РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «Литературное чтение» 1 класс
(4 часа в неделю, всего 30 часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» Образовательная система «Школа2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа/ Под научной редакцией А.А.Леонтьева.—М.: Баласс, Изд.дом РАО, 2009.-154-179).
УМК представлен
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение. «Капельки солнца», 1 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс, 2006.-208с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Тетрадь по литературному чтению. 1 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс; Школьный дом, 2010.-64с. . (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»)
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина, Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в 1-м классе. Методические рекомендации для учителя.-Изд. 3-е, перераб.- М.: Баласс, 2010.-192с. (. Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
-
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.
-
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
-
Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Программа рассчитана на 40 часов в год (4 часа в неделю).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи уроков чтения в начальной школе.
Цель уроков чтения в начальной школе — научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
-
формирование техники чтения и приемов понимания текста — правильного типа читательской деятельности; одновременно развитие интереса к самому процессу чтения; потребности читать;
-
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
-
приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной,через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
-
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
Таким образом, в курсе чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии общие с курсом русского языка.
-
овладение функциональной грамотностью;
-
овладение техникой чтения, приемами понимание и анализа текстов; овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;
Линии, специфические для курса «чтение и начальное литературное образование»:
-
определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
-
приобщение к литературе как искусству слова;
-
приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места занимает работа с текстом, формирование приемов понимания прочитанного на уровне смысла.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Вес книги для чтения серии «Свободный ум» объединены внутренней логикой. Суть ее заключается в следующем.
Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действия в нем — через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
В данной программе реализуется принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, т.е. связь литературы с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями. Это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебных книг, а значит, и система уроков чтения в форме эвристической беседы.
В 1-м классе героем книги «Капельки солнца» стал заяц Пус, который превращается в мальчика Петю Зайцева и идет учиться в первый класс. Первоклассники «помогают» ему учиться: объясняют, отвечают на его вопросы, т.е. занимают позицию учителя.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Отбор произведений и темы этих уроков — индивидуальное дело учителя.
Программа по литературному чтению отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
-
тематика чтения;
-
техника чтения;
-
формирование приемов понимание прочитанного;
-
элементы литературоведческого анализа текста;
-
практическое знакомство с литературоведческими понятиями;
-
развитие устной и письменной речи.
Содержание программы.
Содержание | |
1.Тематическое чтение | «Попрыгать, поиграть…» (11ч) Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях. Наш дом (8ч). Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестренках и братишках и отношении к ним. Ребятам о зверятах (10ч). Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребенка на мир природы. Маленькие открытия (11ч). Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова. |
2.Техника чтения | Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами. |
3.Формирование приёмов понимания прочитанного | Развитие умения разъяснять заглавие текста. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам. Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов. Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов. Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного. Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок. |
4.Элементы литературоведческого анализа, эстетическое переживание прочитанного | Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир. Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передает через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают свое отношение к прочитанному. |
5.Практическое знакомство с литературоведческими понятиями | Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении. Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор. Словесное рисование в рассказах и стихах. |
6.Развитие устной и письменной речи. | Развитие устной речи: – обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов); – обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам*, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам); – работа над грамматически правильным построением устного высказывания; – показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи. |
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по литературному чтению
(программный минимум)
1 класс
– овладение функциональной грамотностью; – овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста; – овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи | – определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение | – приобщение к литературе как к искусству слова; – приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях |
1й класс | ||
чтение целыми словами;
|
|
|
Виды и формы контроля.
-
Текущий.
-
Беседа по вопросам.
-
Составление плана.
-
Озаглавливание частей рассказа.
-
Выборочное чтение.
-
Выразительное чтение.
-
Чтение по ролям.
-
Рассказ по ключевым словам.
-
Рассказ от лица героя.
-
Чтение наизусть.
-
Пересказ текста по частям.
-
Тематический.
-
Чтение наизусть стихотворений
-
Проверка уровня начитанности
-
Итоговый
-
Комплексная проверочная работа
-
Проверка техники чтения без учета темпа
-
Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами.
Материалы для текущего и тематического контроля используются из авторских методических пособий.
