Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа села Даниловка
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам.директора школы по Директор
___С.В.Кондаурова УВР МОУ-СОШ с.Даниловка МОУ-СОШ с.Даниловка
Протокол№__от _____И.И.Кузьмина ____Лушникова
« «.2014г. « « 2014г Приказ № « « 20
Рабочая программа
Савельевой Веры Владимировны
2 квалификационная категория
по курсу «ОЗОЖ» для 3 класса
общеобразовательных учреждений
1 часа в неделю (всего 34 ч.)
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета школы
Протокол № от 2014г
2. Пояснительная записка
Рабочая программа для 3 класса составлена на основе : Федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2009 №104-ФЗ) « О внесении изменений в кодексе РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области образования и статьи 12 Закона РФ «Об образовании».
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области.
Примерной программы для начальных классов ,авторов М.В.Лысогорской,М.М.Орловой,М.А.Павловой,Т.В.Парсиковой,М.А.ТяпкинойВ.Е.Устиновой.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени общего образования .И предназначена для 3 класса. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 3-ого класса предусматривает обучение в объеме 1 часа в неделю ,всего в год -34 часа
Цели работы школы:
Сформировать личность, готовую к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию,
-Обеспечить реализацию к праву каждого учащегося на получение образованию в соответствии с его потребностью и возможностями;
-Сформировать у учащихся школы устойчивые познавательные интересы;
-Включить каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников и организаторов образовательного процесса;
-Повысить качество обучения школьников за счет освоения технологий ,обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика;
-Усилить влияние школы на социализацию личности школьника ,его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределения в отношении будущей профессии.
Изучении данной программы направлено на достижение следующих целей:
Целью учебного предмета является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих в повседневной жизни, и в неблагоприятных и опасных условиях, приобретение ими навыков и умений оказывать само- и взаимопомощь. Одним из направлений здорового образа жизни является и правильное питание. Поэтому в свою рабочую программу по ОЗОЖ включила блок, состоящий из тем связанных с правильным питанием.
Данный учебный предмет входит в образовательную область – естественных наук.
Курс предполагает решение следующих задач:
-
дать:
— знания о здоровье и ЗОЖ;
— знания о правилах поведения в экстремальных ситуациях;
— знания учащихся о правилах питания, направленных на укрепление и сохранения здоровья;
-
научить:
— говорить, слушать, искать знания;
— оказать помощь;
-
воспитать:
— культуру мышления;
— культуру общения;
— культуру правильного питания, правила этикета, связанных с питанием;
-
формировать:
— достоинство;
— нравственные убеждения;
— формировать навыки правильного питания, как составной части здорового образа жизни.
-
развить:
— способности, память, внимание;
-самоконтроль.
— интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем.
Базой данного курса является программа регионально курса «Основы здорового образа жизни», разработанная авторским коллективом министерства образования Саратовской области 2008г., рабочая тетрадь Правильное питание. Две недели в лагере здоровья, и методические рекомендации автор М. Безруких, Т. Филиппова.
Программа адресована для обучающихся 3 класса.
Сроки реализации программы – 1 год.
Основные принципы отбора материала основаны на научной, комплексной и последовательной системе обучения и воспитания здорового образа жизни, признанной позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, позволяющую сформировать ценностное отношение к здоровью.
3. Учебно-тематический план ОЗОЖ 3класс
-
№
Перечень разделов
Количество
часов
1
Этический блок
4
2
Психологический блок
12
3
Правовой блок
7
4
Семьеведческий блок
4
5
Медико-гигиенический блок
7
Итого
34
4 Основное содержание тематического плана ОЗОЖ 3 класс
Этический блок (4 ч) Человек на планете Земля. В дружбе с природой. Спор и ссора. Умение вести дискуссию. Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Проявление заботы в моем городе, в моей школе.
Психологический блок (12 ч) Этот странный взрослый мир. Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких. Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться. Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность. Кто «Я» такой.
Правовой блок (7 ч) Правила в жизни человека. Проявление милосердия, терпимости. Ответственность за жестокое поведение. Правила поведения в школе и на улице. Опасные ситуации. Стихийные бедствия. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Семьеведческий блок (4 ч) Что такое труд. Трудом славен человек! Труд в моей семье. Что я больше всего люблю делать.
Медико-гигиенический блок (7 ч) Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие. Полезные и вредные привычки. Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ.
Содержание программы
Содержание учебного предмета «Основы здорового образа жизни» для 3 класса соответствует существующей структуре школьного курса здорового образа жизни в начальных классах представлено следующими укрупненными модулями.
Этический блок (4 ч)
-
Человек на планете Земля. В дружбе с природой.
-
Спор и ссора. Умение вести дискуссию.
-
Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире.
-
Проявление заботы в моем городе, в моей школе.
Обучающиеся должны знать: о закономерностях существования Вселенной, о мире, жизни;
Уметь разбираться в понятиях: забота, ответственность, любовь, красота, гармония, смысл жизни, добро и зло.
Психологический блок (12 ч)
-
Этот странный взрослый мир.
