| ФИО (полностью) | Мазеева Татьяна Александровна |
| Место работы | МКОУ «СОШ №3» города Николаевска Волгоградской области |
| Должность | учитель |
| Предмет | информатика |
| Класс | 7 |
| Тема и номер урока в теме | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Урок №3 |
| Базовый учебник | Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 7 класса/ Л.Л. Босова |
Цели:
-
Расширить представления о возможностях визуализации информации с помощью диаграмм;
-
Расширить навыки построения диаграмм разных типов по табличным данным в среде электронных таблиц.
Задачи:
-
Познакомить с понятием столбчатой диаграммы;
-
Познакомить с понятием ярусной диаграммы;
-
Познакомить с понятием диаграмма площадей;
-
Сформировать навыки построения столбчатой, ярусной диаграмм и диаграммы площадей;
-
Сформировать навыки чтения столбчатой, ярусной диаграмм и диаграммы площадей;
-
Сформировать навыки применения столбчатой, ярусной диаграмм и диаграммы площадей.
Результаты:
Знать:
-
Принцип работы мастера диаграмм;
-
Для визуализации каких данных таблицы можно использовать столбчатую диаграмму;
-
Для визуализации каких данных таблицы можно использовать ярусную диаграмму;
-
Для визуализации каких данных таблицы можно использовать диаграмму площадей.
Уметь:
-
Работать с мастером диаграмм;
-
Читать информацию по диаграмме;
-
По имеющимся данным применить для визуализации нужный тип диаграммы.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Формы работы учащихся: фронтальная, разноуровневая групповая/индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерный класс с локальной сетью
Дидактические средства: файл Медальный зачет. xls, графики и диаграммы.xls
Структура и ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Средства обучения | |
Организационный момент | Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих на уроке |
|
|
Актуализация знаний | Учитель задает вопросы, проверяя домашнее задание: -Каким образом можно визуализировать большой объем однотипной табличной информации? -На прошлом уроке мы уже познакомились с некоторыми типами диаграмм. Вспомним их.
Учитель сообщает ученикам, что в течение этого урока схема дополнится еще тремя типами диаграмм. Сообщается, что тема урока остается прежней и связана с тематикой олимпийских игр в Сочи 2014. |
С помощью диаграмм
Называют типы диаграмм, изученных на прошлых уроках и записывают в тетрадях за учителей схему. |
Получается следующая схема на доске:
|
Изучение нового материала.
Познакомить с понятием столбчатая диаграмма | Для постановки проблемы учитель просит учащихся открыть в папке 7 класса файл Медальный зачет.xls. Задание: заполнить таблицу данными с помощью официального сайта олимпийских игр Сочи 2014 (для каждой группы за компьютером разные заготовки файла, всего 12 по количеству компьютеров) и построить одну круговую диаграмму, в которой будут указаны все данные таблицы. После безрезультатных попыток, учитель просит учеников сделать вывод.
Учитель сообщает, что в данном случае сравниваются несколько величин в нескольких точках и более удобным будет построение диаграммы в виде столбиков (столбчатой/гистограммы) и показывает ученикам алгоритм построения столбчатой диаграммы, а более сильным ученикам предлагает построить самостоятельно. | Учащиеся, открывают файл и с помощью официального сайта олимпийских игр Сочи 2014 заполняют данными таблицу. Делают попытки построения круговой диаграммы, в которой будут указаны все данные таблицы.
Делают вывод, что круговая диаграмма для визуализации данных таблицы «Медальный зачет» не подходит.
Сильные ученики выполняют построение столбчатой диаграммы самостоятельно, а более слабые выполняют построение вместе с учителем у доски. |
Файл «Графики и диаграммы» |
Познакомить с понятием ярусная диаграмма | Учитель задает вопрос: — из полученной диаграммы найдите, какая страна заняла 3 место в общем медальном зачете? Учитель сообщает, что для того чтобы наглядно сравнить суммы нескольких величин в нескольких точках и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму, используют ярусные диаграммы. Ребятам предлагается построить ярусную диаграмму для таблицы «Медальный зачет» и ответить на вопрос еще раз.
