РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «Риторика» 1 класс

Пояснительная записка

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект :

— учебник для 1 класса « Детская риторика в рассказах и рисунках» 1 – 2 часть ,М.: Баласс 2010 г.

— Методические рекомендации « Детская риторика в рассказах и рисунках» авторы: Т. А. Ладыженская, Н. В.

Ладыженская, М.: Баласс 2004 г.

— Книга для учителя « Уроки риторики в школе» авторы: Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, М.: Баласс 2002 г.

— Книга для учителя « Обучение успешному общению», авторы: Т. А. Ладыженская, М.: Баласс 2006 г.

Содержание учебного предмета

1 класс (33 часа)

ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.

Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.

Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Виды речевой деятельности.

Слушание. Правила для слушающего.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)

Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

Календарно — тематическое планирование уроков по курсу «Риторика» 1 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п/п

Раздел

Тема урока

Тип урока

Деятельность учащихся

Использование учебного и компьютерного оборудования

Дата проведения

Виды деятельности уч-ся

Развитие универсальных учебных действий

план

факт

Необходимый

уровень

Програмный

уровень

1 четверть

1.

ОБЩЕНИЕ

Речь в жизни человека.

Знакомство с учебной тетрадью

ВУ

Объяснять значение речи, общения в жизни людей .

Познакомиться с учебником .

; Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

осознавать роль речи в жизни людей;

осознавать роль речи в жизни людей;

5.09

2

Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.

РУ

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях .

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения .

13.09

3.

Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.

РУ

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях .

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения .

20.09

4.

Вывески, их информационная роль.

ОНЗ

РУ

Различать вывески – слова и вывески-рисунки .

Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д.

объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

Презентация

27.09

5.

РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА

Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.

РУ

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства .

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить.

4.10

6.

Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства .

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить.

11.10

7.

Давайте договоримся

РУ

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

18.10

8.

Говорим – слушаем, читаем – пишем.

РУ

Называть виды речевой деятельности.

Различать устную и письменную речь.

25.10

9.

Устная речь. Громко–тихо.

Быстро–медленно.

Узнай по голосу.

РУ

Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях.

Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.

1.11

2. четверть

10.

Устная речь. Громко–тихо.

Быстро–медленно.

Узнай по голосу

РУ

Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях.

Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.

15.11

11.

РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ

Правила разговора по телефону.

РУ

Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре .

Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения.

ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

22.11

12.

Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.

РУ

Называть средства несловесного общения , объяснять их значение при устном общении .

Презентация

29.11

13.

Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.

Называть средства несловесного общения , объяснять их значение при устном общении

6.12

14.

Прощаемся в разных ситуациях общения.

РУ

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях.

Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения.

13.12

15.

Правила вежливого поведения во время разговора.

РУ

Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре.

Называть правила вежливости при разговоре.

Объяснять, почему их следует соблюдать.

20.12

16.

Благодарим за подарок, услугу.

РУ

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях.

Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения.

27.12

3 четверть

.

17

Повторение и обобщение

ОУ

Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д.

Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.

Регулятивные УУД: развиваем умения

1. высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. прогнозировать предстоящую работу(составлять план)

4.осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

развиваем умения

1. слушать и понимать других.

2.строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,

3. оформлять свои мысли в устной форме,

4.умение работать в паре.

Личностные результаты:

развиваем умения

1. высказывать своё мнение к героям прочитанного произведения, выражать свои эмоции,

2.оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией,

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

17.01

18

ТЕКСТ

Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки.

ОНЗ

РУ

Различать текст и набор предложений.

Определять тему текста.

Объяснять роль заголовка.

Озаглавливать текст.

Презентация

24.01

19

Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки.

Различать текст и набор предложений.

Определять тему текста.

Объяснять роль заголовка.

Озаглавливать текст.

31.01

22.

Извинение.

РУ

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях .

Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения.

7.02

23.

Очень важные слова.

РУ

Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте . Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях .

14.02

24.

Очень важные слова.

РУ

Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте . Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях .

28.02

25.

Знакомые незнакомцы.

РУ

Выделять незнакомые слова в тексте .

Выяснять значение непонятных слов .

Определять основную мысль текста.

7.03

26.

Ключ к тексту (основная мысль текста).

ОНЗ

РУ

Выделять незнакомые слова в тексте.

Выяснять значение непонятных слов.

Определять основную мысль текста.

14.03

27.

Оформление текста на письме. Знаки в тексте.

Абзацы.

ОНЗ

Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте.

21.03

4 четверть

28.

ТЕКСТ

Оформление текста на письме. Знаки в тексте.

Абзацы.

ОНЗ

РУ

Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте.

Коммуникативные УУД:

развиваем умения

1. слушать и понимать других.

2.строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,

3. оформлять свои мысли в устной форме,

4.умение работать в паре.

4.04

29.

Как построен текст.

РУ

Выделять начало, основную часть, конец текста .

Презентация

11.04

30.

Как построен текст.

РУ

Выделять начало, основную часть, конец текста .

18.04

31.

Обращение.

РУ

.

Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях

Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач

Презентация

25.04

32.

Обращение.

РУ

Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях

Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач

16.05

33.

Повторение и обобщение.

ОУ

Называть изученные признаки текста .

Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года познакомились в течение года (Н).

Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей.

23.05

Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы.

Обоснование:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here