Условные обозначения типов уроков
ВУ — вводный урок;
НТ – урок работы с новым текстом;
ВЧ – урок внеклассного чтения;
РР урок развития речи;
ИУ – итоговый урок;
К — урок контроля;
Д.чт. – домашнее чтение.
Календарно — тематическое планирование уроков по курсу «Литературное чтение» 1 класс
(30 часов, 4 часа в неделю)
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
№ п/п | Раздел | Тема урока | Тип урока |
Деятельность учащихся
| Использование учебного и компьютерного оборудования | Дата проведения | ||||
| Вид чтения | план | факт | |||||||
Виды деятельности уч-ся | Развитие универсальных учебных действий | Чтение | Чтение- слушание | |||||||
4четверть
| ||||||||||
1. | Раздел 1. «Попрыгать, поиграть…» | Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости | НТ |
Аудирование (слушание) Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.
Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.
Декламировать стихотворение.
Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному. Предполагать содержание текста до чтения по его загла- вию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.
Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Пересказывать текст художественного произведения (подробно).
Культура речевого общения Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соот- ветствии с правилами речевого общения.
Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.
|
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: – воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; – осмысленно, правильно читать целыми словами; – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – подробно пересказывать текст; – составлять устный рассказ по картинке; – заучивать наизусть небольшие стихотворения; – соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; – различать рассказ и стихотворение.
| + | + |
| 1.04 |
|
2. | Любимые игрушки. А.Барто «Я выросла». Я.Аким «Мой конь», Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку | НТ | + |
|
| 2.04 |
| |||
Д.чт. | Настоящие друзья детства.В.Драгунский «Друг детства».» |
|
| + |
|
|
| |||
3. | В. Берестов «Про машину»А.Барто «С утра на лужайку», «Кукла». С.Маршак «Цирк шапито». Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» Второй урок вежливости «Как надо дарить подарки». И.Демьянов «Скакалочка». А.Барто «Малыши среди двора» |
ВУ |
|
| Презентация о А.Барто | 3.04 |
| |||
4. |
Играть – это увлекательно. Е.Чарушин «Никита-охотник… | НТ |
+ |
| Презентация о Е.Чарушине | 7.04 |
| |||
5. | Игры в слова. (Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть…», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон…», С.Маршак «Вот маленький плюшевый слон…»)» |
| + | + | Презентация о С.Маршаке | 8.04 |
| |||
Д.чт | Э.Успенский «Удивительное дело». Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей « | НТ |
|
|
|
|
| |||
6. | Почему Незнайка не стал поэтом? Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (Отрывок)
| НТ | + | + | Презентация о Н.Носове | 9.04 |
| |||
7. | Как найти настоящих друзей? Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обобщение материала раздела 1 учебника. Проверочная работа №1 | РР | + |
|
| 10.04 |
| |||
8.. |
| Развитие речи. Устные рассказы детей о своих игрушках. Внеклассное чтение по теме раздела. | НТ ВУ | + | + |
| 14.04 |
| ||
9. | Раздел 2. «Наш дом» | Что можно увидеть в обычном дворе. Г.Цыферов «Что у нас во дворе?». |
| + |
|
| 15.04 |
| ||
10 | О младших сестрёнках и братишках. В.Драгунский «Сестра моя Ксения», А.Барто.»Две сестры…». Я.Аким «Мой брат Миша». | НТ |
| + | Презентация о В.Драгунском | 16.04 |
| |||
11 | О детях и родителях. А.Барто «Разлука». Г.Граубин «Окно». Э.Мошковская «Трудный путь». | НТ | + | + |
| 17.04 |
| |||
12 | Конкурс на лучшее чтение стихотворения Четвертый урок вежливости. Г.Остер «Вредные советы», стихи И.Демьянова. |
| + |
| Презентация о Г.Остере | 21.04 |
