Урок русского языка в 4 классе., проведенный учителем начальных классов Хозяшевой Татьяной Анатольевной.

Тема: «Фразеологизмы. Проект «Языковые самородки»

Цель: познакомиться с фразеологизмами, с их ролью в речи.

Задачи: выяснить, какую роль играют фразеологизмы в речи;

-узнать, как фразеологизмы пришли в нашу речь;

-научить обучающихся находить и использовать фразеологизмы в устной и письменной речи; учить работать со словарями.

-создать журнал «Умка» №2 по теме «Языковые самородки»

Оборудование: папка с файлами, презентация проекта, шляпы для выступлений, ноутбук, проектор, смайлики для рефлексии, рисунки ребят.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Урок русского языка. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться. В ходе кропотливой работы у нас должен получиться журнал под названием «Языковые самородки». В работе принимают участие корреспонденты, редакторы, художники. После выступлений вся информация собирается в журнале.

Итак, приступаем к работе.

  1. Актуализация знаний и деятельности.

1 задание:

Я буду называть словосочетания, а вы попробуйте заменить одним словом. Подобрать синоним.

1. Бить баклуши

Гонять лодыря

Сидеть сложа руки

Толочь воду в ступе (Бездельничать)

2. Во весь дух

Сломя голову

Со всех ног

Одна нога здесь, другая там

Одним махом (Быстро)

Что я сейчас назвала, что за интересные выражения? Хочется узнать, как они называются.

Тогда отгадайте загадки, выделяйте у отгадок первые буквы. У нас в кроссворде получится ключевое слово урока.

-Слива, яблоко, груша — фрукты

-Семицветное коромысло – радуга.

-Буквы русского языка в определенном порядке — алфавит

-Самое холодное время года — зима

-Главный герой сказки «По щучьему велению» — Емеля

-Фамилия автора толкового словаря- Ожегов.

-Царь зверей -лев

-Что плывет по небу — облако

-В нем 12 месяцев — год

-Первый летний месяц- июнь

— Полосатая лошадь-зебра

— Его дает корова-молоко

— Вторая буква в слове сыр –ы.

Итак, у нас получилось – фразеологизмы.

  1. Открытие детьми нового знания.

-Знакомство с новым понятием и его происхождением. (Знакомит заранее подготовленный ученик)

1гр. Фразеологизмы- это крылатые выражения. Ломоносов назвал их «фразесами» и предложил их выделить для них специальную группу, ведь фразеологизмы отражают жизнь народа, в них выражены народный дух, обычаи и история. Русский язык богат устойчивыми выражениями. К ним относятся пословицы. Поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.

Источники различны. Одни из них возникли:

— на основе наблюдений человека (Много снега- много хлеба),

-связаны с мифологией и реальными историческими событиями (Пусто, словно Мамай воевал.),

— вышли из песен, загадок, литературных произведений (Страшнее кошки зверя нет).

Задание: Найдите фразеологизмы.

За домом едва пожелтела трава.

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой- засучив рукава.

-Знакомство, как появились выражения спустя рукава и засучив рукава. (Сообщение ученика)

Выражение спустя рукава и засучив рукава зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами, у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были на 40 см длиннее. Попробуйте поработать с такими рукавами. Будет неудобно, получится плохо, чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.

О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их засучивать не надо.

Засучив рукава – усердно, старательно, энергично делать что-либо.

Спустя рукава- небрежно, кое- как делать что- либо.

Учитель: Я надеюсь урок мы не зря проведем,

Будем работать засучив рукава,

Урок посвяти мы хорошим делам,

Чтоб о нас громкая слава пошла.

Задание. Соедини фразеологизмы и значения.

-На руках носить- ценить, любить.

-Золотые руки- мастер.

-Разводить руками- удивляться.

-Руки опускаются- без сил.

-Рукой подать- близко.

-Как без рук- беспомощный.

-Руки чешутся- хочется подраться.

Молодцы! Мы с вами должны дружить, ценить дружбой- ходить рука об руку. Фразеологизмов со словом рука более 50. Исследуйте их значения.

.- Инсценировка учащихся

Как- то в разговоре своих родителей я услышала такое выражение «Дело в шляпе». Я спросила «А какое дело?». Мама мне ответила «Ты все равно ничего не понимаешь». На следующий день я подошла с этим вопросом к своей учительнице. Она в свою очередь, посоветовала мне обратиться к фразеологическому словарю. Открыв его. Я увидела множество устойчивых выражений на тему головных уборов. Сколько остроумных пословиц придумал когда- то русский народ о шапках. Я решила рассказать и показать вам ребята, а вы запомните фразеологизмы о шапках.

Ну, вот скажем: По Сеньке и шапка. Это значение имело 2 смысла. Представим себе, что где- нибудь в селе жили два Сеньки. Один ленивый, неряшливый, все делал кое- как, и дом у него плохой, и крыша дырявая, и шапка на нем мятая, неказистая. Про него и говорили с усмешкой: По Сеньке и шапка.

А другой Сенька был ловкий, умелый: дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он приятно, и шапка была у нее аккуратная и красивая. Про такого люди и говорили с уважением, как бы любуясь им «По Сеньке и шапка!

-Я встречалась с любопытным выражением «На воре шапка горит». У него такая история: жулик на базаре что- то стянул. Случайно увидев это, один находчивый человек как крикнет что есть мочи: «На воре шапка горит!». От неожиданности жулик схватился за шапку и сорвал ее с головы — тем самым себя и выдал.

-Припомним и другие выражения «Шапку в охапку и бегом!» Так говорят про трусливого человека, который испугавшись чего- то спешит поскорее удрать, на ходу успев захватить только свою шапку.

Поспел к шапочному разбору». Все люди собираются разъезжаться по домам, одеваются, шапки разбирают, а этот опоздал, только- только явился.

Все эти словосочетания живут до сих пор. Их часто можно услышать в наших разговорах.

Учитель: Какие фразеологизмы о шляпах вы нашли в разговоре двух девочек?

  1. Первичное закрепление.

Задание. А сейчас из отрывков произведений найдите фразеологизмы. Почему мы так говорим?

-Сравните предложения. С какого столбика предложения вам понравились? ( предложения на слайдах).

Вывод слайда.

— Дома вы должны были крылатые выражения показать в картинках и запомнить значение. ( Дети показывают свои рисунки. А ученики подбирают к ним фразеологизмы, если затрудняются, помогает выступающий).

5. Самостоятельная работа.

Дополнительное задание (работа в группах) Подобрать к рисункам фразеологизмы по словарю(Русский язык, часть 2, страница 190) подписать, запомнить значение)

6.Итог урока.

Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений.Но чтобы не попасть впросак необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизмы.

Почему проект назван «Языковые самордки»?

(Фразеологизмы являются драгоценностью русского языка, родились сами по себе). Если мы ответили на этот вопрос, значит проект удался. Все, что узнали зарубите на носу.

Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого порожнее, а работали засучив рукава. И хотя к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили урок.

7.Рефлексия. Если вы работали засучив рука, смайлик на доске прикрепляем к рисунку работящего человека, а если спустя рукава, то ленивому человеку.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here