Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа села Даниловка
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам.директора школы по Директор
___С.В.Кондаурова УВР МОУ-СОШ с.Даниловка МОУ-СОШ с.Даниловка
Протокол№__от _____И.И.Кузьмина ____Лушникова
« «.2014г. « « 2014г Приказ № « « 2014г
Рабочая программа
Савельевой Веры Владимировны
2 квалификационная категория
по курсу «ОЗОЖ» для 4 класса
общеобразовательных учреждений
1 часа в неделю (всего 34ч)
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета школы
Протокол № от 2014г.
2 .Пояснительная записка
Рабочая программа для 4 класса составлена на основе : Федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2009 №104-ФЗ) « О внесении изменений в кодексе РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области образования и статьи 12 Закона РФ «Об образовании».
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области.
Примерной программы для начальных классов ,авторов М.В.Лысогорской,М.М.Орловой,М.А.Павловой,Т.В.Парсиковой,М.А.ТяпкинойВ.Е.Устиновой.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени общего образования .И предназначена для 4 класса. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 4-ого класса предусматривает обучение в объеме 1 часа в неделю ,всего в год -34 часа
Цели работы школы:
Сформировать личность, готовую к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию,
-Обеспечить реализацию к праву каждого учащегося на получение образованию в соответствии с его потребностью и возможностями;
-Сформировать у учащихся школы устойчивые познавательные интересы;
-Включить каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников и организаторов образовательного процесса;
-Повысить качество обучения школьников за счет освоения технологий ,обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика;
-Усилить влияние школы на социализацию личности школьника ,его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределения в отношении будущей профессии.
Изучении данной программы направлено на достижение следующих целей:
Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам ,владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения. Программа предусматривает: получение учениками знаний и навыков ,необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей ,формирование потребности в здоровом образе жизни; формирование навыков гигиены и профилактики заболеваний; формирование навыков ухода за больными; формирование навыков рационального питания и других способов самосовершенствования. Содержание программы предполагает изучение вопросов философии,этики,морали,психологии,социологии,экономики,правоведения,семьеведения,сексологии,физиологии,анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды ,обучения и воспитания здорового образа жизни.
Раздел программы изучаемый в классе называется: Я – в ответе за все на планете»
Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: коммуникативные технологии и технологии учебного сотрудничества; развивающего и проблемного обучения; проектно-исследовательские; ·игровые технологии, способствующих решению основных учебных задач, как на уроке, так и за его пределами; информационные технологии.
Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как: метод сотрудничества, методики проектирования, дифференцированный подход, деятельностный подход, работа по алгоритму и др.
Основной формой образовательного процесса является урок. Программа предусматривает типы уроков: «открытия нового знания», рефлексии, уроки общеметодологической направленности, развивающего контроля, комбинированный урок.
Формы организации урока: работа в парах, группах, индивидуальная, коллективная работа. Виды занятий: урок, урок-игра, урок-викторина. Виды и формы организации учебного процесса: традиционный урок, обобщающий урок, урок-зачёт; фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Ожидаемые образовательные результаты:
Знать:
— понятия основных философских категорий :забота, ответственность, бережность, любовь, красота, гармония, счастье, добро, зло;
— проявления психики, самоценности своей личности;
— свои права и обязанности в обществе и своей семье;
— механизмы создания и функционирования семьи;
— правила грамотного и ответственного воспитания детей;
— основы здорового образа жизни;
— «мужские « и «женские» обязанности;
— названия и роль важных внутренних органов человека;
— правила личной гигиены;
— меры по профилактике болезней;
— режим труда и отдыха младших школьников;
— о правильном питании человека;
Учащиеся должны уметь:
— приводить в гармонию различные стороны своей души;
— правильно вести себя с противоположным полом;
— заботиться о своём здоровье;
-осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
-выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
Данный предмет формируют следующие компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.
3.Учебно- тематический план.
Содержание разделов |
Количество часов | |
1 | Этический блок | 4 часа |
2 | Психологический блок
| 12 часов |
3 | Правовой блок
| 6 часов |
4 | Семьеведческий блок
| 5 часов |
5 | Медико-гигенический блок
| 5 часов |
4.Основное содержание тематического плана ОЗОЖ 4 класс
Этический блок(4ч)
Развитие жизни на Земле. Представление о смысле жизни. Уникальность и неповторимость всех форм жизни. Самоценность личности.
Психологический блок(12ч)
Манипуляции в общении. Умей сказать «нет». Что такое хорошо и что такое плохо: мои поступки. Дурные привычки и мое отношение к ним. Как мы видим друг друга(формировании потребности в общении со сверстниками)Дружба-что значит настоящий друг. Агрессия-формы проявления .Как справиться со своим гневом.Игры и упражнения на расслабление мыщц,на выражение удовольствия и радости.
