Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 54
г.о. Тольятти
Внеклассное мероприятие на тему:
«Святки»
Класс: 2
Выполнила: учитель начальных классов Муранова Галина Петровна
Святки
(мероприятие по теме «Россия – Родина моя»)
На доске три плаката: ряженье, баловство, гадание. Под названиями маски для ряженых, предметы для гаданий, картинки с изображением баловства в рождественские дни.
Учитель: Не было на Руси более весёлого праздника. чем святки. Все 12 дней ( с 7 января по 19 января) праздника заполнялись выдумками и проказами. В некоторых местах святки назывались колядою. В старину коляду считали богом мира и пиров.
Ряженье
К святкам начинали готовиться задолго. Придумывали сценки, шутки, проказы, делали святочные костюмы и маски. Любили изображать медведя. Им наряжался парень: делал маску и выворачивал мехом наружу шубу. Он хоть и был медведем, но изображал разных людей и животных. Вот медведь показывает, как баба идёт по воду. Как глядится в зеркало. Как ходит журавль.( Ученик в маске медведя изображает эти действия). Иногда изображали и журавля, который своим «клювом» щиплет девушек, а те откупаются от него орехами.
Сценка
— Эй, ребята, девки, выходите! – кричал Гришка, выбегая к доске.
-Кто там?
— Выходи, чего спрашиваешь, ступай, — там увидишь!
Выходят другие участники, все в костюмах.
-А куда нам идти-то?
_ Пойдём к Савелию.
— Нет, ребята пойдём лучше к старосте!
Гришка, подперев бока, запел, приплясывая:
-Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок,
Хоть блин,
Хоть сала клин!
-Тише, Гришка, услышит старостиха, не пустит нас.
— Метель гудит — не услышит.
-Ладно, подбирайся к воротам… Братцы, калитка-то заперта! Кто из вас цепкий, полезай через забор.
Петрушка быстро уцепился за перекладину ворот и бухнулся в сугроб по ту сторону. Открыл калитку, толпа тихо-тихо стала подбираться к крылечку.
Гришка остановился на крылечке и стукнул кулаком в дверь.
-Кто там? – спросила хозяйка.
— Отворяй! – отвечал Гришка, подделываясь под голос старосты. Старуха загремела запором, дверь отворилась, и тут же толпа со свистом, визгом, хохотом кинулась в избу.
— Ай, батюшки, режут! Ай, касатики, режут! – завопила старуха и спряталась в сенях.
Но скоро она увидела толпу ряженых и среди них смеющуюся дочь. Кинулась старуха в избу и прямо повалилась на медведя.
— Ах, ты разбойник! – принялась она колотить его.
Все ряженые завертелись, заплясали вокруг старухи.
— Полно, тётенька, не серчай, — запищала скороговоркой Баба – яга, слушай, загадаю тебе загадку:
Под лесом, лесом
Пёстрые колёса висят,
Девиц украшают…
— Не угадала? Серьги, тётенька, серьги.
А Гришка пустился в пляс вместе с козой, припевая:
Антон козу ведёт,
Антонова коза не идёт,
А он её подгоняет,
А она хвостик поднимает…
Он её вожжами,
А она его рогами…
Всё вокруг заплясало, завертелось…
Учитель: Кто же это такие – коза, бык, Баба- яга?
Были и такие забавы. Девицы и молодые мужчины наряжались цыганами и цыганками. Они ходили по всем домам и будто бы гадали по ладони. Иногда рядились так: делали горбы на спине, навязывали на голову кудели, чтобы быть косматыми. Мазались сажей.
Так ряженые шли по улице, веселя людей песнями и плясками. Под рождество, перед Крещением по домам ходила толпа ряженых. Они колядовали – пели колядки.
Так желали добра хозяевам дома:
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста!
У доброго мужика
Родись, рожь хороша,
Колоском густа,
Соломкой пуста!
А так славили хозяев:
Заходила коляда
К Ивану во двор.
У Ивана во дворе
Три терема стоят.
Как во первом терему –
Месяц-батюшка,
Во втором терему –
Красно солнышко.
В третьем терему –
Часты звёздочки.
Месяц – батюшка –
Иван Степанович.
Красно солнышко
Его жёнушка,
Анна Павловна.
Часты звёздочки.
Коляда, коляда,
Накануне Рождества.
Везде поспевай
С Новым Годом поздравляй!
Кто даст пирожка –
Тому рожь густа, умолотиста
С колоска – полмешка,
С зёрнышка – пирог,
С полузёрнышка – блинок!
Так требовали у хозяев угощения:
Коляда, коляда,,
Подавайте пирога!
Не дадите пирога
Мы корову за рога,
Боровка за хвост,
Тёлку за холку,
Бычка за бочка
Уведём на мороз!
Колядовщик:
Открывай, дядя, окошки,
Подай-ка нам лепёшки;
В коробейку – копейку,
В колпачок – пятачок.
Колядовщик:
Уж ты, дядька добренький,
Подай кулич сдобненький,
Не режь, не ломай,
Крошки на пол не кидай.
Учитель: Пока ряженые ходили из дома в дом, вокруг них собиралась большая толпа. Ряженые приплясывали, играли на дудочках и гармошках, смешили людей шутками. Разыгрывали разные истории. Колядовщиков встречали с радостью, ведь всем хотелось, чтобы Новый год был добрым, хорошим. Так с шумом, весело молодёжь обходила дома. Потом собирались в избе и устраивали пир – съедали всё, что насобирали по домам.
Всё это происходило в ночь перед Рождеством, но святочные вечера длились 12 дней, поэтому были и другие увеселения. Молодёжь вечерами собиралась в просторных избах для игр, пения и плясок. Очень часто разыгрывали целые спектакли.
