Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (II вида) № 33
Тема: «Зима»
Цель: Закреплять правильное произношение звука [с] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Закреплять правильное произношение звука [с] в слогах, словах и предложениях. 2.Закреплять чёткую артикуляцию и характеристику звука [с]. 3.Совершенствовать навык звукового анализа. 4.Закреплять умение правильно употреблять предлоги. 5.Совершенствовать умение правильно употреблять родовые формы имён прилагательных, умение подбирать антонимы. Коррекционно-развивающие: 1.Развивать фонематическое восприятие. 2.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 3.Развивать познавательно-психические процессы: внимание, память. 4.Развивать общую моторику. Воспитательные: Воспитывать навык самоконтроля. |
Оборудование: Зеркало, картинки-опоры, буква «с», предметные картинки, пособие для развития речевого дыхания «Подсолнух», кукла, пособие «Запоминай-ка», «Бусы», «Накорми собаку», «Слово спряталось», «Подбери предлог», «Кактус» |
Планируемые результаты |
Предметные -
автоматизировать звук «C» в прямой позиции и стечением согласных на материале слогов, слов, фраз; -
развивать умение отвечать на вопросы; -
выразительно читать стихотворение; -
воспринимать на слух текст (целостно и по предложениям), определять его содержание и основную мысль; -
закреплять значения новых слов; -
воспринимать на слух фразы с фронтальных уроков с индивидуальным аппаратом и без него.. | Метапредметные | Личностные |
Ход занятия |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося |
I. Организация начала занятия |
-Чему ты учишься на занятии в слуховом кабинете? | -Я учусь правильно произносить звуки, говорить внятно и выразительно, слушать внимательно. |
II. Обучение произношению |
1. Пальчиковая гимнастика. — Будем тренировать пальчики — делать дорожку штампами. -Возьми нужные штампы, краску и повтори дорожку. — Что мы делали?. 2. Дыхательная гимнастика. — Будем дышать. Встань, положи одну руку на грудь, а другую на живот: вдох выдох вдох ф___________ вдох в___________ вдох ф_____в_______ 3. Выполнение самомассаж. — Будем делать самомассаж. 1. «Нарисуем брови». 2. «Нарисуем усы». 3. «Погреем щечки». 4. «Глазки спят». 5. «Погладим подбородок». 6. «Расчешем волосы». — Что мы делали? / мы делали самомассаж. 4. Артикуляционная гимнастика. — Будем делать артикуляционную гимнастику. -
«Заборчик-Трубочка» -
«Иголочка-Лопаточка» -
«Часики» -
«Качели» | — Делали дорожку штампами -Дышали — Делали самомассаж ![Урок для 2 класса по теме: "Автоматизация [с] в слогах, словах и предложениях"](https://vekor.ru/wp-content/uploads/2018/02/hello_html_2d16627b.jpg) ![Урок для 2 класса по теме: "Автоматизация [с] в слогах, словах и предложениях"](https://vekor.ru/wp-content/uploads/2018/02/hello_html_m13569e4b.jpg) ![Урок для 2 класса по теме: "Автоматизация [с] в слогах, словах и предложениях"](https://vekor.ru/wp-content/uploads/2018/02/hello_html_7134ea9d.jpg) ![Урок для 2 класса по теме: "Автоматизация [с] в слогах, словах и предложениях"](https://vekor.ru/wp-content/uploads/2018/02/hello_html_56ca9496.jpg) ![Урок для 2 класса по теме: "Автоматизация [с] в слогах, словах и предложениях"](https://vekor.ru/wp-content/uploads/2018/02/hello_html_37b10938.jpg) ![Урок для 2 класса по теме: "Автоматизация [с] в слогах, словах и предложениях"](https://vekor.ru/wp-content/uploads/2018/02/hello_html_5a1fad92.jpg) ![Урок для 2 класса по теме: "Автоматизация [с] в слогах, словах и предложениях"](https://vekor.ru/wp-content/uploads/2018/02/hello_html_m617ec067.jpg) |
-
Акустико-артикуляционная характеристика звука [с] |
-
Уточнение артикуляции звука [с]- — Как расположены губы при произнесении звука [с] ? -Где находится язык? -Какой воздух выходит при произнесении звука [с]? 2. Краткая характеристика звука [с] -Дай характеристику звуку [с]. | 1. — Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов. — Кончик языка упирается в нижние передние зубы. — Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя. 2. — Звук [с] согласный — При произнесении звука [с] есть преграда-язык и зубы) — глухой (горло не дрожит) — твёрдый. |
-
Автоматизация [с] в слогах. |
-
«БУСЫ» — К нам на занятие пришла кукла Соня. У неё рассыпались бусы. Помоги Соне, собери бусы. -
«Проводи Соню до дома» Ученик читает слоговые ряды. | Ребёнок нанизывает на нитку бусинки, одновременно повторяя слоги со звуком [с] в определённой последовательности ![Урок для 2 класса по теме: "Автоматизация [с] в слогах, словах и предложениях"](https://vekor.ru/wp-content/uploads/2018/02/hello_html_3abc5b3d.png) |
-
Автоматизация [с] в словах. |
1.Кактус» У Сони расцвёл кактус. -Определи какие цветы у кактуса. -Для этого ты должен выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [с]. 2.Игра «Запоминай-ка» Соня решила сварить суп. Для супа она приготовила продукты. -
