Кудрявцева Любовь Владимировна
ГБОУ СОШ №604 г. Санкт-Петербург
Учитель начальных классов
Сценарий игры по станциям для учащихся 2классов
«Путешествие в страну Математики»
Оборудование: приглашения классам, маршрутные листы, плакаты с названиями станций, плакат с арабскими цифрами, ребусы, набор цифр, кроссворд, бумага, карандаши, 2конверта с разрезанными на части квадратом и треугольником.
За 2 недели до игры каждый класс получает приглашение:
ВАШ МАРШРУТ:
улыбаются».
Желаем успехов команде!
А всем болельщикам активно поддержать свою команду. |
Звучит музыка. Команды и болельщики рассаживаются на места. Звучат фанфары.
Ведущий приветствует команды и их болельщиков, предлагает начать игру, желает командам быть собранными, дружными, думающими и доброжелательными.
Ученик 1. Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока.
И математики проблемы
Решили, но еще не все мы.
Ученик 2. Выстраиваем цифры в ряд,
Они нам много говорят.
Десять их, но сестры эти
Сосчитают все на свете.
Ученик 3. Помогут вычесть и сложить
И уравнение решить,
С их помощью определяем меры
И можем записать примеры.
Ученик 4. На математике узнали
Мы то, что раньше не слыхали:
Формула — модель – сравненье
И где ловушка в уравненье.
Ведущий. А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа? Поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета. В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – 5 пальцев, 5 яблок, 5 домов – имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «пять». Так появились числа.
Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге.
Ведущий демонстрирует плакат с арабскими цифрами.
Один из величайших математиков древности Пифагор, живший с 580 по 500 годы до нашей эры, считал, что числа очень важны для жизни людей. Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.
На доске:
ми
рав
ют
чис
уп
ром
ля
ла
На доске: «Миром управляют числа».
Ведущий. Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое.
Все эти знания нам пригодятся в нашей игре-путешествии по Стране занимательной математики.
Команды, доложить о готовности и получить маршрутные листы.
Станция «Река Геометрия».
Ведущий. Один из разделов математики – геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способ их построения и измерения.
Перечислите геометрические фигуры, изображенные на доске.
На доске:
— Рассмотрите фигуры на доске. По каким признакам можно разбить эти фигуры на 2 группы?
На доске:
(маленькие фигуры веселые и грустные)
— А эти фигуры? (По форме, цвету, размеру и настроению).
(Каждая команда называет по одному признаку по очереди).
Ведущий. Это было задание для всех, а сейчас каждая команда получит по конверту, в котором лежит какая-то геометрическая фигура. Мы не знаем, что это за фигура, т.к. она разделена на части. Ваша задача – собрать ее из частей, назвать фигуру, вспомнить ее существенные признаки.
(дети выполняют задание)
Ведущий. Геометрия интересна тем, что здесь можно не только строить, измерять, вычислять, но еще и фантазировать.
Наши команды не случайно выбрали себе такие названия. Сейчас им предстоит пофантазировать, дорисовать геометрические фигуры, ставшие названиями команд, до известных всем предметов.
(Командам раздаются 5-6 листов бумаги с изображением квадрата и круга, которые они дорисовывают).
Подводятся итоги конкурса.
Ведущий. Мы провели хорошую разминку на станции «Река Геометрии» и теперь команды отправятся по своим маршрутам по станциям. Желаем всем успехов.
Станция «Озеро Народной мудрости».
Творчество русского народа очень тесно связано с математикой.
Вы оказались у озера Народной мудрости.
Однажды поднялся сильный ветер и волны разбили пословицы на 2 части. Река, вытекающая из озера, унесла окончания пословиц в открытое море. Вам нужно восстановить их. (За каждую пословицу – 1б.)
А еще объяснить смысл — (1б.)
Команда получает конверт с карточками, на которых написано начало пословиц)
Лучше один раз увидеть, чем… (100 раз услышать).
Одна голова хорошо, а… (2 – лучше).
За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).
Семеро одного … (не ждут).
Семь раз отмерь, …. (один раз отрежь).
Не узнавай друга в 3 дня – узнавай в … (3 года).
Пока команда готовится – задание болельщикам.
Ведущий. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами.
Вспомните, какое число считается в народе несчастливым? (13)
А вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках.
Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом « 7».
Какие еще пословицы и поговорки с числами вы знаете? (Команда получает
дополнительные баллы).
Дополнительно – команде: объясните, что значит?
-
Идти на все 4 стороны.
-
Заблудиться в трех соснах.
-
Жить в четырех стенах.
-
Наговорить с три короба.
-
Как свои пять пальцев.
-
За семью морями.
