Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа села Даниловка

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Зам.директора школы по Директор

___С.В.Кондаурова УВР МОУ-СОШ с.Даниловка МОУ-СОШ с.Даниловка

Протокол№__от _____И.И.Кузьмина ____Лушникова

« «.2014г. « « 2014г Приказ № « « 2014г

Рабочая программа

Савельевой Веры Владимировны

2 квалификационная категория

по курсу «ОЗОЖ» для 4 класса

общеобразовательных учреждений

1 часа в неделю (всего 34ч)

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета школы

Протокол № от 2014г.

2 .Пояснительная записка

Рабочая программа для 4 класса составлена на основе : Федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2009 №104-ФЗ) « О внесении изменений в кодексе РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области образования и статьи 12 Закона РФ «Об образовании».

Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области.

Примерной программы для начальных классов ,авторов М.В.Лысогорской,М.М.Орловой,М.А.Павловой,Т.В.Парсиковой,М.А.ТяпкинойВ.Е.Устиновой.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени общего образования .И предназначена для 4 класса. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 4-ого класса предусматривает обучение в объеме 1 часа в неделю ,всего в год -34 часа

Цели работы школы:

Сформировать личность, готовую к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию,

-Обеспечить реализацию к праву каждого учащегося на получение образованию в соответствии с его потребностью и возможностями;

-Сформировать у учащихся школы устойчивые познавательные интересы;

-Включить каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников и организаторов образовательного процесса;

-Повысить качество обучения школьников за счет освоения технологий ,обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика;

-Усилить влияние школы на социализацию личности школьника ,его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределения в отношении будущей профессии.

Изучении данной программы направлено на достижение следующих целей:

Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам ,владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения. Программа предусматривает: получение учениками знаний и навыков ,необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей ,формирование потребности в здоровом образе жизни; формирование навыков гигиены и профилактики заболеваний; формирование навыков ухода за больными; формирование навыков рационального питания и других способов самосовершенствования. Содержание программы предполагает изучение вопросов философии,этики,морали,психологии,социологии,экономики,правоведения,семьеведения,сексологии,физиологии,анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды ,обучения и воспитания здорового образа жизни.

Раздел программы изучаемый в классе называется: Я – в ответе за все на планете»

Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: коммуникативные технологии и технологии учебного сотрудничества; развивающего и проблемного обучения; проектно-исследовательские; ·игровые технологии, способствующих решению основных учебных задач, как на уроке, так и за его пределами; информационные технологии.

Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как: метод сотрудничества, методики проектирования, дифференцированный подход, деятельностный подход, работа по алгоритму и др.

Основной формой образовательного процесса является урок. Программа предусматривает типы уроков: «открытия нового знания», рефлексии, уроки общеметодологической направленности, развивающего контроля, комбинированный урок.

Формы организации урока: работа в парах, группах, индивидуальная, коллективная работа. Виды занятий: урок, урок-игра, урок-викторина. Виды и формы организации учебного процесса: традиционный урок, обобщающий урок, урок-зачёт; фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Ожидаемые образовательные результаты:

Знать:

— понятия основных философских категорий :забота, ответственность, бережность, любовь, красота, гармония, счастье, добро, зло;

— проявления психики, самоценности своей личности;

— свои права и обязанности в обществе и своей семье;

— механизмы создания и функционирования семьи;

— правила грамотного и ответственного воспитания детей;

— основы здорового образа жизни;

— «мужские « и «женские» обязанности;

— названия и роль важных внутренних органов человека;

— правила личной гигиены;

— меры по профилактике болезней;

— режим труда и отдыха младших школьников;

— о правильном питании человека;

Учащиеся должны уметь:

— приводить в гармонию различные стороны своей души;

— правильно вести себя с противоположным полом;

— заботиться о своём здоровье;

-осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

-выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.

Данный предмет формируют следующие компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.

3.Учебно- тематический план.

п/п

Содержание разделов

Количество часов

1

Этический блок

4 часа

2

Психологический блок

12 часов

3

Правовой блок

6 часов

4

Семьеведческий блок

5 часов

5

Медико-гигенический блок

5 часов

4.Основное содержание тематического плана ОЗОЖ 4 класс

Этический блок(4ч)

Развитие жизни на Земле. Представление о смысле жизни. Уникальность и неповторимость всех форм жизни. Самоценность личности.

