Бюджетное образовательное учреждение Омской области
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Кормиловский детский дом»
Открытое занятие
“ Без труда нет плода ”
Театрализованное представление
/для детей дошкольного и младшего школьного возраста/
Разработали:
Соёнена М.Л. воспитатель,
высшая квалификационная категория;
Бондаренко Н.С. воспитатель,
II квалификационной категории;
р.п. Кормиловка 2009
Оглавление:
Пояснительная записка 3
Ход занятия 4 -14
Литература используемая при составлении занятия 15
Приложения 14-15
Пояснительная записка
Младший школьный, старший дошкольный возраст называют вершиной детства. Именно в этот период ребёнок начинает задумываться о своём будущем, пусть даже он фантазирует каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием помочь взрослым и своим сверстникам.
Коллектив «Кормиловского дома», работает по теме: «Формирование ключевых компетенций в процессе трудового воспитания детей и подростков детского дома».
Актуальность этого занятия заключается в том, чтобы воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, может быть определиться с выбором профессии для себя.
Цель занятия: Формирование у воспитанников живого интереса к миру труда.
Задачи:
— Знакомить детей с основными профессиями, которые встречаются в детском доме.
— Формировать положительное отношение к любому виду труда, учить уважать труд людей.
— Воспитывать
Предварительная работа:
— Знакомство с некоторыми профессиями через наблюдение за окружающими людьми.
— Проведено ряд мероприятий по данной теме.
— Выучили ряд стихотворений с детьми.
Ход занятия:
Ведущий: Сегодня пойдёт речь о труде взрослых и детей. Давайте представим себе, что все отдыхают: магазины, больницы, школы. Что было бы?
Дети: ответы детей.
Ведущий: представьте себе, что отдыхает электрик.
Дети: Тогда будет в домах темно; телевизоры не будут работать; утюгами не сможем гладить бельё; стиральные машины не будут стирать бельё..
Ведущий: представьте, что отдыхает пекарь.
Дети: Все будут без хлеба, а хлеб – основной продукт питания.
Ведущий: Отдыхает шофёр, доктор.
Дети: Всё замрёт. Люди не смогут передвигаться на большие расстояния.
Ведущий: Так можно перечислять тысячи профессий. Жизнь на земле замрёт. Наступит голод и бездвижность. Поэтому все должны трудиться. Труд – это необходимость, это наша жизнь. Трудиться должны все – взрослые и дети. Обратимся к стихотворению С. Погореловского «Попробуй волшебником стать», в котором описываются обязанности детей.
Стать добрым волшебником, ну – ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
На клумбе – цветок, его листья повисли,
Грустит он…О чём? Угадай его мысли.
Он хочет напиться…Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.
Хоть мама ещё не вернулась с работы,
Не трудно узнать её думы, заботы,
«Вернусь – хорошо бы пошить, починить,
Да надо уборкой заняться опять».
Тут ты совершаешь весёлое чудо.
Ковёр засверкал, просияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой,
Да это как в сказке, волшебник ты мой!
Ведущий: Ребята скажите, а какие вы помогаете взрослым?
Дети: Заправляем свои кровати, после занятий убираем своё рабочее место, вытираем пыль, следим за своими вещами и др.
Ведущий: Что нужно делать каждый день самим?
Дети: Чистить зубы, заправлять постель, расчёсываться, ухаживать за своими волосами и др.
Ведущий: Молодцы! А вот о девочке Лене этого сказать нельзя. Она не любит трудиться, помогать маме.
Мама дочке говорила: «Скоро сварится обед.
В магазин бы ты сходила,- видишь, дома хлеба нет».
«Не могу, болит колено». Значит, плохо наше дело,
И давно болит? Давно… Очень жаль, а я хотела
Взять тебя с собой в кино. «Кажется, прошло колено!
Ведущий: Вот так помощница. Не только ленивая, но ещё и лгунья. Думаю, что среди нас таких нет. Вот и хорошо!
Ведущий: Не сразу человек может выполнять большую и сложную работу. Надо начинать с самого малого. Например, содержать в порядке свои вещи, уметь ухаживать за своей внешностью, одеждой. Труд людей надо ценить и уважать. В своей жизни мы всюду сталкиваемся с результатом труда людей. Вещи, созданные трудом человека, надо беречь. Поэт В. Лифшиц призывает к бережливости и уважению труда людей.
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что сделано для нас,
Мы благодарны людям;
Придёт пора, настанет час, —
И мы трудиться будем.
Ведущий: Ребята, скажите, как вы понимаете такие пословицы:
-
Без труда нет плода.
