Тема

Л.Пантелеев «Честное слово»

Автор

Кожевникова Людмила Юрьевна  (

Как понимают слово «Честность» мальчики?

4 исследовательский стол (4 группа)

Образ военного

— Почему мальчик не ушёл, когда ему предложили?

— Подтвердите словами из текста.

Что сделал автор? Как автор искал нужного военного?

Впишите пропущенные слова:

Ворота ещё_____________________, ещё сторож ______________________ .

— Какие чувства он испытал, когда его увидел?

— Найдите слова из текста. Прочитайте диалог автора и майора.

— Продолжить диалог:

— Как оценил поступок майор?

— Как вы думаете, в каких случаях пожимают руку?

Как понимает слово «Честность» майор?

Защита своих исследований. Оценивание работы членов групп.

Приложение№2

Биография Л. Пантелеева

Леонид Пантелеев — биография.

Леонид Пантелеев родился 22 (9) августа 1908 года. Он был прозаиком, публицистом, поэтом, драматургом, чудом избежавшим сталинских репрессий, одним из авторов легендарной книги «Республика Шкид», пережил падение и взлёт, и просто был человеком, прожившим долгую интересную жизнь.

Настоящее имя Леонида Пантелеева – Алексей Иванович Еремеев. Именно так назвали мальчика, который родился 22 (9) августа в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны, за подвиги получившего дворянский титул.

В 1916 году Алёшу отдали во 2-е Петроградское реальное училище, которое он не окончил. Надо сказать, куда он впоследствии поступал, ни одно из учебных заведений окончить ему не удалось. Он вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте, его авантюрная натура постоянно требовала чего-то иного, чего-то большего… Лишь одному он никогда не изменял – литературному творчеству. Первые его «серьёзные произведения» — стихи, пьеса, рассказы и даже трактат о любви — относятся к 8-9-летнему возрасту.

После революции отец его пропал без вести, а мать увезла детей в Ярославскую губернию, подальше от бедствий и нищеты. Однако долго мальчик там не выдержал и в 1921 году снова вернулся в Петроград. Здесь ему пришлось пережить многое: голод, нищету, авантюры с рулеткой. Все эти события легли в основу повести «Ленька Пантелеев».

Наконец он попал в школу для беспризорников, где познакомился со своим будущим другом и соавтором – Г. Г. Белых. (Вместе они потом напишут одну из самых известных в Советском Союзе книг «Республика Шкид» о жизни в этой школе. А затем – ещё ряд очерков, посвящённых этой теме, под общим названием «Последние халдеи», рассказы «Карлушкин фокус», «Портрет», «Часы» и др.) В Шкиде друзья тоже долго не задержались. Они отправились в Харьков, где поступили на курсы киноактёров, но потом оставили и это занятие – ради романтики странствий. Некоторое время они занимались самым настоящим бродяжничеством.

Наконец в 1925 году друзья возвращаются в Петербург, и Л.Пантелеев поселяется у Г.Белых в пристройке к дому по Измайловскому проезду. Здесь они пишут «Республику Шкид», общаются с другими литераторами: С. Маршаком, Е. Шварцем, В. Лебедевым, Н. Олейниковым. Их юмористические рассказы и фельетоны печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя». В 1927 году выходит «Республика Шкид», сразу же завоевавшая сердца читателей. Её заметил и одобрил М. Горький: «Преоригинальная книга, весёлая, жуткая». Именно она способствовала выходу авторов в большую литературу.

Воодушевлённые успехом, друзья продолжают творить. В 1933 году Л.Пантелеев пишет повесть «Пакет», посвящённую гражданской войне. Главный её герой, Петя Трофимов, был признан критикой «литературным братом» Тёркина.

Однако этот безоблачный период продолжался недолго. Г. Белых в 1938 году репрессировали. Л.Пантелееву повезло: он остался в живых. Но его имя больше нигде не упоминалось. Писатель был вынужден голодать в осаждённом Ленинграде, не однажды оказываясь на грани смерти. Но он не оставил литературу. За годы забвения Леонидом написаны (и впоследствии все-таки опубликованны) рассказы «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии Рядовой», «О Белочке и Тамарочке», «Буква «ты», книги «Живые памятники» («Январь 1944»), «В осаждённом городе», воспоминания о писателях – М. Горьком, К. Чуковском, С. Маршаке, Е. Шварце, Н. Тырсе.

