8 классе
«Решение квадратных уравнений»
подготовила
учитель математики
Беляева Елена Валерьевна
п. Первомайский,
2013
Цели:
-
обучающая: повторить, обобщить полученные знания по теме «Квадратные уравнения»; изучить новый способ решения квадратных уравнений.
-
развивающая: расширение кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, развитие личностных качеств учащихся их коммуникативных характеристик; Развитие вычислительных навыков
-
воспитательная: воспитание чувства товарищества, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, воли, упорства в достижении цели.
Ход урока
1. Организационный момент «Настроимся на урок!»
Здравствуйте, ребята и гости нашего урока! Математику не зря называют «царицей наук», ей больше, чем какой-либо другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики — любознательность. Постараемся доказать это на уроке.
Тему урока узнаете, если выполните следующее задание:
2 слайд
Решить анаграммы.
таиимдкисрнн (дискриминант), ретокоз (отрезок), ниваренуе (уравнение), фэкоцинетиф (коэффициент), ерокнь (корень)
Необходимо исключить лишнее слово по смыслу.(отрезок).
— Какая тема объединяет остальные слова? (Квадратные уравнения.)
— Да, сегодня мы с вами продолжим знакомство с квадратными уравнениями, вспомним и обобщим все те знания, которые вы получили на предыдущих уроках, получим новые знаний.
3 слайд
Итак, откройте тетради и запишите число и тему урока: «Решение квадратных уравнений».
4 слайд
Эпиграфом к уроку я взяла слова великого математика Паскаля «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным». В течение урока мы еще вернемся к этим словам.
Давайте, определим цели нашей совместной работы, и каждый поставит перед собой цель своей индивидуальной деятельности на уроке.
(Учащиеся обозначают цели учебной деятельности)
Учитель: цели мы с вами перед собой поставили. Итак, мы приступаем к работе. Оценивать свою работу вы будете сами, за каждый правильный ответ ставите 1 балл в оценочный лист, который лежит у вас на столах.
5 слайд
2. Проверка домашнего задания
Начнем урок с проверки домашнего задания.
Правильность решения заданий вы не сможете проверить, т. к. на предыдущем уроке каждый получил индивидуальное задание в зависимости от способностей и возможностей.
А вот знание теоретического материала, который понадобится нам на протяжении всего урока, давайте вспомним.
Разминка
Для того чтобы включиться в работу и сконцентрироваться, предлагаю вам небольшую разминку. Проверяем ваше внимание, умение ориентироваться в вопросах.
6 слайд
Вопросы:
-
Какое название имеет уравнение второй степени?
-
От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
-
Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D больше 0?
-
Равенство с переменной?
-
Соперник нолика?
-
Очень плохая оценка знаний?
-
Что значит решить уравнение?
-
Как называется квадратное уравнение, у которого первый коэффициент — 1?
-
Как называется квадратное уравнение, у которого второй коэффициент и свободный член =0?
-
Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше 0?
7 слайд
Проверьте ответы с доской.
За каждый правильный ответ в лист контроля ставите 1 балл.
Уравнения с давних времен волновали умы человечества. У английского поэта средних веков Чосера есть замечательные строки:
Посредством уравнений, теорем.
Я уйму разрешу проблем.
Конечно же, квадратные уравнения не исключения. Умения решать их очень важны не только для математики, но и для других наук.
3. Определение вида «Квадратного уравнения»
Итак, мы повторили, теоретический материал по теме квадратное уравнение. Сейчас я хотела бы проверить, как вы усвоили формулы и определения.
Заполните пропущенные клетки в карточках.
8 слайд
Определите вид уравнений:
Полное | Неполное | Приведенное | Неприведенное | Общий балл | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 слайд
Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения
Критерии оценивания: нет ошибок — 5б; 1 — 2 ошибки — 4б; 3 — 4 ошибки — 3б.
10-11 слайд Историческая справка
Учитель: Молодцы, с видами квадратных уравнений мы разобрались. А квадратные уравнения возникли очень давно. Еще в Вавилоне около 2000 лет назад до нашей эры. В 1202 году итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы квадратного уравнения. И лишь в 17 веке, благодаря Ньютону и Декарту эти формулы приняли современный вид.
— Ребята, а с каким понятием мы сталкивались при решение квадратных уравнений? (Дискриминантом)
— Понятие «дискриминант» придумал английский ученый Сильвестр, который называл себя «Математическим Адамом» за то, что придумывал множество терминов.
— А для чего он нам нужен? (для определения корней квадратного уравнения)
— Скажите, в чем заключается зависимость корней квадратного уравнения от дискриминанта?
12 слайд
4. Работа в парах Математика и биология.