Учитель просит учащихся сделать вывод о применении ярусных диаграмм. | Учащиеся выполняют расчеты и сравнения и отвечают на вопрос.
Строят ярусную диаграмму вместе с учителем (более сильные ученики самостоятельно) и отвечают на заданный вопрос. Делают вывод о том, что ярусные диаграммы удобнее применять для сравнения сумм нескольких величин. |
Файл «Графики и диаграммы» |
Познакомить с понятием диаграмма площадей | Учитель показывает областную диаграмму и сообщает учащимся, что для наглядного представления многорядных данных также могут быть использованы областные диаграммы или диаграммы площадей. Учитель предлагает построить диаграмму площадей для таблицы «Медальный зачет» и ответить на следующие вопросы:
|
Учащиеся рассматривают диаграмму и отвечают на вопросы в течение нескольких минут самостоятельно, а потом фронтально учителю озвучивают ответы. | Файл «Графики и диаграммы» |
Физкультминутка | Учитель предлагает учащимся встать и представить себя в роли столбиков диаграммы. — постройтесь в ряды таким образом, чтобы ряд «девочки» стоял у окна, а ряд «мальчики» — у стены. Сделайте вывод: кого в классе сегодня больше мальчиков или девочек; — перестройтесь в 4 ряда по временам года дней рождения таким образом, чтобы ряд «зима» находился у окна, а ряд «лето» — возле стены. Сделайте вывод: в какое время года меньше всего дней рождений или нет вообще. Учитель благодарит учеников, предлагая им присесть на свои места. | Учащиеся выполняют физкультминутку, следуя всем указаниям учителя. |
|
Формирование умения чтения информации по диаграмме | Учитель предлагает рассмотреть диаграммы медального зачета XXII летних олимпийских игр в Москве 1980 и ответить на следующие вопросы:
| Учащиеся рассматривают диаграммы и фронтально учителю озвучивают ответы. | |
Закрепление изученного материала. Формирование умения применения диаграмм для различных табличных данных | Практическое задание заключается в построении нужного типа диаграммы для данных, выбранных по желанию из списка в Приложении 1. Данные в сети Интернет или в папке Практикум. Сохраняются работы в личных папках учеников. Работа имеет название, связанное по смыслу с выполняемым заданием. | Учащиеся выбирают задание и выполняют его на своем рабочем месте, сохраняют работу в личной папке. |
|
Подведение итогов урока | Учитель предлагает дополнить схему, начатую в начале урока. | Дополняют в тетрадях схему. |
|
Домашнее задание | § 2.9 п.4 РТ: стр. 72-74 № 51 и 52 на «4»; №52 и 53 на «5»
| Записывают в дневники домашнее задание |
|
Приложение 1
-
Построить диаграмму изменения температуры воздуха в городе Николаевск Волгоградской области за текущую неделю
-
Построить диаграмму курса валют доллар США, ЕВРО, на сегодня.
-
Построить диаграмму плотности населения стран большой восьмерки.
-
Построить диаграмму национального состава Волгоградской области.
-
Построить диаграмму своих расходов по дням недели в процентах.
-
Построить диаграмму количества учеников первых классов МКОУ «СОШ №3» г. Николаевска за последние 5 лет (данные у секретаря школы или в папке Практикум)
-
Построить диаграмму структуры сельхозугодий России.
-
Построить диаграмму ингредиентов мороженного пломбир 5 разных производителей.
-
Построить диаграмму количества мест на очное обучение в ВГСПУ в 2014 году.
-
Построить диаграмму состава численности населения республик СССР.
-
Построить диаграмму изменения уровня паводка на Дальнем Востоке летом-осенью 2013 года
-
Построить диаграмму, в которой указаны страны и количество крупных бедствий (авиакатастроф, пожаров, автоаварий, терактов и т.п.).