Вернуться в литературу Пантелееву удалось лишь после смерти Сталина, когда в защиту писателя выступили К.Чуковский и С.Маршак.

В 1966 году вышла книга «Наша Маша», дневник о дочери, который Л.Пантелеев вёл в течение многих лет. Она стала своеобразным руководством для родителей, а некоторые критики даже поставили её в один ряд с книгой К.Чуковского «От двух до пяти». Писатель снова завоёвывает былую известность: его произведения не только печатают, но и экранизируют.

Уже посмертно (1991) выходит ещё одна книга Л.Пантелеева – «Верую…», над которой он, оказывается, работал всю жизнь. В ней перед читателем является совсем другой человек, нежели в произведениях «советского» периода. Писатель стремится и переосмыслить прожитое, и высказать ранее недосказанное.

Леонид Пантелеев, прожив долгую жизнь, скончался 9 июля 1989 года.

Про честное слово

«Зимой 1941 года редактор журнала «Костер» попросил меня написать «на моральную тему»: о честности, о честном слове.

Я было подумал, что ничего путного не придумается и не напишется. Но в тот же день или даже час, по пути домой, стало что-то мерещиться: широкий приземистый купол Покровской церкви в петербургской Коломне, садик за этой церковью… Вспомнилось, как мальчиком я гулял с нянькой в этом саду и как подбежали ко мне мальчики старше меня и предложили играть с ними «в войну». Сказали, что я – часовой, поставили на пост около какой-то сторожки, взяли слово, что я не уйду, а сами ушли и забыли обо мне. А часовой продолжал стоять, потому что дал «честное слово». Стоял и плакал, и мучился, пока перепуганная нянька не разыскала его и не увела домой».

Так получился рассказ «Честное слово», сегодня классический, хрестоматийный… И, действительно, уже не зависящий от времени действия. Ведь можно быть честным и держать свое слово во все времена … . Другое дело, во что это обходится человеку «честного слова»? Но, во всяком случае, не дороже денег!

Конечно, недаром так настороженно был встречен рассказ коммунистическими ортодоксами, хранителями и блюстителями так называемой классовой морали. Все обвинения сводились к одному. Маленький герой из рассказа Пантелеева в своих представлениях о том, что такое хорошо и что такое плохо, опирается на собственное понимание о чести и честности, а не на то, как они перетолкованы в скрижалях коммунистической идеологии.

Но, по совести, писатель на эти обвинения не обращал внимания. Он, очевидно, был счастлив: нашел наконец ключ к тому, как свою склонность к автобиографизму в творчестве, к самовыражению, к самовыявлению на этой основе связать с «личными наблюдениями и переживаниями, порой очень глубоко запрятанными в подсознании»…

Приложение №3

Исследовательский бланк

1 образ

2 образ

3 образ

4 образ

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Приложение№ 4

Самооценка работы в группе

Всегда (3 балла)

Иногда (2 балла)

Никогда (1 балл)

Я активно участвую в работе группы

Я прислушиваюсь к мнению других членов группы

Я предлагаю свои идеи

Я могу взять на себя ответственность за успешную работу группы

9-12 баллов – Я работал в группе на отлично!

6-8 баллов – Я работал в группе хорошо.

2-5 баллов – Я должен улучшить работу.

Приложение №5

Примерный план отзыва

  1. Какова основная тема и основная мысль произведения?

  2. Для кого и зачем писал автор?

  3. Где и когда происходит событие, описанное в рассказе?

  4. Кто главные герои? Кто особенно запомнился? Почему?

  5. Что в рассказе показалось самым интересным, волнующим? Почему?

  6. Над чем заставил задуматься рассказ?

  7. Что бы вы хотели изменить в сюжете?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here