Урок русского языка в 3 класс
(программа «Начальная школа XXI века)
Учитель: Новичкова Ю.Е.
Тема. Имя прилагательное в роли сказуемого.
Цель. Создать условия для формирования умений находить в предложении имя прилагательное в роли сказуемого путем разрешения учебной задачи.
Задачи:
— опознавать прилагательные в предложении в роли сказуемого, различать прилагательные в роли сказуемого и в роли определения;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, создавать собственные предложения с использованием изученных языковых средств;
— воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать проблемы;
— воспитание бережного отношение к природе;
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, мяч, географическая карта, заготовки для составления кластера, полоски с предложениями, карточки для индивидуальной работы. Учебник «Русский язык» 3 класс, II часть, «Начальная школа XXI века», автор Иванов С.В., Москва «Вентана –Граф», 2012 г., тетради рабочие.
Тип урока. Урок открытия новых знаний
Технологическая карта урока.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |
Организационный | Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, жёлтый, голубой, Не угнаться за тобой.
Орфографическая пятиминутка (игра с мячом): товарищ, радостный, ключик, шёпот, на ветке. | Дети настраиваются на урок.
Обучающиеся называют орфограмму в слове и объясняют её написание | Регулятивные: самостоятельная организация своего рабочего места Познавательные: определение основной и второстепенной информации |
Подготовка к деятельности | Потом мяч покатился И назад не воротился. Перепрыгнул через порог И остановился на развилке трёх дорог. (слайд) 1-зелёный, весёлый, природа 2-великий, скромный, чистый 3-прекрасный, беречь, милый — По какой дороге должен покатится мяч, чтобы помочь нам вспомнить тему урока? Почему? Мяч покатился прямо, солнышко улыбается, а вы вспомните, что изучили уже об имени прилагательном.
Составление кластера «Имя прилагательное» |
Выбирают 2 дорогу, т.к. на ней только имена прилагательные.
работа в группах | Познавательные: логические (подведение под понятие, анализ с целью выделения признаков), овладение моделированием.
Коммуникативные: сотрудничество в совместном решении проблемы, умение слушать и понимать собеседника, участие в диалоге, умение высказывать свою точку зрения.
|
Постановка учебной задачи. | Проверка кластеров. — Всегда ли имя прилагательное в предложении является определением? — Может ли имя прилагательное быть сказуемым? На доске: Весна ранняя. Погода прекрасная. Мой друг весёлый. (имена прилагательные подчёркнуты как сказуемые) — Какую учебную задачу вы должны решить на уроке?
|
Уч-ся выдвигают гипотезы
Учебная задача: может ли имя прилагательное быть сказуемым. | Познавательные: осознание познавательной задачи.
Регулятивные: определение цели учебной деятельности.
|
Наблюдение и осмысление. | Синтаксический разбор. (слайды) Наступила ранняя весна. — Чем является имя прилагательное в предложении? — Опустите его. Изменился ли смысл предложения? — Теперь опустите имена прилагательные в предложениях на доске. Что произошло? — Давайте вставим глагол быть. (слайд) — На каком месте по отношению к существительному находится прилагательное-определение, а прилагательное-сказуемое?
| 1 уч-ся комментирует
Уч-ся делают вывод, что в предложениях, написанных на доске, имена прилагательные характеризуют предметы и явления в настоящем времени и что прилагательные определения стоят перед существительным, а прилагательные-сказуемые – после. | Регулятивные: самоконтроль, коррекция и самооценка, волевая регуляция; |
Первичное закрепление | Мяч привёл нас к роднику. (слайд) – какой родник? (грязный) – Почему? 1 уч-ся читает стихотворение: Путник шёл. Родник нашёл. Отдохнул. Поел. Ушёл. На земле после бродяги – И пакеты, и бумаги. Чистил лес лесовичок И ворчал как старичок: «Если это повторится – Чистой не бывать водице. Не родник здесь будет – свалка, Как природы им не жалко!»
— Как нужно вести себя в природе? Поможем лесовичку почистить родник.
На партах лежат полоски с предложениями. В одну сторону складывать предложения, в которых имена прилагательные являются определениями, в другую сторону – сказуемыми. Проверка фронтально. Родник чистый.(слайд) |
Ответы детей
Ответы уч-ся
Работа в парах | Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: нравственно-этического ориентирования; Познавательные: выбор оснований для классификации предложений |
Физ-ка | Побежали за мячом вдоль ручья. Куда нас приведёт ручеёк? Отдохнём, поплаваем.
К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. 1-2-3-4- Вот так славно освежились! А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это – брасс, Одной, другой, это – кроль. А теперь на берег возвращаемся, В путь дальше отправляемся.
| К реке
|
|
Повторение и закрепление. | — Куда нас приведёт река? — Какие моря вы знаете? Показ на карте морей РФ: Чёрное, Каспийское, Баренцево, Лаптевых, Охотское, Балтийское, Карское, Восточно-Сибирское, Японское. — Подберите однокоренные слова к слову море Учебник стр. 103 №3 1 Прочитать текст выразительно — Доказать, что это текст — Найти выразительные средства языка
2 Прочитать задание и составить план его выполнения.
У доски самостоятельно работает ученик по 5 пункту плана, остальные по плану фронтально.
— Что нового узнали об имени прилагательном на уроке? Мячу пора возвращаться в класс, а вы пока поработаете творчески. Интересный Чудесный — Что вы должны сделать с этими прилагательными?
Творческая работа. Дифференцированная работа.
Проверка. | К морю Ответы детей
Морской, приморский, моряк, морячок…
Текст, т.к предложения связаны по смыслу и грамматически, абзацы, заголовок. Эпитеты, сравнение 1 Выписать прилагательные вместе с существительными 2 Обозначить окончания 3 Определить род, число, падеж 4 Подчеркнуть определения 5 Выписать выделенное предложение и подчеркнуть основу. Прилагательное может быть сказуемым
Составить пары предложений, в которых одно и то же прилагательное будет определением, потом сказуемым. Слабые уч-ся работают по карточкам. | Регулятивные: составление плана и последовательности выполнения действий, корректировка выполнения заданий, адекватное принятие оценок учителя и товарищей. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, планирование своих действий, умение доказывать свои действия
Личностные: развитие учебно-познавательного интереса к учебному материалу. |
Рефлексия | Мяч вернулся в класс и готов помочь вам поделиться впечатлениями о путешествии.
| Уч-ся передают мяч друг другу, по сигналу учителя мяч оказывается у кого-то в руках, этот ученик говорит, что ему понравилось, что не понравилось, что и почему было трудным и т.д. | Регулятивные: самоконтроль, самооценка |
Д/з | Учебник стр. 102 правило, упр. №2 или №3 |
| Регулятивные: самооценка. |
Приложение.
Полоски с предложениями для работы в парах.
Букет красивый.
Настроение у меня радостное.
Родник чистый.
Надо беречь родную природу.
На поляне распустились яркие цветы.
Журчит весёлый ручеёк.
Карточки для индивидуальной работы.
Списать. Подчеркнуть имена прилагательные как члены предложения.
В классе учатся дружные ребята. Ребята дружные.
Мы решали трудную задачу. Задача трудная.