| |||
Д.чт. | М. Коршунов «Дом в Черёмушках» (отрывок), Б. Заходер «Два и три», М. Зощенко «Глупая история». | НТ |
|
|
|
|
| |||
13 | Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Повторение по разделу 2. Проверочная работа №2 | РР | + |
|
| 22.04 |
| |||
14 |
| Развитие речи. Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова. Внеклассное чтение по теме раздела 2 |
|
|
|
| 23.04 |
| ||
Д,чт. | Раздел 3. «Ребятам о зверятах» | Очень разные животные. (Б. Заходер «Мохнатая азбука».) Разные азбуки. М. Пришвин «Медведь» | НТ |
|
| Презентация о М.Пришвине |
|
| ||
15. | Весёлые и грустные стихи о животных. (Г. Граубин «У ручья» и «Беспокойные мыши», Саша Черный «Слоник, слоник…».) Пятый урок вежливости | НТ | + | + |
| 24.04 |
| |||
16 Д.чт. | Какие сны снятся щенкам? (Е. Чарушин «Томкины сны») С. Михалков «Щенок» | НТ | + |
| Презентация о С.Михалкове |
|
| |||
17 | Отношения человека и собаки. (Ю.Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина») | НТ | + |
|
| 28.04 |
| |||
18 | «Любитель» живой природы. (М. Коршунов «Рисунок с натуры») |
|
| + |
| 29.04 |
| |||
Д.чт. | М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок) | НР |
|
|
|
|
| |||
19 | Стихи о кошках и котятах. (Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята») | НТ | + |
|
| 30.04 |
| |||
20 | Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях. (Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка».) Шестой урок вежливости «Как содержать домашних животных | РР |
| + |
| 5.05 |
| |||
21 | Развитие речи. Выразительное чтение любимых стихотворений, отрывков прозы. Повторение по разделу 3. Проверочная работа № 3 | ВУ НТ | + | + |
| 6.05 |
| |||
22 |
| Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. (Г. Граубин «Сон» и «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки») | НТ | + |
|
| 7.05 |
| ||
23. |
| Волшебная осень. (В. Песков «Листья падают с кленов», И. Токмакова «Туман», «Осень») | НТ | + | + |
| 8.05 |
| ||
24 | Раздел 4. «Маленькие открытия» | Каким увидел ноябрь писатель Николай Сладков. (Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?») | НТ |
|
| Презентация о Н.Сладкове | 12.05 |
| ||
25 | Звуки и краски зимы. (Е. Благинина «Улетают, улетели…», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь») | НТ | + |
|
| 13.05 |
| |||
Д.чт. | Н. Сладков «Песенки подо льдом», И. Токмакова «Куда в машинах снег везут» | НТ | + |
|
|
|
| |||
26
| Как нарисовать словами весну. (Н. Сладков «Шапки долой!», И. Токмакова «Весна») |
| + |
|
| 14.05 |
| |||
Д.чт. | Н. Сладков «Бегство цветов», Г. Новицкая «Зонтик», С. Маршак «Дождь», А. Чутковская «Ночью дождь…» | НТ |
|
|
|
|
| |||
27 | Удивительные цветы. (К. Паустовский «Приточная трава») | НТ |
|
|
| 15.05 |
| |||
28 | Маленькие открытия писателя М. Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка») |
|
| + |
| 19.05 |
| |||
Д.чт. | А. Александров «Лесные шорохи», Г. Скребицкий «Лесной голосок» | НТ |
|
|
|
|
| |||
29 | «Эту чудную картину я увидел из окна…». (Ю. Мориц «Что над чем».) Проверочная работа № 4 |
| + |
|
| 20.05 |
| |||
30 | Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». Развитие речи. Самостоятельно подготовленное выразительное чтение любимых произведений (стихов, прозы). |
|
|
|
| 21.05 |
|
Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы.
Обоснование:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
График проведения проверочных работ.
Форма | Тема | Дата | ||
план | факт | |||
1. | Проверочная работа № 1 | К разделу «Попрыгать, поиграть…» | 10.04 |
|
2. | Проверочная работа № 2 | К разделу «Наш дом» | 22.04 |
|
3. | Проверочная работа № 3 | К разделу «Ребятам о зверятах» | 6.05 |
|
4. | Проверочная работа № 4 | К разделу «Маленькие открытия» | 20.05 |
|
Изменения, внесенные в график проведения проверочных работ. Обоснование:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |