ГОсударственное БЮдЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1884
Утверждаю
И.о. директора гбоу цо № 1884
Кононов В.Н.
_______________________
“ “ ___________2011г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
курса литературное чтение для 2 класса
по УМК “Школа 2100”
Рабочая программа ориентирована на использование
учебника литературного чтения «Маленькая дверь в большой мир»
авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
2-й класс, издательство «Баласс», 2010 г.
2011/12 уч.год
ПРОГРАММА
«ЧТЕНИЕ И НАЧАЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
(для четырехлетней начальной школы)
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
-
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 1-4 кл, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева («Маленькая дверь в большой мир»), заключения РАО (от 28.06.2005) и МПГУ (от 20.07.2005).
Пояснительная записка
Формирование функционально грамотных людей — одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.
Цель уроков чтения в начальной школе — научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании — это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
-
формирование техники чтения и приемов понимания текста правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
-
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
-
приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, — через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
-
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
-
овладение функциональной грамотностью;
-
овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
• приобщение к литературе как искусству слова;
Требования к результатам обучения учащихся к концу 2-го класса
В результате обучения литературному чтению ученик получит возможность научиться:
-
осознанно, правильно и выразительно читать целыми словами;
-
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
-
делить текст на части, озаглавливать части;
-
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
-
подробно и выборочно пересказывать текст;
-
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
-
размышлять о характере и поступках героя;
-
высказывать свое отношение к прочитанному, своего понимания авторского замысла;
-
относить произведение к одному из жанров (сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка), различать народную и литературную (авторскую) сказку;
-
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
-
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
-
соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений.
Основные требования к уровню подготовки по литературному чтению учащихся, оканчивающих 2 класс.
Учебные действия | Универсальные учебные действия | |
К концу второго класса обучающиеся получат возможность научиться:
научатся:
I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами. II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого, передача интонации и настроения при чтении. | Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание. Прогнозирование текста по названию.
| Познавательные общеучебные действия
Познавательные логические действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД Смыслополагание |
Перечень учебного оборудования и наглядных пособий
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | |
1. | Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.) Стандарт начального образования по литературному чтению. Примерная программа начального образования по литературному чтению.
|
2. | Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме). Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению.. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с Обязательным минимумом).
|
3. | Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности) Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа УМК | Методический комплект учителя | Учебное обеспечение учащихся | |
Литературное чтение |
Образовательная система «Школа 2100»
|
(Методические рекомендации для учителя) Авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева (Москва «Баласс» 2008 г)
Автор О.В. Соболева (Москва «Баласс» 2009 г.) |
Учебник для 2 класса в 2-х частях Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. (Москва «Баласс» 2009 г.)
Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. (Москва «Баласс» 2009 г.)
Авторы Н.А. Шестакова, Т.В. Кулюкина (Москва «Баласс» 2008 г.) |
Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2-м классе
по учебнику «Маленькая дверь в большой мир»
(136 часов, 4 часа в неделю)
Тема | ИКТ поддержка | Демонстрационный раздаточный материал | Примечание | |
| Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы Б.Заходер «Моя Вообразилия», «Сказочка» Т |
|
| Буква «Т» – работа в тетради по литературному чтению |
| Книги, прочитанные летом (внеклассное чтение) |
Интернет ресурс |
|
|
| Раздел 1. «Там, на неведомых дорожках…» (21 час) Мир сказок нашего детства. М. Цветаева «В субботу»
|
Интернет ресурс |
|
|
| Русские народные сказки. Сказка «Царь-девица» Т | Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений
Фотоаппарат, видеокамера |
Детские книги |
|
| Народная сказка. «Царь-девица» «Законы» волшебной сказки Т |
|
Толковый словарь |
|
| Как сказки складываются Т | Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений Фотоаппарат, видеокамера |
Детские книги Этимологический словарь |
|
| «Народная» сказка П. Ершова «Конек-Горбунок» Т |
DVD плеер | Портреты писателей |
|
| Сказочный мир Петра Ершова (сказка «Конёк-Горбунок») Т | ПК презентация DVD плеер | Портреты писателей |
|
| Приметы волшебной сказки в сказке Петра Ершова «Конёк-Горбунок» Т |
|
Рабочая тетрадь |
|
| «Добрым молодцам урок» (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
Рабочая тетрадь |
|
| Герои «Сказки о рыбаке и рыбке» Т |
|
Сюжетные картинки |
|
| Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений |
Портреты писателей Детские книги |
|
| Авторская сказка В. Одоевского «Мороз Иванович» Т | Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений | Портреты писателей Этимологический словарь |
|
| «Какова работа, такова награда» (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович») |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| От сказки народной к сказке авторской (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович») |
|
|
|
| Как сказы сказываются? П.Бажов «Серебряное копытце» Т |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Чему учат сказы и сказки? П.Бажов «Серебряное копытце» Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
Детские книги |
|
| Сказки литовского народа «Мальчик Золотой хохолок…» | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Добро побеждает зло. Сказка «Мальчик Золотой хохолок…» Т |
Интернет ресурс Фотоаппарат, видеокамера |
Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| «Мальчик Золотой хохолок и девочка Золотая коса» — это сказка | Аудиозаписи художественного исполнения изучаемого произведения ПК презентация |
Рабочая тетрадь |
|
| Всех скороговорок не перескороговоришь Т |
ПК презентация |
Рабочая тетрадь |
|
| Обобщение по разделу Проверочная работа №1 Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Внеклассное чтение Мир волшебных сказок | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Раздел 2. «Сказочные человечки» (27 часов) Введение в раздел. В стране Вообразилии
|
|
Рабочая тетрадь |
|
| Знакомство с Муми-семейством Т. Янссон «Шляпа Волшебника» 1 часть Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Тайны шляпы Волшебника Т. Янссон «Шляпа Волшебника» 2 часть |
Фотоаппарат, видеокамера |
Детские книги Рабочая тетрадь |
|
| Сказочная повесть Т. Янссон «Шляпа Волшебника» 3-4 части | Интернет ресурс Фотоаппарат, видеокамера | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Герои сказки «Шляпа Волшебника» Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Опасное путешествие Бильбо Дж. Р.Р. Толкин «Хоббит» 1-2 части Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Путешествие продолжается 3-4 части Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс 5-6 части Т |
| Рабочая тетрадь Портреты писателей |
|
| Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс 7-8 части Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Авторская сказочная повесть Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит» Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Смешная история А. Милн «Винни-Пух», глава 3 |
ПК презентация |
Портрет писателя |
|
| Характеры героев сказки А. Милна «Винни-Пух» Т | ПК презентация | Портрет писателя |
|
| Главный герой повести А. Милна «Винни-Пух» | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Песенки сказочных человечков |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Уроки Мальвины А. Толстой «Приключения Буратино» |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Друзья и враги Буратино Т |
|
|
|
| Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино» Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Повесть-сказка А. Толстого «Приключения Буратино» Т |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Сказочный герой Чиполлино и его семья (Дж.Родари «Приключения Чиполлино») Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Чиполлино приходит на помощь Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Чиполлино – настоящий герой Т |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Фантазии Астрид Линдгрен «Малыш и Кралсон…» 1-2 части Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Кто же такой Карлсон? 3 часть | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Карлсон – воплощение детской мечты 4 часть Т |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа №2 Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Сочинение-рассказ о сказочном человечке Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Внеклассное чтение. Любимые герои – сказочные человечки |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Раздел 3. «Сказочные богатыри» (13 часов) Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Былина как фольклорный жанр |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Богатырская «Сказка про Илью Муромца» Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Илья Муромец – богатырь земли Русской Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Илья Муромец – любимый народный богатырь |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Сравнение богатырской сказки и былины Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Чем силен человек? (киргизская сказка) Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв» Т |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Кому счастье помогает? Дагестанская сказка «Богатырь Назнай» Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| «Богатырь» Назнай | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Повторение по теме «Былины и богатырские сказки» |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Мечты о смелых и отважных. Проверочная работа №3 Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Внеклассное чтение. Преданья старины глубокой | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Раздел 4. «Сказка мудростью богата» (20 часов) Введение в раздел. Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?» |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Как мудрость в жизни помогает? Татарская сказка «Мудрый старик» Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Чему учит бытовая сказка Т |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Киргизская сказка о мудрых людях «Мудрая девушка» |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Герои киргизской сказки «Мудрая девушка» Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Русская сказка о мудрых людях «Мудрая дева» |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Мудрость ценят все народы Русская сказка «Мудрая дева» Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| К чему приводит жадность. Долганская сказка «Как появились разные народы» Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Где правда, там и счастье. Т Корейская сказка «Честный мальчик» |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Что высмеивают сказки. Японская сказка «Настоятель и служка» |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Что высмеивают сказки | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Сказки о глупости Русская сказка «3 калача и 1 баранка» |
|
Рабочая тетрадь |
|
| «Сказка о глупости» И.Франко
|
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| «Сказка – ложь, да в ней намек…» Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки Т |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Мудростью богаты. Русские народные загадки Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Как придумать загадку? Литературные загадки | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №4 Т |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Зачем поют колыбельные песни Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки? | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Раздел 5. «Сказка – ложь, да в ней намек…» (21 час) Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон…» |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Мудрые сказки о животных Русская сказка «Лиса и рак» | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Кто сильнее? Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки» |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Как ум и хитрость силу побеждают Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки» Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Чего стоит ум? Африканская сказка «Похождение дикого кота Симбы» | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Чем силен Симба? Т |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Какие бывают развлечения? (сказка афроамериканцев) |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Сказки дядюшки Римуса Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Братец Кролик – главный герой сказки |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Любимые герои сказок |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Какие вопросы задают сказки? (эстонская и латышская сказки) Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Современные сказки о животных А.Курляндский «Ну, погоди!» |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Как создаются мультфильмы |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Разные стихи о животных Г.Сапгир «Песня» | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Разные стихи о животных Л.Квитко «Весёлый жук» |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Авторские считалки |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| О чем говорят считалки? Б.Заходер «О чём говорит Считалия» | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Сочиняем считалку |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Обобщение по разделу. Колыбельные русских поэтов Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Проверочная работа №5 Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Раздел 6. «Самое обыкновенное чудо» (24 часа) Введение в раздел. Г. Горбовский «Розовый слон» |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Чего не могут взрослые? А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 1 часть Т |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Знакомство с маленьким принцем 2 часть Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Лекарство от одиночества 3-4 части | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Секрет Лиса 5-6 части |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Секрет счастья Дж.Родари «Солнце и туча» Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Мечты о чудесах Дж.Родари «Как Алиса в море побывала» Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Чудеса вокруг нас В.Берестов «Честное гусеничное» Т |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Необычное в обычном мире В.Хмельницкий Т «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка» |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| «Другие» сказки В.Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка» Т | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Музыкальные сказки Г. Цыферова Т |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова Т |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Б. Сергуненков «Кот белый – кот черный» | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Внеклассное чтение. Сказки-миниатюры |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Сказки-игры Дж.Родари |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Уроки творчества Дж. Родари | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Веселые стихи Ю.Владимирова. Г.Остера. О.Григорьева |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Веселые стихи Ю.Мориц |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Какая душа у поэта? Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»
| Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа №6 |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Урок-отчет «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир» |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
| Урок-отчет «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир» | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
| Проверка техники чтения |
|
Рабочая тетрадь |
|
| Урок-отчет по итогам домашнего чтения «По дорогам сказки» |
Фотоаппарат, видеокамера |
|
|
129-136 | Резервные уроки | Интернет ресурс | Репродукции картин и художественные фотографии |
|
Заместитель директора по УВР в начальной школе: _______________________ Рослякова Е.Ю.