Назови, что изображено на картинке. -
Определить какая картинка «лишняя», объяснить почему. 3.Игра «Слово спряталось» У Сони есть друг. — Отгадай кто это? — Назови предметы на картинках. — Определи первый звук в слове. — Из первых звуков составь слово. Сова, оса, бусы, аист, компас, ананас Собака 4.«Подбери картинку к схеме» У Сони живёт не только собака, но и другие животные. — Назови животное нарисованное на картинке. — Раздели слово на слоги. — Определи в каком слоге звук [с]. — Подбери схему к слову. Слон, лиса, косуля, суслик, свинья | -
Отвечает на вопрос. -
Перед ребенком картинка «кактус» и предметные картинки. Педагог раскладывает цветы так, чтобы были видны только предметные картинки. Педагог просит ребенка отыскать только те картинки, в названии которых есть звук [с]. Если задание выполнено верно, то цветы окажутся одного цвета, если их перевернуть. Когда все картинку будут перевернуты, ребенка просят вспомнить, что было изображено на картинке. -
Назвать предметные картинки, расположенные на наборном полотне (Свёкла, капуста, фасоль, слива). — Педагог закрывает все картинки, ученик называет картинки по памяти. ![Урок для 2 класса по теме: "Автоматизация [с] в слогах, словах и предложениях"](https://vekor.ru/wp-content/uploads/2018/02/hello_html_m782c8a2d.gif) -
Педагог предлагает ученику карточку с 6 картинками, расположенными в ряд. Под ними находится ещё одна закрытая картинка. Ребёнок должен назвать предметную картинку и проговорить (3 раза) каждое слово. Затем вычленить из каждого слова первый звук. Из первых звуков ученик составляет слово и проговаривает его 3 раза. Закрытая картинка открываетcя. ![Урок для 2 класса по теме: "Автоматизация [с] в слогах, словах и предложениях"](https://vekor.ru/wp-content/uploads/2018/02/hello_html_m1335c411.gif) ![Урок для 2 класса по теме: "Автоматизация [с] в слогах, словах и предложениях"](https://vekor.ru/wp-content/uploads/2018/02/hello_html_186e7ee9.gif) |
-
Автоматизация [с] в предложении |
1.Дополни предложение по картинке. Соня ест вкусный салат. Соня ест вкусную сливу. Соня ест вкусное эскимо. -
«Подбери предлог». -
Чашка стоит ….столе. Часы висят … стене. Собака лежит …столом. Платье висит ….шкафу. | — Перед учеником карточка, на которой написано предложение и три предметные картинки. -Ученик должен прочитать предложение, закончить предложение, используя предметную картинку. ![Урок для 2 класса по теме: "Автоматизация [с] в слогах, словах и предложениях"](https://vekor.ru/wp-content/uploads/2018/02/hello_html_4aec7157.gif) 2.Ребёнок читает предложение, в котором пропущен предлог. Затем он подбирает подходящий по смыслу предлог. Три раза проговаривает предложение. |
III. Развитие слухового восприятия |
Восприятие и различение речевого материала по теме: «Зима» — Расшифруй слово. — Как ты думаешь, что мы сегодня будем делать? — Какое сейчас время года? — Сегодня холодно? — Что это ? — Ты любишь играть в снежки? — Собери снежки. Поднимая каждый снежок говори приметы зимы. Каждое предложение должно начинаться со слова зимой. -Что ты делал? | -Будем слушать, и различать вопросы и задания о зиме. -Сейчас зима. -Сегодня холодно. -Снежки. -Да, я люблю играть в снежки. Зимой бывает холодно. Зимой много снега. Зимой бывает Новый год. — Я отвечал (-а) на вопросы о зиме и играл(- а). |
Работа с текстом 1. Будешь слушать текст. — Что ты поняла? 2. Будешь слушать, и составлять предложения по порядку. 3.Закрой глаза. Открой. Посмотри, что изменилось ? 4. Послушай, повтори и покажи: деревья, снегири, Рома, шустрая белка, Лариса, красивый лес, рыщет волк, хитрая лиса, дикий кабан 5.Подбери картинку к предложению. Прочитай 6.Собери картинки и таблички. Положи картинки слева от себя, а таблички справа. Работа без ЗУА Слушай и повторяй: зима, четверг, морозы, снегири, Рома, лыжная прогулка, красивый лес. | -
Отвечает на вопрос. -
Я буду слушать текст. Пришла зима. Укрыла она деревья и землю пушистым снегом. Рома и Лариса вышли в лес на лыжную прогулку. Лес стоит красивый, загадочный. Только голодный волк рыщет в поисках пищи. Трусливого зайца спасают ноги. Хитрая лиса мягко ступает по глубокому снегу. Шустрая белочка скачет с ветки на ветку. Дикий кабан ищет в снегу любимые жёлуди. Могучий лось насторожился. Тихо в лесу. |
Восприятие материала фронтальных уроков (за экраном на резервном расстоянии) |
— Послушай и повтори: Одежда бывает осенняя, зимняя, весенняя, летняя. Части растений – корень, стебель, лист, цветок, плод. | |
IV. Подведение итогов |
— Как ты сегодня занимался? — Что на занятии тебе было интересно? — Что тебе было трудно? — Чему ты научилась? — Спроси у меня, как я занималась? — Ты – молодец! | |