Станция: Галерея творчества «Цифры улыбаются»
Выставка рисунков . Оцениваются количество рисунков, аккуратность, фантазия).
Команда получает набор цифр: 5, 1, 8, 3, 4, 23, 12.
— С чем в жизни вы связываете числа?
(5 – лучшая отметка, 5 пальцев…)
(4 – 4 времени года)
(1 – 1сентября, то, что бывает в первый раз…)
(23 – 23 февраля…)
(12 – месяцев в году, 12 – числа на циферблате часов…)
(7 – 7 дней в неделе, 7 чудес света…)
-
баллов.
Логика.
1.В двух ящиках для урока труда хранились ножницы, по 20 штук в каждом.
Перед уроком труда учительница взяла несколько ножниц из одного ящика, а затем из второго взяла столько, сколько осталось в первом ящике. Сколько ножниц осталось в обоих ящиках? (20)
Станция «гора Смекалки и Находчивости».
Ведущий. Приветствуем команду на горе Смекалки и Находчивости. Здесь вам предстоит выполнить несколько заданий и проявить смекалку и находчивость.
-
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Плюшевый зайчишка, Буратино
И веселый Чиполлино.
Помогите Танюшке
Разместить игрушки. (На листочке).
— Покажите разные способы. (6 баллов)
На доске: картинки с изображением игрушек.
-
Найти закономерность и разместить в пустых клеточках нужные кружки.(3 балла)
-
Ребусы (математические). (по 1 баллу)
Ответы: фигура, счет, угол, луч, ломаная, шар, овал, число, схема, длина, кривая.
Станция «город Кроссвордный».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | д | в | а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
| о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| с | 4 | д | е | с | я | т | ь |
|
|
|
|
|
| 9 |
| 5 | ч | е | т | ы | р | е |
|
|
|
|
|
| 8 |
|
| ш |
| п |
| м |
|
|
| м |
|
|
|
|
|
| е | 6 | д | е | в | я | т | ь |
|
|
| ь |
|
|
|
|
|
| д |
| с |
| т |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| и | т |
| ь |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
| 7 | н | о | л | ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
10 | т | р | и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
-
Вид ее — как запятая. Хвост крючком и не секрет:
Любит всех она лентяев, а лентяи ее – нет.
-
Цифра вроде буквы о – это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним единицу примостим,
Он побольше станет весить, потому что это — …
-
Гляди-ка, эта цифра – стул,
Который я перевернул.
-
Шесть через голову перекатилась –
И я у вас получилась.
-
Не похож он на пятак, не похож на рублик,
Круглый он, да не дурак, с дыркой, а не бублик!
10. Я – горбатая старушка.
Или стружка-завитушка.
По вертикали:
-
Два кольца, но без конца, в середине нет гвоздя.
Если я перевернусь, то совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я?
-
Цифра легкая совсем!
Я косу принесу и срисую ту косу!
5.Налитая, симпатичная, цифра самая отличная!
-
На одной ноге в болоте вы меня легко найдете.
-
Один заметил: -Нуль с хвостом!
Другой: — С хвостом, но только кошка.
А третий помолчал немножко.
Задания для болельщиков. (по 1баллу)
-
Пара лошадей пробежала 40км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
-
У трех братьев по 1 сестре. Сколько детей в семье?
-
В доме 4 комнаты. Из одной сделали 2. Сколько стало комнат?
-
Бублик разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?
-
Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?
-
Арбуз весит 3кг и еще половину своего веса. Сколько весит арбуз?
-
Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик?
-
Что легче – 1кг ваты или 1кг железа?
-
Назовите 5 дней недели, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера,…)
-
Встречаясь по утрам по дороге в школу Коля, Вася и Петя подают друг другу руки. Сколько рукопожатий при этом получается?
Пословицы и поговорки с использованием чисел.
Всем по семь, хозяину – восемь, хозяйке – девять, что ровно делит.
Где двое стоят, там третьему дела нет.
Два века не жить, а век — не тужить.
Два горя вместе, третье – пополам.
Два друга – мороз да вьюга.
Два кота в одном мешке не улежатся.
Два лета по зиме, одно само по себе.
Два медведя в одной берлоге не живут.
Два раза не умирать.
Двое пашут, а семеро- руками машут.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Двух зайцев гонять – ни одного не поймать.
За одного битого двух небитых дают.
Обещанного три года ждут.
Один в поле не воин.
Один за всех, все за одного.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.
Хвастуну цена — три копейки.
Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.
Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.
Лук от семи недуг.
За семью морями.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – три дня.
Сам не дерусь, семерых – не боюсь.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Подведение итогов.
Награждение команд.