г.-к.Железноводск
Внеклассное занятие с использованием
здоровьесберегающих технологий в 3 классе.
Цели: 1. Рассмотрение причин ДТП. Знакомство с понятием «настроение».
2. Развитие внимательности, речи, навыков самосовершенствования, навыков правильного поведения на улице.
3. Воспитание внимательного отношения к правилам дорожного движения, воспитание активной оздоровительной деятельности, интереса к предмету.
Оборудование: карточки-надписи, рисунки машин, мальчика, магнитофон, бумага, карандаш.
Ход занятия.
Учитель. Сегодня мы исследуем причины дорожно-транспортных происшествий и познакомимся поближе с одной из них «настроением».
-Давайте настроимся на хорошую работу. Положите головы на парты, повторяйте за мной:
а) Я совершенно спокоен, не волнуюсь.
б) Я буду работать на занятии активно, вдумчиво.
в) Ответы мои будут полными, правильными.
Итак, за работу!
Учитель. Я приглашаю вас в зал суда, где разбирается одно дорожно-транспортное происшествие.
-Что такое суд?
/Карточка на доске/
(Это государственный орган, в котором разбираются споры между гражданами и уголовные дела.)
Входят трое детей.
Судья: «Встать, суд идёт! Прошу садиться».
-Слово предоставляется потерпевшему.
Потерпевший: «13 января в школе я поссорился со своим другом и подрался.
На математике не смог решить задачу и получил двойку.
В таком ужасном настроении я выбежал на улицу. Шёл густой снег, дорога была скользкая. Чтобы сократить свой путь я побежал так…»
/Показывает/
Судья: «Теперь заслушаем водителя автомобиля».
Водитель: «В тот день я возвращался после ночного дежурства. У меня болела голова и ужасно хотелось спать. Со скоростью 40 км/ч я ехал по направлению к школе.Дорога была скользкая, шёл снег.
Вдруг на проезжую часть выскочил мальчик, я резко затормозил, но машина продолжала двигаться.Так произошел несчастный случай».
Судья: «Слово предоставляется свидетелю».
Свидетель: «В это время я переходила улицу на зелёный свет светофора по переходу. Мальчик перебегал дорогу в неположенном месте и был сбит машиной».
Судья: «Суд отправляется на совещание».
Учитель. А мы возвращаемся в класс.
Игра: «Ночь- день.»
-Итак, ребята, 13 января произошло дорожно-транспортное происшествие. Кто виноват в этом?
-Какие ошибки допустил водитель, а какие мальчик? Кто вообще не допускал ошибок?
-Сейчас мы в этом разберёмся, но сначала проведём оздоровительную минутку, активизируем работу наших внутренних органов и головного мозга.
Оздоровительная минутка.
-Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного — желудка, среднего — кишечника, позвоночника, безымянного -печени, мизинец помогает работе сердца.
-Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.
Разбор ситуации.
а) Кто не допустил ошибок? Докажите!
б) Какие ошибки допустил водитель? Почему машина продолжала двигаться после нажатия на педаль тормоза?
-Что такое тормозной путь?
-Что повлияло на тормозной путь в данной ситуации?
-Какие ещё факторы влияют на длину тормозного пути?
На доске закрыто:
1) Работа тормозов.
2) Скорость автомобиля.
3) Масса автомобиля.
4) Состояние дороги.
5) Рельеф местности.
6) Плохая видимость.
7) Самочувствие водителя
(Состояние здоровья)
в) Какие ошибки допустил мальчик?
(Перебегал дорогу в неположенном месте, не посмотрел по сторонам.)
-В чём причина такого поведения?
/Плохое настроение, неумение управлять своим настроением, держать себя в руках при любых ситуациях./
Микроитог.
-Сегодня мы подробнее поговорим о настроении, но сначала проведём оздоровительную минутку для мышц спины, шеи, рук и ног.
Оздоровительная минутка.
«Животные»
1. «Жираф» — голова вверх — вниз, круговые движения вправо — влево.
2. «Осьминог» — круговые движения плечами назад — вперёд, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).
3.»Птица» — руки поднять, опустить, круговые движения назад -вперёд.
4.»Обезьяна» — наклон вперёд, круговые движения туловищем вправо — влево.
5. «Лошадь» — поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.
6.»Аист» — подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).
7. «Кошка» — потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем — левую.
Беседа.
-Каким бывает наше настроение?
-Человек может радоваться и огорчаться, веселиться и страдать. От того, какое настроение у человека зависит, как он будет трудиться, учиться, вести себя в опасных ситуациях, общаться с окружающими. Как же сохранить хорошее настроение и дарить людям радость? Хотите узнать этот секрет?
-Очень важно каждое утро начинать с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесёт удачу. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.
— Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка — это залог хорошего настроения. Так мы дадим друг другу здоровье и радость.
— Что ещё помогает сохранять хорошее настроение?
/Добрые слова, сказанные искренне, идущие от сердца/
-Постарайтесь ежедневно 1-3 минутки посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово — неживое.
— Прочтите это пожелание
«Грубых слов не говорите
Только добрые дарите!»
Работа в парах. Упражнение «Азбука волшебных слов»
— Улыбнитесь друг другу и скажите добрые слова.
— Улучшилось настроение?
Оздоровительная минутка.
«Сотвори солнце в себе».
/Звучит песня «Пусть всегда будет солнце»/
— В природе есть солнце. Оно светит всем, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем.
-Какие причины могут влиять на настроение?
/Обидные слова, стыдно за себя, плохое самочувствие/
—Можно ли исправить настроение?
а) (Обнять, приласкать, извиниться, предложить помощь).
б) Проанализируйте ситуацию:
Сценка.
-Федя, поговори со мной немного, — просит больная бабушка.
-Бабушка, мне совсем неинтересно с тобой разговаривать! Я хочу погулять, поиграть в футбол. Погода сегодня — о-го-го!
-Федя, давай всё же попробуем немного поговорить. Расскажи мне, что было в школе. О чём вам сегодня рассказывала Елена Николаевна? А как твой новый друг Витя? Почему бы тебе не пригласить его в гости?…
-Федя подошёл к бабушке, сел на стул и стал с ней разговаривать. Он так весело рассказывал о школе, что бабушка забыла о своём нездоровье. Она смеялась вместе с внуком, а потом сказала: «Это был очень весёлый разговор. Ты меня развлёк. Спасибо, внучек.
А теперь можешь пойти погулять. Только не забудь об уроках».
Анализ ситуации.
— Как вёл себя Федя? Какое у него было настроение? Изменилось ли у него настроение после разговора с бабушкой?
— Какой вывод можно сделать?
Быть хмурым нехорошо. Человек должен быть всегда в хорошем настроении, а его лицо — милым и приятным.
— Наше занятие приближается к концу. Что бы вы посоветовали тому мальчику из зала суда?
Рефлексия.
— Можно ли управлять своим настроением?
— Понравился ли вам занятие? Что именно? Мне тоже понравилось, как вы работали. Молодцы! Спасибо!
А сейчас нарисуйте своё настроение. На что оно похоже?