Вернемся к эпиграфу нашего урока. Попытаемся сделать математику сегодня на уроке немного более занимательной. Вам необходимо угадать, что же находится в конверте.
Учитель: Вам предстоит определить слово, изучаемое в русском языке, математике и биологии. Для этого необходимо ответить на вопросы. Даю три определения этому предмету:
Ответ учащихся | |
Назовите непроизводную основу слова | Корень |
Число, которое после подстановки в уравнение обращает уравнение в тождество | Корень |
Один из основных органов растений | Корень |
Теперь, если вы правильно решите уравнения, то сможете определить, какой цветок изображен на слайде. Для этого необходимо решить следующие квадратные уравнения:
13 слайд
Ключ | ||||
0 | а | в | р | 3 |
1;0,2 | 0,5;-1,5 | -1; 3 | -2;
| 1; -3,5 |
14 слайд: фотография розы
Что это за растение?
Ответ: Роза.
Учитель: Значит, в конверте лежал корень розы, о которой в народе говорят: “Цветы ангельские, а когти дьявольские”. О розе существует интересная легенда: по словам Анакреона, родилась роза из белоснежной пены, покрывающей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Поначалу роза была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.
Учитель: Видите, ребята, все в этом мире взаимосвязано: математика, русский язык и литература, биология. Мы увидели, что слово «корень» встречается на уроках биологии и математики. И не только.
5. Решение квадратных уравнений по свойству коэффициентов
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым способом решения квадратных уравнений, который не изучается в школе. Но он очень интересный и вовсе не сложный.
15 слайд
Пусть дано квадратное уравнение ах2 + bх + с = 0, где, а ≠ 0.
Свойство 1
Если, а + b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов уравнения равна нулю), то х1= 1, х2 = с/а
Свойство 2
Если а – b + с = 0, или b = а + с, то х1 = – 1, х2 = – с/а
16 -17 слайд
Пример:
2x2 — 5x + 3 = 0 3x2 + 4x +1 = 0
18 слайд
Решите самостоятельно:
5x2 — 12x + 7 = 0 |
| 2 вариант: | 3x2 — 7x + 4 = 0 |
6. Игра на проверку знаний математических терминов.
19 слайд
Предлагаю вам поиграть в игру. На каждый вопрос вы будете вычеркивать из таблицы буквы слова-ответа
-
Д
М
К
П
Н
И
Е
К
Р
С
О
О
К
Э
Ф
И
Р
П
О
И
Ф
О
Л
В
Ц
И
И
О
Е
М
Л
Д
Н
И
Н
Р
Д
Н
О
Е
Е
Е
Ц
Е
Н
А
Н
Т
Н
О
Н
Е
Ы
Т
Ь
Вопросы: 1) Различитель квадратных уравнений по числу корней (дискриминант)
2) Значение переменной, которое обращает квадратный трехчлен в ноль (корень)
3) Полное квадратное уравнение, в котором а=1 (приведенное)
4) Квадратное уравнение, в котором b = 0, с = 0. (неполное)
5) Число, которое стоит впереди переменной (коэффициент).
20 слайд
Составьте из оставшихся букв слово.
Из оставшихся букв дети составляют слово “МОЛОДЦЫ”. Карточки сдают.
Правильно, все вы сегодня молодцы!!!!
7. Итог урока
Учитель:
Какое уравнение называется квадратным?
Какие виды квадратных уравнений вы знаете?
Что нового мы узнали на уроке?
Кто может сказать: “Да, я умею решать квадратные уравнения!”
21 слайд Оценки выставлю, когда проверю оценочные листы и карточки с буквами.
Домашнее задание
22 слайд
И закончить сегодняшний урок хотелось бы словами великого математика У. Сойера: «Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решить три-четыре различные задачи. Решая одну задачу различными методами, можно путем сравнений выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт»
23 слайд
Спасибо за урок
Лист контроля ________________________________
Разминка | Определение вида уравнения | Работа в парах | Самостоятельная работа (одно правильное решение – 1б) | Игра | Итого | |
|
|
|
|
|
|
|
Список использованной литературы
-
Алгебра: Учебник для 8 класса общеобразовательных школ. Абылкасымова А., Бекбоев И., Абдиев А. (2008, 144с.). Издательство «Мектеп».
-
Алгебра: Дидактические материалы. Учебное пособие по алгебре для 8 класса общеобразовательных школ. Жумагулова З., Тулеубаева С. (2008, 80 с.). Издательство «Мектеп».
-
Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С. А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2007.
-
В.И. Жохов, Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса. – М.: Просвещение, 2001.
-
Ковалева Г. И. Уроки математики в 8 классе. Поурочные планы. Часть 2.- Волгоград: Гринина Е. С.,2003.-64с.