Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дедиловская средняя общеобразовательная школа»

администрации муниципального образования

Киреевский район

Урок по окружающему миру

2 класс

В гости к зиме. Жизнь дерева зимой

УМК « Школа России»

Автор А. А. Плешаков

подготовила учитель начальных классов

Корпачёва Светлана Анатольевна

2012г., с. Дедилово

Цель:

обобщить наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсии;

знать: что изменяется в жизни лиственных и хвойных деревьев с приходом зимы;

о зимнем рассеивании семян деревьев;

кого кормит дерево в зимнее время;

кто зимует на дереве и под ним;

уметь: классифицировать семена деревьев.

Задачи:

1) научить обобщать наблюдения над зимними природными явлениями;

2) вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике»;

3) продолжить работу над умением работать в группах и

самостоятельно.

Формируемые универсальные учебные действия:

личностные результаты:

  • развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;

  • развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

метапредметные результаты:

регулятивные УУД

— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

познавательные УУД

— строить рассуждения;

— обобщать, делать выводы.

коммуникативные УУД

-строить понятные для партнёра высказывания;

— владеть диалогической формой речи.

Оборудование и материалы: электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова « Окружающий мир» 2 класс УМК «Школа России»;

Справка синоптика(карточки погоды), стакан с солью и водой, веточка дерева с водой, опорные слова ( животные, ищут корм, делают запасы, семена, дерево), карточки для индивидуальной работы, инструкционные карты, опорные слова для новой темы ( деревья, лиственные, хвойные), гербарии деревьев, энциклопедии, раздаточный материал ( семена деревьев).

Ход урока:

  1. Орг . момент.

Проверка готовности к уроку: ( карандаш, ручка, дневник, учебник, раздаточный материал) – 1 минута

  1. Сводка погоды.

Карточка погоды на доске – 2 минуты

  1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний – 10 минут

а) результат опыта (обратить внимание на веточку сирени в воде, какую связь она имеет с предыдущим уроком).

При каких условиях веточка дерева может распустить листочки зимой? ( если обеспечить её теплом и водой как весной).

б) замирает ли жизнь растений зимой? (проверка опыта, подтверждающего то, что растения продолжают жизнь и зимой). Установка связи между замороженной водой с солью и сахаром и древесным соком.

Дополнительный вопрос: отчего в зимнем лесу тихо?

в) устный ответ: рассказать об изменениях, происходящих в жизни растений зимой.

Дополнительный вопрос: чем можно помочь растениям в суровую зиму?

г) итог: распределить слова на две группы (зима, спячка, покой, животные, ищут корм, делают запасы, семена, дерево)

Вопрос: почему распределили таким образом? Составьте с первой группой слов предложение.

4)Работа над новым материалом -12 мин.

Вопрос: как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Чей ответ был ближе, вы узнаете, посмотрев тему урока « В гости к осени. Жизнь дерева зимой».

На какие две большие группы можно разделить все деревья? (назовите орфограммы в этом слове).

лиственные хвойные

О каждой группе деревьев составить рассказ попробуем сами,а помощницей вам будет инструкционная карта (работа в группах).

Инструкционная карта для первой группы.

Лиственные деревья.

1.Назовите отличительные признаки от хвойных деревьев.

2.Приведите примеры лиственных деревьев.

3.Чем зимой отличаются лиственные деревья от хвойных деревьев.

4.Какое значение эти деревья имеют в жизни птиц и животных зимой.

Инструкционная карта для второй группы.

Хвойные деревья.

1.Назовите отличительные признаки от лиственных деревьев.

2.Приведите примеры лиственных деревьев.

3.Чем зимой отличаются хвойные деревья от лиственных деревьев.

4.Какое значение эти деревья имеют в жизни птиц и животных зимой.

Правила работы в группе.

1.Чтение вопроса.

2.Обсуждение.

3.Отбор материала.

4.Составление рассказа (возможна запись ответа).

Для каждой группы предлагаются гербарии деревьев.

5.Конечная работа: представители каждой группы читают получившийся рассказ и подкрепляют наглядным материалом на доске.

Вопросы к первой группе: какое дерево называют долгожителем? Что вам известно об этом дереве? Из какого источника получили информацию?

Дополнительный материал: средняя продолжительность жизни дуба 500 лет, но он и может быть и 2000лет. В переводе с латинского языка обозначает »красивое дерево». В Древнем Риме человека, награждали венком из дубовых листьев.

Вопрос ко второй группе: какое дерево среди хвойных деревьев сбрасывает хвою осенью, как и лиственные деревья (лиственница).

Дополнительный материал: древесина у лиственницы твёрдая, не подвергается гниению. Из нее делают мосты, мельницы, применяют при строительстве кораблей. Какие ещё существуют хвойные деревья, вы увидите в видеофрагменте(1 мин).

Физминутка + релаксирующая музыка

( кинезеологическая — гимнастика мозга)

Активизация руки: поднять правую руку вверх, левой рукой за головой обхватить локоть правой руки. Представьте, что вы деревья в лесу. Подул ветер, и ветки деревьев закачались слева направо, медленно (3 раза), вперёд и назад (3 раза).

Аналогично с поднятой левой рукой.

Цель: улучшает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность.

А сейчас вы узнаете, чем занято дерево во время зимнего покоя ( 7 мин).

Работа с дополнительной информацией (на листах)

План работы (работа в группах):

1.Чтение с карандашом (подчеркнуть название дерева и название его семени).

2.Обмен мнениями о выбранном материале.

3.Проверка работы: чтение вслух представителем одной команды, другая команда проверяет, если надо добавляет, поправляет.

Вывод: чем занято дерево во время зимнего сна? (заботится о новой поросли)

Практическая работа (3 мин)

Сейчас вам предстоит самим разобраться, каким деревьям принадлежат лежащие перед вами семена.

План работы:

1.Объяснение-на карточку с надписью дерево положите выбранное семя.

2.Во время выполнения работы может советоваться друг с другом.

3.Проверка-представитель группы поднимает семя дерева и называет дерево, к которому принадлежит.

Дополнительный вопрос первой группе: какому хвойному дереву принадлежит данный плод? (ель). Не считая, определите, сколько в нем семян.

Дополнительный вопрос второй группе: какому хвойному дереву принадлежит данный плод? (сосна). Не считая, определите, сколько в нем семян.

Запишите свои ответы, а дома подсчитайте, и на следующем уроке мы убедимся, кто был наиболее точен.

Итог урока:

чем полезна была для вас эта работа?

Рефлексия:

с каким настроением вы уйдете с этого урока? Почему?

Закончите предложение:

— на уроке я узнал …

-я похвалил бы себя на уроке…

-после урока мне захотелось…

— сегодня я сумел…

Домашнее задание:

1. По опорным схемам рассказать о жизни дерева зимой.

2.Задание в учебнике «Окружающий мир» часть1 А. А. Плешаков — стр. 35-36

3. Рассмотреть вредителей дерева в энциклопедии «Мир насекомых», найти и прочитать материал о них.

Использованная литература:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. – Москва: Просвещение , 2011

  2. Максимова Т.Н. поурочные разработки по курсу Окружающий мир. -Москва: ВАКО,2012

  3. Наглядно- дидактическое пособие: расскажите детям о деревьях. -Москва: Мозаика- синтез, 2008

  4. Атлас- определитель: от земли до неба.- Москва: Просвещение, 2006

  5. Энциклопедия: Я познаю мир (насекомые). Москва: Астрель, 2002.

  6. Труфанов В. Г. Уроки природы родного края: Тульская область.- Тула: ОАО ИПО « Лев Толстой», 2009

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here