-
Этот странный взрослый мир.
-
Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких.
-
Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких.
-
Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких.
-
Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться.
-
Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться.
-
Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться.
-
Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность.
-
Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность.
-
Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность.
-
Кто «Я» такой.
Обучающиеся должны знать: о строении и проявлении психики; структуре личности, самоанализе и саморегуляции.
Уметь разбираться в понятиях: приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности
Правовой блок (7 ч)
-
Правила в жизни человека.
-
Проявление милосердия, терпимости.
-
Ответственность за жестокое поведение.
-
Правила поведения в школе и на улице.
-
Опасные ситуации.
-
Стихийные бедствия.
-
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Семьеведческий блок (4 ч)
-
Что такое труд.
-
Трудом славен человек!
-
Труд в моей семье.
-
Что я больше всего люблю делать.
Обучающиеся должны знать: о механизмах создания, развития и функционирования семьи
Развивать: навыки семейного взаимодействия, потребность в семье.
Медико-гигиенический блок (7 ч)
-
Секреты сохранения здоровья.
-
Секреты сохранения здоровья.
-
Здоровье и благополучие.
-
Полезные и вредные привычки.
-
Полезные и вредные привычки.
-
Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ.
-
Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ.
Обучающиеся должны знать: о гигиене и профилактике болезней; о режиме труда и отдыха;
Уметь: применять полученные навыки на практике, в повседневной жизни; оказать простейшую медицинскую помощь при ушибах, ожогах, обморожениях.
5.Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
Изучение курса позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание учебного предмета включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Обязательный базовый минимум к концу 3 класса:
Обучающиеся должны
■ получить необходимые знания:
— о закономерностях существования Вселенной, о мире, жизни;
— о строении и проявлении психики;
— о правах и обязанностях в семье;
— о механизме создания, развития и функционирования семьи;
— о гигиене и профилактике болезней
— о правилах питания, о правилах этикета связанных с питанием;
■ формируется:
— понятия: забота, ответственность, любовь, гармония, счастье, смысл жизни, добро;
— умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности;
— навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости;
— ценность и потребность в семье;
— отношение к своему телу как к ценности.
При изучении курса для обучающихся предусмотрены большие
возможности для самостоятельной работы, поисковая деятельность, творческие задания.
Освоение курса предполагает, помимо коллективных занятий, выполнение внеурочных(домашних) заданий.
|
|
Изучение курса позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
6.Календарно-тематическое планирование ОЗОЖ 3класс
Тема занятия | Кол-во часов Дата | |
1 | Этический блок (4часа) Человек на планете Земля. В дружбе с природой |
1 |
2 | Спор и ссора. Умение вести дискуссию | 1 |
3 | Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. | 1 |
4 | Проявление заботы в моем городе, в моей школе. | 1 |
5-6 | Психологический блок (12часов) Этот странный взрослый мир |
2ч |
7-9 | Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких | 3ч
|
10-12 | Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться. | 3ч |
13-15 | .Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность | 3 |
16 | Кто я такой | 1 |
17 | Правовой блок(7 часов) Правила в жизни человека |
1ч |
18 | Проявление милосердия, терпимости. | 1 |
19 | Ответственность за жестокое поведение | 1 |
20 | .Правила поведения в школе и на улице | 1 |
21 | Опасные ситуациии | 1 |
22 | Стихийные бедствия | 1 |
23 | Правила поведения в чрезвычайных ситуациях | 1 |
24 | Семьяведческий блок(4часа) Что такое труд
|
1 |
25 | Трудом славен человек! | 1 |
26 | Труд в моей семье | 1 |
27 | Что я больше всего люблю делать | 1 |
| Медико –гигиенический блок(7часов) |
|
28-29 | Секреты сохранения здоровья | 2 |
30 | Здоровье и благополучие | 1 |
31-32 | Полезные и вредные привычки | 2 |
33-34 | Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ. | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.Перечень учебно-методического обеспечения.
1.Основы здорового образа жизни: Программа для начальных классов и методические рекомендации для учителя./О.П .Акзлина, Лысогорская М В .,КузнецоваН.А. и др-Саратов «Научная книга 2000г-66с.
2. Здоровый образ жизни. Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса.
3.Рабочая тетрадь для 3 класса «Учусь понимать других»- М.М. Безруких, А.Г .Макеева Т.А Филиппова , Вентана- Граф-2002г
8.Основная и дополнительная литература.
-
Региональная образовательная программа Основа здорового образа жизни. Министерство образования Саратовской области, 2008г.
-
Рабочая тетрадь Правильное питание. Две недели в лагере здоровья, автор М. Безруких, Т. Филиппова.
-
Методические рекомендации к рабочей тетради Правильное питание. Две недели в лагере здоровья, автор М. Безруких, Т. Филиппова
-
Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы книга для учителя : М. «Просвещение» 2007г.
-
Гоголева М.И. Основы медицинских знаний учащихся : М. «Просвещение» 2006г.
-
Нестерова Л.В. Расти здоровым методические рекомендации для учителей и студентов педагогических вузов: Иваново 2002г