Муниципальное образование Новокубанский район г. Новокубанск
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
гимназия № 2 г. Новокубанска
муниципального образования Новокубанский район
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы:
по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок
«Кукольный театр»
Срок реализации программы: 1 год.
Возраст обучающихся: 8 – 9 лет
Составитель: учитель начальных классов Соколова Лариса Михайловна
2013 – 2014 учебный год.
«… Драматургия – это кровь театра.
Недаром только те театры остаются в истории,
которые создали свой репертуар, свою драматургию»
С. Образцов
I. Пояснительная записка
Актуальность программы
Программа разработана с учетом требований федерального образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, направлена для реализации общекультурного направления по ФГОС по лицензии
Данная программа «Кукольный театр» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Эффективно влияет на воспитательно-образовательный процесс. Сплачивает коллектив класса, расширяет культурный диапазон учеников, – всё это, осуществляет через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Помогает воспитывать, с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности.
Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Ребята смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки
Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся.
В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.
В художественном мире сегодняшнего школьника театр занимает более скромное место, чем кино, эстрадная музыка, литература. Детскому восприятию очень близок кукольный театр, поскольку детям свойственно мысленное одушевление кукол, игрушек, предметов окружающего мира.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания является: культура. Эта область человеческого бытия, в основании которой лежат общечеловеческие ценности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность
Несомненно, всё это оказывает благотворное воздействие на развитие детского восприятия, воображения, способствует переживанию положительных эмоций. Этот вид искусства доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение, развивается эстетический вкус, отрабатывается отчетливое произношение и выразительность речи.
В учебном плане на изучение данного курса отводится 2 часа в неделю
все 68 часов. Программа кружка “Кукольный театр” разработана для детей 7-8 лет.
Цели программы:
Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.
Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.
Эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества.
Задачи:
-
Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.
-
Формирование представлений о театральном искусстве.
-
Организация досуга ребят.
-
Обучение технике работы с куклами.
-
Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.
-
Создание условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр;
-
Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.
Формы деятельности: кружковые занятия.
Методы:
— беседа
— рассказ
— индивидуальная работа
— групповая работа
— коллективная работа.
Средства:
— иллюстрации и литература
— прослушивание аудио и видеозаписей (использование технических средств).
II. Таблица тематического распределения количества часов
Наименование раздела и тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
аудиторных | неаудиторных | ||||
1. | Введение «Здравствуйте, куклы!» | 5 | 2 | 3 | Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра. Разновидности кукольного театра.
|
2. | Постановка театра «Заяц в огороде». | 8 | 3 | 5 | Овладение навыками кукловождения (перчаточные куклы,пальчиковые,куклы настольного и теневого театра). |
3. | Постановка кукольного театра «Рукавичка». | 5 | 2 | 3 | Беседа о ширме, работа за ней. |
4. | Терем, терем, теремок. Постановка кукольного театра «Волк в Красной шапочке». (13час) | 13 | 5 | 8 | Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп). |
5. | Постановка кукольного спектакля «Заюшкина избушка». | 11 | 4 | 7 | Занятие сценическим движениям. |
6. | Постановка кукольного театра «Колобок на современный лад». (8час) | 8 | 3 | 5 | Прослушивание сказки. Распределение ролей |
7. | Постановка кукольного театра «Козлята и волк». (16 час)
| 16
| 7 | 9
| Куклы в действии. Показ кукольного спектакля «Козлята и волк». |
| Посещение театра (2 час) | 2 | — | 2 |
|
| Итого : | 68 час | 26 час | 42 час |
|
III. Содержание программы:
Введение.«Здравствуйте, куклы!». (5 ч.)
Постановка теневого театра «Заяц в огороде». (8 ч.)
Постановка кукольного театра «Рукавичка». (5 ч.)
Постановка кукольного театра «Волк в Красной шапочке». (13 ч.)
Постановка кукольного театра «Заюшкина избушка». (11 ч.)
Постановка настольного кукольного театра
«Колобок на современный лад». (8 ч.)
Постановка кукольного спектакля «Козлята и волк». (16 ч.)
Посещение театральных постановок (2 час)
1.Вводное занятие.
Особенности театральной терминологии
Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2.Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра . Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.).
3. Виды кукол и способы управления ими
Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
4.Особенности работы кукловода
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля
5. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)
Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре . Учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
6 .Речевая гимнастика
Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками.
7. Выбор пьесы
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Отработка музыкальных номеров, репетиции.
8.Генеральная репетиция. 8.
8.Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля.
Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля; показ спектакля на районном семинаре , учащимся начальных классов, дошкольникам;
IV. Предполагаемые результаты
Это результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся :
Личностные УУД
1. Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи:
2. Способность обучение технике работы с куклами:
3.Правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
4. Умение развивать творческую и трудовую активность ребят, их стремление к самостоятельной деятельности:
5. Адекватное понимания причин успешности деятельности.
Регулятивные УУД:
1. Определять цель деятельности с помощью учителя.
2. Планировать свои действия с помощью учителя.
3. Обнаруживать и формулировать общекультурную проблему с помощью учителя.
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации.
2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы с помощью учителя.