-
Дело мастера боится.
-
Что посеешь, то и пожнешь.
-
Терпение и труд всё перетрут.
-
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Дети: Рассуждения детей, ребята вспоминаю свои пословицы.
Ведущий:
Профессий много на свете.
И они нужны людям.
У каждого дела запах особый.
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей смолой.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином.
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Все работы хороши, выбирай на вкус!
На свете есть страна одна,
Где труд всегда в почёте,
И это умная страна –
Страна, где вы живёте!
Ведущий: Кто мне назовет профессии, которые встречаются в детском доме? какую работу выполняют эти люди?
Ответы детей.
Ведущий: Только тот счастлив, кто своим трудом радует других. В каждое, даже маленькое дело, вложен труд. Посмотри на дом, где ты живёшь, — это труд многих людей. И улица родная тоже создана трудом человека.
Ведущий: А теперь мы с вами пойдём в театр. Посмотрим сказочную сценку, которая называется «Лень, Работа, Федот и Пол – Федота».
Лень:
Я в любое время года
Никуда не тороплюсь.
В ясный день и непогоду
Где – нибудь да отосплюсь.
Я люблю давать советы:
Не стараться, не спешить,
А меня враги за это
Волшебства хотят лишить.
Лень:
Тут как будто ходит кто – то?
Работа:
Это я пришла.
Лень:
Работа?
Работа:
Да, как видишь, это я!
Лень:
Не даёшь ты мне житья!
Уходи мне спать пора!
Ты мешаешь мне, сестра!
Работа:
Не зови сестрой меня
Ты мне вовсе не родня.
Лень:
Ох, уж лучше б ты ушла.
Работа:
У меня тут есть дела.
Видишь сломана скамейка?
Лень:
Вижу, вижу.
Вот злодейка!
Не даёт минуты мне
Поваляться в тишине…
Работа:
Знаешь, кто скамью сломал?
Лень:
Знаю, видела сама –
Своротил рогами бык,
Грубиянить он привык.
Работа:
Ты могла б его прогнать.
Лень:
Не хотелось мне вставать.
Знаешь, как лежать приятно.
(Появился Федот)
Федот:
Буры побывал, всё понятно.
Много силы у быка,
А ума – как у телка!
Лень:
Только ты тут не стучи,
Не люблю я…
Работа:
Помолчи!
(Федот задумался.)
Федот:
Починить скамейку надо б,
Но меня там ждёт бригада.
Починю, придя с работы..
Может, мне сынку Федоту
Это дело поручить?
Пусть немного постучит,
Приучать пора к труду.
Что ж, скажу ему, пойду.
Лень:
Это я уйти внушила!
У меня большая сила,
Если только захочу,
Всех работать отучу!
Работа:
Чепуху, гражданка, мелишь,
И захочешь – не сумеешь.
Если люди бросят труд,
Сразу с голоду помрут.
(Послышалась песенка Пол – Федота)
Пол – Федота:
Я решительно и смело
Берусь за столярное дело:
Строгаю, пилю и стучу –
Стать мастером хочу..
Лень:
Там опять несёт кого – то.
Работа:
Это мальчик, Пол – Федота.
Дед, и сёстры, и братья
Так зовут его шутя.
Он скамью исправит.
Лень:
Нет! Нет! Я дам ему совет
Силу зря свою не тратить!
Пол – Федота:
Ах, бездельник!
Ах, рогатик!
Дед скамейку эту сам
Делал целых два часа.
А теперь и мне трудиться.
Лень:
Отдохни!
Работа:
Нельзя лениться!
Ты подумай вот о чём:
За хорошую работу
Станут звать тебя Федотом
И Федотом Федотычем.
Пол – Федота:
Да, лениться не годиться,
Но не хочется возиться,
Мне бы дело поважней!
Мне б работу посложней!
Лень:
Тут работа не сложна
И не очень – то нужна,
Брось её!
Работа:
А ты сумей-ка
Починить хотя скамейку.
Пол – Федота:
Починю в один момент.
Работа:
Вот тебе и инструмент!
Лень:
Век обиды не забуду!
Работа:
Уходи – кА ты отсюда!
Не мешай!
У нас дела,
Уходи, пока цела!
Лень:
Не уйду! Куда спешить!
Надо мальчику внушить,
Что работа ни к чему,
Что я лучший друг ему.
Работа:
Пол – Федота – Умный мальчик,
Не лентяй, не ротозей.
Надо быть ему подальше
От таких, как ты, друзей.