Проведение игры «Кузнец».
Кузнец говорит:
-Я могу сделать всё: замки, ножи, ухваты. А ещё могу старых на молодых переделать!
— Не хочешь ли, я тебя на молодую переделаю? – предлагает он не очень молодой женщине.
-Нет, нет…
Тогда кузнец приказывает одному из ряженых «стариков»:
-Ну – кА, ты, «старый», полезай под наковальню, я тебя перекую.
«Старик» прячется под пологом, а кузнец бьёт по скамейке – из-под неё выскакивает мальчик. Так всех «стариков» кузнец перековывает на молодых.
А потом подходит к каждой девушке:
— Что, красавица, тебе сковать?
-А что сковать тебе, умница?
Каждая девушка что-то заказывает, а потом выкупает свой заказ – целует кузнеца. А он старается как можно больше вымазать ей лицо сажей.
Учитель:
Любимой народной забавой было гадание. Во время святок гадали на курицах, на лошадках, на луковице, на яйцах, гребешке башмачке. При гадании пели специальные песни.
Ученик:
К нам наехали святые вечера
На конях, на соболях,
На лисицах, горностаях!
Уж вы, кумушки, подруженьки мои,
Вы придите, посидите у меня,
Пособите думу думати,
Пособите мне отгадывати!
Учитель: Гадали так. На блюдо или шапку каждый из участников гадания клал кольцо, сережку или что-нибудь ещё. Пели песню, например, такую:
Ученик:
Ползёт ёжик по завалинке,
Тащит казну на мочалинке.
Диво ули ляду!
Кому спели , тому добро!
Учитель:
Это гадание – к богатству. Такие песни назывались подблюдными.
Потом блюдо встряхивали, и один вытаскивал, что попадалось под руку.
Ученик:
Уж мы песни поем,
Хлебу честь воздаём,
Хлебу белому – долог век,
Жнецам нашим более всех!
Жнецы наши молодые,
У них серпы золотые.
Кому мы спели, тому добро,
Кому выгнется, скоро сбудется,
Скоро сбудется, не минуется!
Дети отгадывают: это к урожаю.
Учитель:
Были среди подблюдных песен и такие, которые означали, что у человека будет горе, От них становилось так страшно, что тот , кому это нагадали, даже заболевал.
Ученик:
Идёт смерть по улице,
Несёт блин на блюдце.
Кому кольцо вынется,
Тому скоро сбудется,
Не минуется.
Дети: это гадание сулит смерть.
Ученик:
Саночки самокаточки
Сесть на вас,
Да поехати.
Кому кольцо вынется,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется.
К чему это – к дальней дороге.
Ученик:
Летит соловей
Через житенку,
Несёт соловей
Жита горсточку,
Ладо- ладу!
Кому мы поём,
Тому честь воздаём.
К чему это? К богатству.
Ученик:
Вился клин с берёзою –
Не развился.
Ладу, ладу!
Кому вынется,
Правда сбудется,
Тому добро!
Ученик:
Рылась курочка на завалинке,
Вырыла курочка
Золот перстень.
Мне тем перстнем обручитися.
Ученик:
Кому вынется, Тому сбудется, Не минуется. Слава!
Это жди свадьбы.
Учитель:
Гаданий, примет, суеверий в народе было очень много. О них знали русские писатели. Вот одно поэтическое описание
А.С. Пушкин
Евгений Онегин
(отрывок)
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости…
Когда случалось где-нибудь
Ей встретить чёрного монаха,
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она.
Чу.. снег хрустит.. прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок её звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.
Так девушка во время святок узнавала мя будущего жениха.
(Отрывок читает ученик)
Учитель:
Много всяких чудачеств придумывали парни. Озорники поднимали на смех всё, что оставалось без присмотра.
Самой простой проказой было воткнуть в раму окна с улицы иголку с длинной ниткой. А на ней сосновая шишка. Ниточку дёргали, шишка стучала в окно. Хозяин избы в окно выглянет, потом из сеней спросит:
— Кто там?
Потом выйдет – никого. А парням потеха.
А если хозяйка оставит с вечера на верёвке выстиранное бельё – быть ему утром на берёзе.
Обязательно у кого-нибудь подопрут дверь. Да не доской или бревном. Бывало, целую поленицу дров перетаскают к крыльцу. Утром хозяева хотят выйти – а не могут, хоть караул кричи. И кричат, что же делать, пока соседи их не освободят.
Самой большой шалостью было – положить дощечку на печную трубу на крыше.
Утром хозяйка затопит печь – весь дым в избе. Что такое? Отчего? Пока догадаются, что труба закрыта.
Ученик:
По деревеньке пройдём,
Что – нибудь да сделаем,
Дров поленицу рассыплем,
Или дверь заделаем!
Днём все рассказывают друг другу, что с ними произошло. Со смехом, но без злости. На эти проказы не сердились, понимали, что это шутки. Приходило время, и заканчивались святки с их весельем, озорством, ряженьем.
Учитель:
Что больше всего вам понравилось в святках? Можно ли назвать святочными, походы сегодняшних детей по квартирам?
Используемая литература:
-
«В гостях у истории», Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н., Скатенок Е.Д., Брянск, изд. «Курсив», 1997;
-
«Живая Русь», Латышина Д.И., книга 2, Москва, изд. «Центр гуманитарного образования», 1995;
-
«Внеклассные мероприятия», Яровая Л.Н., Жиренко Т.И., 2 изд., доп. -0 М., ВАКО, 2005, Мозаика детского отдыха;