Урок логопедии в 4 классе коррекционной школы-интерната №2. Логопед: Амиржанова Галия Батырбековна

Тема: Дифференциация звуков [Ш -Ж]

Цель: закрепить навык различия звуков [ш–ж] в слогах, словах, фразах;

ЗАДАЧИ:

Коррекционные — развивать фонематический слух, внимание, мышление, артикуляционную и мелкую моторику рук.

Образовательные – закрепить умение делить слова на слоги; продолжать учить составлять слова из слогов, букв; продолжать работу над деформированной фразой, оставлять схему предложения, выделять предлог; закрепить правило написания жи – ши и орфограммы на написание парной согласной на конце слов, подбор проверочного однокоренного слова.

Воспитательные — создание положительного психоэмоционального настроения, способствовать приобретению опыта коллективной работы, воспитание доброго и вежливого отношения друг к другу на примере притчи Константина Ушинского «Ветер и Солнце», объяснение пословицы о добре и зле.

Оборудование: разрезные картинки, 2 корзинки, индивидуальные зеркала, символы звуков, предметные картинки, карточки ЖИ и ШИ, элементы букв Ж и Ш, буквы Ж и Ш на каждого учащегося, иллюстрации к тексту «Ветер и Солнце», раскраски, осенние листья.

Ход занятия:

  1. Оргмомент: Каждый день всегда, везде

на занятиях, в игре —

говорим всё чётко, внятно,

чтобы было всем понятно.

Учащиеся из 2 разрезных картинок складывают жука и ужонка.

— К нам пришли гости. Кто они? (неядовитая змея – ужонок и жук).

— Послушайте, как они встретились. Летел как-то жук, пел свою песенку (какую?) ж-жж-ж и присел на листок дерева. ( На доске осенние листья раскиданы). А лист-то под ним осенний и отвалился. Упал жук прямо на ужонка. Испугался тот и начал шипеть (как?) ш-ш-ш-ш… Похожи у них песенки?

— Какие звуки они издают? Змея? (ш — ш). Жук? (ж — ж).

Решили они подружиться, да вот только дружба такая редко складывается, ведь змея может и съесть жучка. Давайте поможем им, но для этого надо очистить класс от залетевших листьев. (На листьях задания – этапы работы).

— Кто догадался, над какими звуками будем сегодня работать?

— Да. Мы будем учиться различать звуки ш — ж (составление таблицы).

2. Основная часть.

1) Анализ артикуляции. Характеристика звуков. Осенний лист 1.

— Будьте внимательны. Сравним звуки по произношению.

— Взяли зеркала. Произнесем звук /ш/, /ж/.

В каком положении губы? (открыты, округлены и вытянуты вперед)

— Как зубы? (сближены, между ними щель)

— Где кончик языка? (вверху, язык в форме чашечки)

— Поймаем звук ладошкой. Какая воздушная струя? (теплая, длительная, слабая)

— Почему слабая? (воздушная струя проходит через преграду)

— Если есть преграда, то это звук гласный или согласный?

— Похожи звуки по произношению?

Вывод: эти звуки произносятся с помощью преграды. Значит это звуки какие? (согласные)

— Эти звуки всегда твердые .

— А могут они быть мягкие (в русском языке — нет, только твердые)

— Но чем же эти звуки отличаются? (руку на горлышко)

Вывод: ш — глухой, ж — звонкий (горло дрожит, связки работают)

— Эти звуки парные по звонкости — глухости.

Дать полную характеристику звука (с опорой на план)

/ш/ — согласный, твердый, глухой. /ж/ — согласный, твердый, звонкий.

2) Дифференциация в слогах.

Развитие фонематического слуха. Осенний лист 2.

Будем с вами мы играть,

Слух ваш будем проверять.

Работа с сигнальными картинками. /Ж/ — символ жучка. /Ш/ — символ ужонка.

ША, ЖУ, ОШ, ЖИ, ШУ, ЖА, ЕШ, ШО, ИЖ.

3) Дифференциация в словах Осенний лист 3.

«Разложи в две корзинки»

У уч-ся на партах предметные картинки. Каждый выходит и раскладывает их по наличию звук: со звуком /Ш/ к ужонку, со звуком /Ж/ к жуку.

ШАПКА, ШАРФ, ЖЁЛУДЬ, НОЖИК, ШАР, МАШИНА, НОЖНИЦЫ, ЖИРАФ…

3. Физпауза. Осенний лист 4.

Утром мы во двор идём

листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

и летят, летят, летят…

«Змейкой» побежали (друг за другом держась за пояс).

«Жуками» полетели (махи руками).

4. Соотнесение звуков с буквами Ж и Ш. Осенний лист 5.

— Сложить строчные буквы из элементов.

— Найти буквы в кассе, которые обозначают эти звуки.

— Какое правило связано с этими буквами? ЖИ, ШИ – пиши с буквой И.

Я тетрадочку открою

и, как надо, положу.

Сяду ровно, не согнусь,

за работу я возьмусь!

Запись слов под диктовку с опорой на картинку и просто по картинке без диктовки.

(ЖИРАФ, МАШИНА, ШИШКА и др. НОЖИК,)

— Ребята, а если писать слово НОЖ – будете ли вы сомневаться,

какую букву выбрать : Ж или Ш? Осенний лист 6.

— А как узнать? (вспомнить орфограмму о написании парной согласной на конце слов).

Актуализация знаний об особенностях парных согласных:

Парные согласные

для письма – опасные.

Звук согласный проверяй-

рядом гласный подставляй.

Способы подбора проверочного слова: ОДИН – МНОГО, СКАЖИ ЛАСКОВО.

Запись на доске и в тетрадях: нож, малыш, ёж, гараж.

5. Связная речь. Осенний лист 7.

Инсценировка притчи учащимися.

Притча Константина Ушинского.

Ветер и солнце.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом на лошади по большой дороге.

— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом. Проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного замёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.

Объяснение слов и словосочетаний: что было мочи; благословил; гнев.

Вывод: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта.

(пример: проблемная ситуация из жизни детей и достойный выход из неё).

Добрые дела и вежливые слова украшают жизнь.

Поговорка: Жадность и жестокость — мешает, вежливость и доброта — помогает.

Запись в тетради поговорки. Вставить пропущенные буквы.

_ адность и _естокость — ме _ ает, ве _ ливость и доброта — помогает.

6. Подведение итогов занятия.

— Какие звуки мы закрепляли на нашем занятии? Ш – Ж.

Из осенних листьев, на обратной стороне которых буквы, собрать слово «СПАСИБО».

— Наши герои говорят вам спасибо за урок! Я дарю вам на память эти раскраски ( жук и ужонок).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here