5

Смоленское областное государственное

бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

прогимназия «Полянка»

Урок по региональному учебному предмету «Азбука Смоленского края»

3-4 класс

Составитель

учитель высшей категории

Крохичева Людмила Валерьевна

г.Смоленск

2014

Урок по учебному предмету

«Азбука Смоленского края»

Тема раздела: «Мир истории» Кол-во уроков по теме – 8. № урока в теме — 1

Тема урока: Вводный урок в раздел «Мир истории».

Цели урока: формирование знаний учащихся об истории, как науке; раскрыть содержание понятий: «предки, современники, потомки»; развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, осуществлять самопроверку; расширять словарный запас детей; воспитывать уважение к историческому и культурному наследию России и Смоленщины,

Оборудование: мультимедийная презентация; учебное пособие по краеведению «Азбука Смоленского края» — Ч.2. – Смоленск: Русич, 2008.

Ход урока:

этап урока

содержание этапа

примечание

I.Мотивация к учебной деятельности.

— Ребята, посмотрите прямо в глаза своему соседу, улыбнитесь друг другу. А теперь улыбнитесь мне.

— В таком хорошем настроении, которое обязательно сохраниться у нас до конца занятия, мы и начнем наш урок.

II. Актуализация опорных знаний.

1.

— Сейчас мы с вами определим, над какой темой будем работать на уроке.

— Разгадайте ребус.

, , ,

Урок по региональному учебному предмету «Азбука Смоленского края» 3-4 класс Урок по региональному учебному предмету «Азбука Смоленского края» 3-4 класс ИЯ

Правильно, ребята, у нас получилось слово «история».

— Кто может сказать, о чем эта наука?

Слайд 2

Ответы учащихся.

2.

— Давайте посмотрим, так ли вы ответили на вопрос. Что же такое история? Прочитайте слайд.

Слайд 3

III. Сообщение темы и цели урока.

— С сегодняшнего урока мы начинаем изучение курса истории Смоленщины.

— История родной земли – это наша с вами история. Нам есть чем и кем гордиться – древнерусскими городами, памятниками истории, а также великими людьми, вписавшими много славных страниц в историю не только Смоленщины, но и нашего государства в целом.

На доске открывается запись. Тема: Мир истории.

IV.Проблемная ситуация.

— Как вы считаете, благодаря кому создается история? (Человеку)

— Как мы называем людей, живших до нас?

— Как называем тех, кто сейчас живет рядом с нами?

— Как назовем, людей, которые будут жить уже после нас?

— Для того чтобы лучше понять смысл раздела, выясним значение ключевых слов.

С этой целью давайте выполним ряд заданий

На доске слова:

Предки

Современники

Потомки

1.

Задание: Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов.

-В слове «предки», корень пред, он означает предшествовать чему-либо. Предки — это люди, которые жили перед нами.

В слове «современники» корень врем, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.

В слове «потомки» корень потом, так называют людей, которые будут жить после нас.

Слайд 4

Фронтальный опрос.

Слайд 5

2.

Задание: на линии времени обозначен год, в котором мы живем и наши современники. Покажите на линии времени части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков.

— Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Слайд 6

Ученики выполняют работу в рабочих тетрадях.

Слайд 7

3.

Задание: Внимательно прочитайте три высказывания и найдите среди них ложные. Объясните свою позицию.

-Действительно, истинным является только последнее высказывание. О том, как жили наши предки в прошлом мы и будем говорить в разделе курса истории.

Слайд 8

Фронтальный опрос.

V. Физкультминутка.

Звучит музыка.

VI. Открытие «нового» знания.

— Возьмите учебники. Откройте с.5. Выполним задание 1.

Учащиеся поэтапно читают и выполняют задание.

1.

— Рассмотрите обложку этой книги.

Слайд 9

2.

— Рассмотрите рисунок на с.3.

Слайд 10

3. Работа с эпиграфом.

— Выполним следующее задание 2.

— Выберите отрывок, который может стать эпиграфом этой части «Азбуки Смоленского края». Запишите его в тетрадь.

Учащиеся выразительно читают отрывки стихотворений.

Отвечают на вопросы.

Работа в рабочих тетрадях.

VII. Закрепление нового материала.

1.

2.

— Рассмотрите картинку на с.7. Что на ней изображено. Что можете рассказать глядя на этот рисунок.

— Прочитайте текст на с.6 – 7.

— Кого прославляет этот текст?

— В каких строках говорится о прошлом?

— Как вы думаете, зачем нужно помнить о прошлом?

— В каких строках заключается обращение к нам, живущим сегодня?

— Как можно озаглавить этот текст?

— Найдите в тексте однокоренные слова с корнями род-, правд-. Объясните значение этих слов.

Слайд 11

Фронтальный опрос.

VIII. Подведение итогов.

— Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали? Какая наука позволит нам заглянуть в прошлое?

О чем мы будем разговаривать на последующих уроках?

IX. Д/З

— Нарисуйте на отдельном листе обложку к книге «Мир истории».

Х.Рефлексия

— Оцените по пятибалльной шкале, своё настроение на уроке.

— Покажите на пальцах свое настроение!!

Интернет источники:

http://forum.smolensk.ws

http://photo.stream24.ru/users/Aml/154154/

http://umk-nish.ru/

http://kultura.admin-smolensk.ru/476/kulturnoe_nasledie/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here