Психологический блок(12ч)

Манипуляции в общении. Умей сказать «нет». Что такое хорошо и что такое плохо: мои поступки. Дурные привычки и мое отношение к ним. Как мы видим друг друга(формировании потребности в общении со сверстниками)Дружба-что значит настоящий друг. Агрессия-формы проявления .Как справиться со своим гневом.Игры и упражнения на расслабление мыщц,на выражение удовольствия и радости.

Правовой блок (6ч)

Гражданин и государство. Права и обязанности граждан России .Что значит быть и жить в настоящем времени. Совет наоборот: »Я умею обижаться» .Что значит победить другого человека.

Семьеведческий блок (6часов)

История создания праздников. Общенародные и государственные праздники. Семейные праздники в в традициях народов. Традиции в моей семье. Этика проведения праздников.

Медико-гигиенический блок(6ч)

Окружающая среда и здоровье человека. Как оценить количество и качество своего здоровья(мониторинг физического здоровья).Значение зрения для человека. Профилактика возникновения нарушений зрения.

5.Требования к уровню подготовки учащихся.4 класса.

сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

6. Календарно-тематическое планирование ОЗОЖ 4 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по

факту

I четверть (9 часов)

Этический блок 4 ч.

Развитие жизни на Земле

1

Представление о смысле жизни

1

Уникальность и неповторимость всех форм жизни

1

Самоценность личности

1

Психологический блок 12 ч.

Манипуляции в общении

1

Умей сказать нет

1

Мои поступки

1

8-9

Дурные привычки и моё отношение к ним. Исследовательский проект «Польза и вред привычек»

2

II четверть (7 часов)

10

Как мы видим друг друга

1

11

Дружба и что значит настоящий друг

1

12-13

Агрессия – формы проявления

2

14

Как справиться с гневом

1

15

Итоговая контрольная работа

1

16

Игры и упражнения на расслабления мышц

1

III четверть (10 часов)

Правовой блок 6 ч.

17

Гражданин и государство

1

18

Права и обязанности граждан России

1

19-20

Что значит быть и жить в настоящем времени

1

21

Я умею обижаться. Проект «Сам о себе»

1

22

Что значит победить другого человека

1

Семьеведческий блок 5 ч.

23

История создания праздников

1

24

Общенародные и государственные праздники

1

25

Семейные праздники в традициях народов

1

26

Традиции в моей семье

1

IV четверть (8 часов)

27

Этика проведения праздников

1

Медико-гигиенический блок 5 ч.

28

Окружающая среда и здоровье человека. Исследовательский проект «Здоровый образ жизни — что это?»

1

29

Исследовательский проект «Здоровый образ жизни — что это?»

1

30

Как оценить количество и качество своего здоровья

1

31

Мониторинг физического здоровья

1

32

Значение зрения для человека

1

33

Итоговая контрольная работа

1

34

Обобщение знаний по блокам.

1

7.Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект (УМК)

  1. Рабочая тетрадь «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс., ПавловаМ.А , — Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2013 г

Литература для учителя

  1. Безруких М. «Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса.»

  2. Внеклассные мероприятия по «ОЗОЖ» в начальной школе

  3. Иванов о.А., М.А. Павлова «Образование в области здоровья»

  4. Новые государственные стандарты школьного образования, Москва издательство «АСТ. Астрель» 2006 г.

  5. Правдина Т.В. Методика обучения детей и подростков психогигиеническим навыкам

  6. Программа «Школа России». Концепция и программы для начальных классов. Москва «Просвещение», 2010 г

  7. Романова О.Л. Методическое пособие «Расти здоровым» рекомендуется для педагогов работающих по региональной программе «Основы здорового образа жизни».

  8. Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов по программе «Основы здорового образа жизни» Часть 1,2.

  9. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. /Под общей редакцией А.Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2002.

  10. В.В. Поляков. Основы безопасности жизнедеятельности. 2-4 кл. Москва. Дрофа, 2002

  11. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно – справочный материал/ авт. – сост. И.П. Иванов – Саратов: СарИПК и ПРО 1995.

  12. Плешаков А. А., Александрова В. П., Борисова С. A. Мир вокруг нас: Метод. пособие к учебнику для 2 кл. нач. шк. — М.: Просвещение, 2002.

  13. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: пособие для учителя/ под ред. В.Н. Кардашенко. – М.: Просвещение, 1986.

Адреса электронных ресурсов, электронные пособия:

1.Презентации по темам учебного предмета

11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here