Пол – Федота:
Гнуться гвозди,
Как же быть?
Не могу никак забить!
Брошу всё.
Пусть чинит дед иль отец…
Лень:
Конечно!
Пол – Федота:
Нет! Никуда не убегу.
Я исправит сам смогу.
Я решительно и смело
Берусь за столярное дело:
Строгаю, пилю и стучу –
Стать мастером хочу..
Работа:
Не выносит лень работы –
Убежала от Федота.
Но с лентяями она
И сейчас ещё дружна.
Ведущий: Эту сказку написал поэт Г.А. Ладонщиков. В ней есть над чем задуматься. Скажите, ребята вам понравилась эта сказка? Чему она учит? Вот видите, как полезно ходить в театр. Можно посмотреть пьесу и научиться полезному.
Ведущий: Сейчас в вашем исполнении прозвучат частушки.
День работы, день труда
Это здорово, друзья!
Целый день проходит в деле,
Как полезно в самом деле.
Ох работа, ты работа
Ты заботушка, забота
Нас к себе приглашай,
Будет славный урожай.
В нашем доме педагоги
Их глаза полны тревоги
За кого переживают
Нас, детишек, опекают.
Я родителям сказала,
Что пойду в строители
Потому, что тот, кто строит
Много значит, много стоит.
Работящие ребята
Не боимся мы труда
Если надо, значит надо
Будем строить города.
Ведущий: Ребята, скажите, вам понравилось сегодня занятие? Что нового мы сегодня узнали? Где мы с вами побывали? Будете ли вы помогать взрослым, беречь свой труд и труд взрослых. Спасибо за внимание.
Литература, используемая при составлении занятия:
Агеева И.Д. Весёлые загадки – складки. М., 2001г.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, М., 1997г.
Макеев А.Г. Младший школьник, М. 1988г.
Журнал «Воспитание школьника». 2003 -2005г.
Что такое. Кто такой. М., Педагогика, 1975г.
Шорыгина Т.А. Путешествие в мир профессий., М. 1994г
Приложения:
С. Погореловского «Попробуй волшебником стать»
Стать добрым волшебником, ну – ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
На клумбе – цветок, его листья повисли,
Грустит он…О чём? Угадай его мысли.
Он хочет напиться…Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.
Хоть мама ещё не вернулась с работы,
Не трудно узнать её думы, заботы,
«Вернусь – хорошо бы пошить, починить,
Да надо уборкой заняться опять».
Тут ты совершаешь весёлое чудо.
Ковёр засверкал, просияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой,
Да это как в сказке, волшебник ты мой!
***
Мама дочке говорила: «Скоро сварится обед.
В магазин бы ты сходила,- видишь, дома хлеба нет».
«Не могу, болит колено». Значит, плохо наше дело,
И давно болит? Давно… Очень жаль, а я хотела
Взять тебя с собой в кино. «Кажется, прошло колено!
***
В. Лифшиц
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что сделано для нас,
Мы благодарны людям;
Придёт пора, настанет час, —
И мы трудиться будем.
***
Профессий много на свете.
И они нужны людям.
У каждого дела запах особый.
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей смолой.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином.
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Все работы хороши, выбирай на вкус!
На свете есть страна одна,
Где труд всегда в почёте,
И это умная страна –
Страна, где вы живёте!
Анализ воспитательного мероприятия.
Младший школьный, старший дошкольный возраст называют вершиной детства. Именно в этот период ребёнок начинает задумываться о своём будущем, пусть даже он фантазирует каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием помочь взрослым и своим сверстникам.
Коллектив «Кормиловского дома», работает по теме: «Формирование ключевых компетенций в процессе трудового воспитания детей и подростков детского дома».
Актуальность этого занятия заключается в том, чтобы воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, может быть определиться с выбором профессии для себя.
Цель занятия: Формирование у воспитанников живого интереса к миру труда.
Задачи:
— Знакомить детей с основными профессиями, которые встречаются в детском доме.
— Формировать положительное отношение к любому виду труда, учить уважать труд людей.
— Воспитывать
Форма проведения занятия комбинированная. Это форма интересна для детей, т.к. она развивает творческие способности ребят, позволяет выразить свои мысли.
При подготовке этого занятия была изучена литература, конкретно для этого возраста детей. С детьми были выучены рад стихотворений, старшие воспитанники совместно с Соёненой М.Л. подготовили инсценировку сказки. Это, на мой взгляд, самый удачный момент занятия. В импровизированном театре дети чувствовали себя зрителями, но здесь же ребята переживали ту ситуацию, которая проходила на сцене.