Правовой блок (6ч)
Гражданин и государство. Права и обязанности граждан России .Что значит быть и жить в настоящем времени. Совет наоборот: »Я умею обижаться» .Что значит победить другого человека.
Семьеведческий блок (6часов)
История создания праздников. Общенародные и государственные праздники. Семейные праздники в в традициях народов. Традиции в моей семье. Этика проведения праздников.
Медико-гигиенический блок(6ч)
Окружающая среда и здоровье человека. Как оценить количество и качество своего здоровья(мониторинг физического здоровья).Значение зрения для человека. Профилактика возникновения нарушений зрения.
5.Требования к уровню подготовки учащихся.4 класса.
• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
• научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
6. Календарно-тематическое планирование ОЗОЖ 4 класс
Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | |
I четверть (9 часов) | ||||
Этический блок 4 ч. | ||||
| Развитие жизни на Земле
| 1 |
|
|
| Представление о смысле жизни
| 1 |
|
|
| Уникальность и неповторимость всех форм жизни | 1 |
|
|
| Самоценность личности
| 1 |
|
|
Психологический блок 12 ч. | ||||
| Манипуляции в общении
| 1 |
|
|
| Умей сказать нет
| 1 |
|
|
| Мои поступки
| 1 |
|
|
8-9 | Дурные привычки и моё отношение к ним. Исследовательский проект «Польза и вред привычек» | 2 |
|
|
II четверть (7 часов) | ||||
10 | Как мы видим друг друга
| 1 |
|
|
11 | Дружба и что значит настоящий друг
| 1 |
|
|
12-13 | Агрессия – формы проявления | 2 |
|
|
14 | Как справиться с гневом
| 1 |
|
|
15 | Итоговая контрольная работа
| 1 |
|
|
16 | Игры и упражнения на расслабления мышц
| 1 |
|
|
III четверть (10 часов) | ||||
Правовой блок 6 ч. | ||||
17 | Гражданин и государство
| 1 |
|
|
18 | Права и обязанности граждан России
| 1 |
|
|
19-20 | Что значит быть и жить в настоящем времени | 1 |
|
|
21 | Я умею обижаться. Проект «Сам о себе»
| 1 |
|
|
22 | Что значит победить другого человека
| 1 |
|
|
Семьеведческий блок 5 ч. | ||||
23 | История создания праздников
| 1 |
|
|
24 | Общенародные и государственные праздники | 1 |
|
|
25 | Семейные праздники в традициях народов
| 1 |
|
|
26 | Традиции в моей семье | 1 |
|
|
IV четверть (8 часов) | ||||
27 | Этика проведения праздников | 1 |
|
|
Медико-гигиенический блок 5 ч. | ||||
28 | Окружающая среда и здоровье человека. Исследовательский проект «Здоровый образ жизни — что это?» | 1 |
|
|
29 | Исследовательский проект «Здоровый образ жизни — что это?» | 1 |
|
|
30 | Как оценить количество и качество своего здоровья | 1 |
|
|
31 | Мониторинг физического здоровья
| 1 |
|
|
32 | Значение зрения для человека
| 1 |
|
|
33 | Итоговая контрольная работа
| 1 |
|
|
34 | Обобщение знаний по блокам.
| 1 |
|
|
7.Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект (УМК)
-
Рабочая тетрадь «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс., ПавловаМ.А , — Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2013 г
Литература для учителя
-
Безруких М. «Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса.»
-
Внеклассные мероприятия по «ОЗОЖ» в начальной школе
-
Иванов о.А., М.А. Павлова «Образование в области здоровья»
-
Новые государственные стандарты школьного образования, Москва издательство «АСТ. Астрель» 2006 г.
-
Правдина Т.В. Методика обучения детей и подростков психогигиеническим навыкам
-
Программа «Школа России». Концепция и программы для начальных классов. Москва «Просвещение», 2010 г
-
Романова О.Л. Методическое пособие «Расти здоровым» рекомендуется для педагогов работающих по региональной программе «Основы здорового образа жизни».
-
Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов по программе «Основы здорового образа жизни» Часть 1,2.
-
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. /Под общей редакцией А.Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2002.
-
В.В. Поляков. Основы безопасности жизнедеятельности. 2-4 кл. Москва. Дрофа, 2002
-
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно – справочный материал/ авт. – сост. И.П. Иванов – Саратов: СарИПК и ПРО 1995.
-
Плешаков А. А., Александрова В. П., Борисова С. A. Мир вокруг нас: Метод. пособие к учебнику для 2 кл. нач. шк. — М.: Просвещение, 2002.
-
Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: пособие для учителя/ под ред. В.Н. Кардашенко. – М.: Просвещение, 1986.
Адреса электронных ресурсов, электронные пособия:
1.Презентации по темам учебного предмета