3. Строить логическое рассуждение.
Коммуникативные УУД:
1. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).
2. Слушать и понимать речь других людей.
3. Договариваться и приходить к общему мнению.
Ценностные ориентиры содержания курса:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине.
– гордость за жителей нашего района.
– труд и творчество – уважение к труду.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Ожидаемые результаты:
В конце первого года обучения ученик будет знать:
Сценой в кукольном театре, является ширма.
Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».
Правила поведения в театре.
Ученик будет уметь:
Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.
Правильно одевать на руку куклу.
Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.
Овладение детьми, занимающихся в кукольном театральном кружке, речь становится правильной, четкой. Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.
Показ спектаклей в школе, детском саду
V. Формы и виды контроля
Уровень и степень освоения знаний контролируется в ходе занятий . конкурсов, викторин и показ театра.
— беседа, рассказ и т.д.
— групповая работа (экскурсии, выставки , показ театра)
Средства:
— иллюстрации и литература
— прослушивание аудио и видеозаписей (использование технических средств).
Участие в кукольном театре «Заяц в огороде», «Рукавичка»,«Волк в Красной шапочке», «Заюшкина избушка»,«Колобок на современный лад», «Козлята и волк», посещение театральных постановок , викторина «По дорогам сказок» , создание презентации «Мой любимый 2 класс», защита проекта «Кукольный театр».
VI. Методические рекомендации
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
-
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
-
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
-
моральное поощрение инициативы и творчества;
-
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
-
регулирование активности и отдыха (расслабления).
Основные характеристики деятельности
1. Сочетание обучения и общекультурное воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое.
2. Изложение материала рассчитано на 1 год. Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
— просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
— экскурсии в драмтеатр ; наблюдения;
— целевые прогулки;
Словесный метод
— чтение стихотворений;
— беседы с элементами диалога, обобщающих сказок;
— сообщение дополнительного материала;
— рассматривание наглядного материала;
— проведение викторин, конкурсов.
Практический метод
— постановка кукольного театра ,конкурсов, викторин;
— проведение экскурсии различной направленности.
VII.Материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения. | Количество | |
1.
2. 3.
4.
5.
6. 7.
1. 2.
3. 4. | Для учителя Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/ Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981. Для детей Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемовобучения. — М.: «Первое сентября», 2000 Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
|
|
Муниципальное образование Новокубанский район г. Новокубанск
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
гимназия № 2 г. Новокубанска
муниципального образования Новокубанский район
Календарно – тематическое планирование
кружка «Кукольный театр»
Класс: 2 «Г»
Учитель: Лариса Михайловна Соколова
Количество часов: всего 68 часов, в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности кружка «Кукольный театр»
(составитель Л.М. Соколова).
2013 – 2014 учебный год
г. Новокубанск
Календарно – тематическое планирование.
Содержание разделов и тем | Даты проведения занятий |
Оборудование | |||
Даты по неделям | Даты фактического проведения | ||||
№ п/п | Внутри темы | ||||
I. Введение «Здравствуйте, куклы!» ( 5час) | |||||
1. | 1 | Вводное занятие. Знакомство с историей возникновения театра (режиссер, художник, декоратор, бутафор, актер) | 03.09.-07.09.
|
| Плакаты, ММП, ноутбук |
2. | 2 | Театр начинается с вешалки, кукольный театр-с ширмы. | 03.09.-07.09.
|
| плакаты, ММП, ноутбук |
3. | 3 | Экскурсия в парк. Тема: «Наблюдение за природой». | 10.09.-14.09. |
| фотоаппарат |
4-5 | 4-5 | Просмотр кукольного спектакля. г.Армавирский драмтеатр
| 17.09.-21.09.
|
| фотоаппарат |
II. Постановка театра «Заяц в огороде». ( 8час) | |||||
6. | 1 | Экскурсия парк. Тема «Здравствуйте, сказочные герои». | 17.09.-21.09.
