Урок логопедии в 4 классе коррекционной школы-интерната №2. Логопед: Амиржанова Галия Батырбековна
Тема: Дифференциация звуков [Ш -Ж]
Цель: закрепить навык различия звуков [ш–ж] в слогах, словах, фразах;
ЗАДАЧИ:
Коррекционные — развивать фонематический слух, внимание, мышление, артикуляционную и мелкую моторику рук.
Образовательные – закрепить умение делить слова на слоги; продолжать учить составлять слова из слогов, букв; продолжать работу над деформированной фразой, оставлять схему предложения, выделять предлог; закрепить правило написания жи – ши и орфограммы на написание парной согласной на конце слов, подбор проверочного однокоренного слова.
Воспитательные — создание положительного психоэмоционального настроения, способствовать приобретению опыта коллективной работы, воспитание доброго и вежливого отношения друг к другу на примере притчи Константина Ушинского «Ветер и Солнце», объяснение пословицы о добре и зле.
Оборудование: разрезные картинки, 2 корзинки, индивидуальные зеркала, символы звуков, предметные картинки, карточки ЖИ и ШИ, элементы букв Ж и Ш, буквы Ж и Ш на каждого учащегося, иллюстрации к тексту «Ветер и Солнце», раскраски, осенние листья.
Ход занятия:
-
Оргмомент: Каждый день всегда, везде
на занятиях, в игре —
говорим всё чётко, внятно,
чтобы было всем понятно.
Учащиеся из 2 разрезных картинок складывают жука и ужонка.
— К нам пришли гости. Кто они? (неядовитая змея – ужонок и жук).
— Послушайте, как они встретились. Летел как-то жук, пел свою песенку (какую?) ж-жж-ж и присел на листок дерева. ( На доске осенние листья раскиданы). А лист-то под ним осенний и отвалился. Упал жук прямо на ужонка. Испугался тот и начал шипеть (как?) ш-ш-ш-ш… Похожи у них песенки?
— Какие звуки они издают? Змея? (ш — ш). Жук? (ж — ж).
Решили они подружиться, да вот только дружба такая редко складывается, ведь змея может и съесть жучка. Давайте поможем им, но для этого надо очистить класс от залетевших листьев. (На листьях задания – этапы работы).
— Кто догадался, над какими звуками будем сегодня работать?
— Да. Мы будем учиться различать звуки ш — ж (составление таблицы).
2. Основная часть.
1) Анализ артикуляции. Характеристика звуков. Осенний лист 1.
— Будьте внимательны. Сравним звуки по произношению.
— Взяли зеркала. Произнесем звук /ш/, /ж/.
В каком положении губы? (открыты, округлены и вытянуты вперед)
— Как зубы? (сближены, между ними щель)
— Где кончик языка? (вверху, язык в форме чашечки)
— Поймаем звук ладошкой. Какая воздушная струя? (теплая, длительная, слабая)
— Почему слабая? (воздушная струя проходит через преграду)
— Если есть преграда, то это звук гласный или согласный?
— Похожи звуки по произношению?
Вывод: эти звуки произносятся с помощью преграды. Значит это звуки какие? (согласные)
— Эти звуки всегда твердые .
— А могут они быть мягкие (в русском языке — нет, только твердые)
— Но чем же эти звуки отличаются? (руку на горлышко)
Вывод: ш — глухой, ж — звонкий (горло дрожит, связки работают)
— Эти звуки парные по звонкости — глухости.
Дать полную характеристику звука (с опорой на план)
/ш/ — согласный, твердый, глухой. /ж/ — согласный, твердый, звонкий.
2) Дифференциация в слогах.
Развитие фонематического слуха. Осенний лист 2.
Будем с вами мы играть,
Слух ваш будем проверять.
Работа с сигнальными картинками. /Ж/ — символ жучка. /Ш/ — символ ужонка.
ША, ЖУ, ОШ, ЖИ, ШУ, ЖА, ЕШ, ШО, ИЖ.
3) Дифференциация в словах Осенний лист 3.
«Разложи в две корзинки»
У уч-ся на партах предметные картинки. Каждый выходит и раскладывает их по наличию звук: со звуком /Ш/ к ужонку, со звуком /Ж/ к жуку.
ШАПКА, ШАРФ, ЖЁЛУДЬ, НОЖИК, ШАР, МАШИНА, НОЖНИЦЫ, ЖИРАФ…
3. Физпауза. Осенний лист 4.
Утром мы во двор идём
листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят
и летят, летят, летят…
«Змейкой» побежали (друг за другом держась за пояс).
«Жуками» полетели (махи руками).
4. Соотнесение звуков с буквами Ж и Ш. Осенний лист 5.
— Сложить строчные буквы из элементов.
— Найти буквы в кассе, которые обозначают эти звуки.
— Какое правило связано с этими буквами? ЖИ, ШИ – пиши с буквой И.
Я тетрадочку открою
и, как надо, положу.
Сяду ровно, не согнусь,
за работу я возьмусь!
Запись слов под диктовку с опорой на картинку и просто по картинке без диктовки.
(ЖИРАФ, МАШИНА, ШИШКА и др. НОЖИК,)
— Ребята, а если писать слово НОЖ – будете ли вы сомневаться,
какую букву выбрать : Ж или Ш? Осенний лист 6.
— А как узнать? (вспомнить орфограмму о написании парной согласной на конце слов).
Актуализация знаний об особенностях парных согласных:
Парные согласные
для письма – опасные.
Звук согласный проверяй-
рядом гласный подставляй.
Способы подбора проверочного слова: ОДИН – МНОГО, СКАЖИ ЛАСКОВО.
Запись на доске и в тетрадях: нож, малыш, ёж, гараж.
5. Связная речь. Осенний лист 7.
Инсценировка притчи учащимися.
Притча Константина Ушинского.
Ветер и солнце.
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом на лошади по большой дороге.
— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом. Проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного замёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.
Объяснение слов и словосочетаний: что было мочи; благословил; гнев.
Вывод: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта.
(пример: проблемная ситуация из жизни детей и достойный выход из неё).
Добрые дела и вежливые слова украшают жизнь.
Поговорка: Жадность и жестокость — мешает, вежливость и доброта — помогает.
Запись в тетради поговорки. Вставить пропущенные буквы.
_ адность и _естокость — ме _ ает, ве _ ливость и доброта — помогает.
6. Подведение итогов занятия.
— Какие звуки мы закрепляли на нашем занятии? Ш – Ж.
Из осенних листьев, на обратной стороне которых буквы, собрать слово «СПАСИБО».
— Наши герои говорят вам спасибо за урок! Я дарю вам на память эти раскраски ( жук и ужонок).