|
| фотоаппарат |
7. | 2 | Экскурсия в парк. Тема «Здравствуйте, сказочные герои». | 24.09.-28.09. |
| фотоаппарат |
8. | 3 | Распределение ролей к сказке «Заяц в огороде» | 24.09.-28.09. |
| слова к театру |
9. | 4 | Репетиция. Сказка «Заяц в огороде» | 01.10.-05.10. |
| ширма |
10 | 5-7 | Пошив кукол к кукольному театру «Заяц в огороде» | 01.10.-05.10. 08.10-12.10 |
| ткань, иголка, ножницы |
11. | 8 | Пошив кукол к кукольному театру «Заяц в огороде» | 15.10.-19.10. |
| ткань, иголка, ножницы |
III.Постановка пальчикового кукольного театра «Рукавичка». ( 5 час) | |||||
12. | 1 | Подготовка ширмы к кукольному театру | 15.10.-19.10. |
| ширма, плакаты |
13. | 2 | Распределения ролей к сказке «Рукавичка» | 22.10.-26.10. |
| ММП, ноутбук. |
14. | 3 | Репетиция сказки «Рукавичка» | 22.10.-26.10. |
| ширма, куклы |
15. | 4 | Генеральная репетиция сказки «Рукавичка» | 05.11-09.11 |
| ширма , куклы |
16. | 5 | Показ кукольного театра «Рукавичка». | 05.11-09.11 |
| ширма, куклы |
IV. Постановка кукольного театра «Волк в Красной шапочке». (13час) | |||||
17. | 1 | Распределение ролей к кукольному театру «Волк в Красной шапочке» | 12.11-16.11 |
| куклы |
18. | 2 | Репетиция к сказке «Волк в Красной шапочке» | 12.11-16.11 |
| ширма, куклы |
19. | 3 | Оформление ширмы. | 19.11-23.11 |
| ширма .куклы |
20. | 4 | Экскурсия в городскую библиотеку по теме: «Викторина по сказкам». | 19.11-23.11 |
| фотоаппарат |
21. | 5-6 | Репетиция сказки «Волк в Красной шгапочке | 26.11-30.11 |
| ширма , куклы |
22. | 7-9 | Репетиция сказки «Волк в Красной шапочке». | 03.12-07.12 10.12-14.12 |
| ММП, ноутбук |
23. | 10-12 | Генеральная репетиция к сказке «Волк в Красной шапочке» | 10.12-14.12 17.12-21.12 |
| ширма, куклы |
24. | 13 | Творческий отчет. Показ спектакля «Волк в Красной шапочке» | 24.12-28.12 |
| фотоаппарат |
V.Постановка кукольного спектакля «Заюшкина избушка». (11 час.) | |||||
25. | 1. | Выразительная речь. Искусство речи. | 24.12-28.12 |
| МП, ноутбук |
26. | 2. | Распределение ролей сказки «Заюшкина избушка» | 14.01-18.01.13 |
| ММП, ноутбук |
27. | 3. | Репетиция сказки «Заюшкина избушка» | 14.01-18.01.13 |
| ММП, ноутбук |
28. | 4-5 | Речевая гимнастика. Работа со скороговорками. | 21.01.-25.01 |
| ММП, ноутбук |
29. | 6-7 | Посещение кукольного театра. Армавирский драмтеатр. | 04.02.-08.02. |
| фотоаппарат |
30. | 8-10 | Разучивание ролей. Отработка навыков движения куклы. | 18.02.-22.02. |
| МП, ноутбук |
31.
| 11 | Творческий отчет. Показ спектакля «Заюшкина избушка» | 18.02.-22.02. |
| ширма, куклы фотоаппарат |
VI.Постановка кукольного театра «Колобок». (8час) | |||||
32. | 1. | Распределение и пробы ролей. | 25.02.-01.03. |
| МП, ноутбук |
33. | 2. | Репетиция сказки «Колобок на современный лад» | 25.02.-01.03. |
| ширма, куклы |
34. | 3-4 | Посещение драмтеатра в г.Армавире. | 04.03.-08.03. |
| фотоаппарат |
35. | 5-7 | Генеральная репетиция. | 11.03.-15.03. 18.03.-22.03. |
| ММП, ноутбук, ширма, куклы |
36. | 8 | Показ настольного кукольного тетра «Колобок». | 18.03.-22.03. |
| ширма, куклы |
VII.Постановка кукольного театра «Козлята и волк». (16 час) | |||||
37. | 1 | Речь в повседневной жизни . в творчестве актера. | 01.04.-05.04. |
| Рисунки, |
38. | 2 | Изготовление кукол для театра. | 01.04.-05.04. |
| ткань, иголка, ножницы |
39. | 3 | Распределение ролей к сказке «Козлята и волк». | 08.04.-12.04. |
| куклы , ширма |
40. | 4-7 | Репетиция сказки «Козлята и волк». | 08.04.-12.04. |
| куклы , ширма |
41. | 8-10 | Репетиция. Чтение каждым кукловодом своей роли , действия роли. | 15.04.-19.04. 22.04. 26.04. |
| фотоаппарат |
42. | 11-12 | Техника чтения. Дыхание, ударение, фикция, голос. | 22.04. 26.04. |
| ММП, ноутбук |
43. | 13 | Викторина по сказкам | 29.04.-03.05. |
| ММП, ноутбук |
44. | 14 | Сказки, пословицы, поговорки | 06.05.-10.05. |
| ММП, ноутбук |
45. | 15. | Репетиция сказки «Козлята и волк». | 06.05.-10.05. |
| ширма , куклы |
46. | 16. | Репетиция сказки «Козлята и волк» | 13.05.-17.05. |
| ширма , куклы |
47. | 17. | Генеральная репетиция сказки «Козлята и волк». | 13.05.-17.05. |
| ширма , куклы |
48. | 18. | Показ кукольного спектакля «Козлята и волк». | 20.05.-24.05. |
| фотоаппарат |
Итого: 68 часов. |
VII. Описание материально – технического обеспечения программы.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения. | Количество | |
1.
2.
3. 4.
5.
6.
1. 2.
3.
4.
5. 6. 7. | Для учителя Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/ Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
Для детей Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. — М.: «Первое сентября», 2000 Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
|
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1 1 1
|
Данная программа составлена для реализации общекультурного направления развития личности и культурологической направленности. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденная приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования».