Методическая разработка урока
Ф.И.О. педагога: Демидова Светлана Викторовна, учитель начальных классов
Место работы: МБОУ ООШ №11 ИМ. А.И.Фатьянова г. Вязники
Модуль: Основы православной культуры
Класс: 4 класс
Тема: Христианская семья
Тип урока: по основной дидактической цели: изучение нового материала
по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.
Цель: формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.
Задачи:
-
Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;
-
Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;
-
Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
Формирование УУД
Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в группе.
Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать свои поступки с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: учебное пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», мультимедийная презентация урока, толковые словари, сердечки разного цвета, карточки для работы с пословицами, ромашки, звукозапись.
-
Организационный момент.
Слайд 1
— Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза.
Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что у вас сегодня все получится. Улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, доброты, тепла и радости.
— И я хочу подарить Вам частичку своего любящего сердца. Каждый возьмите по сердечку и займите места в Соответствии со своим цветом.
— Вы уже поняли, что сегодня мы будем работать в группах. И я вам хочу напомнить о том, чтобы вы не забывали о правилах групповой работы.
-
Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 2
— Посмотрите на доске у меня не написана тема нашего сегодняшнего урока. Попробуйте сформулировать ее сами, после того как прослушаете небольшую притчу.
«Сыновья благодарность» Леонардо да Винчи
Слайды 3-8 с музыкальным сопровождением
— Назовите главную мысль данной притчи?
III. Сообщение темы урока. Формулировка целей
Слайд 9
— Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
— Сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья».
IV. Актуализация имеющихся знаний по теме.
Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.
— Сейчас мы посмотрим, а что такое в вашем понимании семья?
— Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
Слайд 10
— Давайте построим свой дом по названием «Семья».
Каждой группе я предлагаю на «кирпичиках», они лежат у вас на столе, написать слова, с которыми у вас ассоциируется это слово.
Работа со словарем.
— А сейчас посмотрим как раскрывается понятие семья в различных источниках. — Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение этого слова там.
Слайды 11-13
-
Изучение нового материала.
Работа с учебником.
— А сейчас мы с вами узнаем, с чем сравнивает семью автор учебного пособия. — Прочитайте на странице 86 в учебнике первый абзац. — Итак, с чем же сравнивает семью автор учебника? Слайд 14
— Почему он использует именно это сравнение?
— Почему дети являются очень важной частичкой семьи (рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом)
Слайд 15
— В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха»
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? (семьи без детей несчастны, без них грустно и тускло)
Слайд 16
— А теперь давайте узнаем, а как появилось слово «семья».
Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева коротко ответила “я”
“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!”
“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
Слайд 17
— В слове семья много поучительных загадок и открытий.
-
Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я.
— Что это значит?
В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия.
-
Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что семья тоже едина и неделима.
3. Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя».
— Как вы думаете почему?
— Скажите, а какая семья называется дружной?
Послушайте легенду «О дружной семье».
В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово — «понимание». «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!»- воскликнул правитель.
Появляется изображение большого сердечка, в котором написано «Дружная семья».
— На своих сердечках напишите названия человеческих отношений, необходимых для крепкой и дружной семьи.
Слайд 18
В истории России были такие семьи и вот про одну из них я бы хотела вам рассказать. Это семья последнего Императора Николая Второго. Она стремилась к идеальным отношениям друг с другом. Они воспитали 4-х дочерей и сына. Научили их любить семью и свою Родину. Жили, опираясь на заповеди божьи.
Слайд 19
— Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей?
— Как вы ее понимаете?
— Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая, крепкая и дружная.
Физкультминутка
Рассказ учителя.
Слайд 20
Ещё в древние времена китайский мудрец Конфуций говорил: «Семья – это маленькое государство, и держится оно на любви».
Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, совершали одно из важнейших таинств православной церкви.
– Как называется это таинство?
Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза.
— Давайте посмотрим, что об этом таинстве говорится в учебнике.
VI. Первичное закрепление.
Слайд 21 — Что такое венчание?
— Почему заключение брака в церкви называется «венчание»?
В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов.
— Что означает венец над молодоженами?
— Почему венец имеет форму кольца?
— Жить в семье – это великий труд, ведь надо быть внимательными и тактичными по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга.
Слайд 22
— Понятны ли вам слова «тактичность» и «бремя»?
— Найдите определения в учебнике.
— Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? — Что показалось удивительным?
Работа с пословицами
Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас пословицы и поговорки. Давайте обратимся к пословицам, посвящённым дому и семье. – Соотнесите начало пословиц с продолжением и объясните их смысл.
1 группа Слайд 23 Вся семья вместе, так и душа на месте. Человек без семьи, что дерево без плодов. В хорошей семье хорошие дети растут.
2 группа Слайд 24 Дитя хоть криво, да отцу-матери мило. В гостях хорошо, а дома лучше. Семья — печка: как холодно все к ней собираются.
3 группа Слайд 25 В семье согласно, так идет и дело прекрасно. В своём доме и стены помогают. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
-
Домашнее задание.
Слайд 26-27
Во все времена тема семьи была актуальна для всех народов. К ней обращались писатели, художники, музыканты.
1 группа – «Художники» — нарисовать эмблему своей семьи и обосновать.
2 группа – «Писатели» — Придумать и записать несколько заповедей семьи.
3 группа – «Поэты» — Составить синквейн со словом семья.
-
Рефлексия и оценка деятельности.
Слайд 28
— Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье?
— Какие Святые особенно почитаются в этот день?
Праздник «День семьи, любви и верности» в честь Святых Петра и Февронии. Петр — это князь, который правил в давние времена в городе Муроме, Феврония – его супруга, которая когда-то исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны и даже умерли в один день.
Слайд 29
— Когда отмечается этот праздник?
— Кто знает какой цветок является символом этого праздника?
— Давайте мы с Вами составим букет из ромашек.
Если Вам урок понравился, было интересно, все у Вас получилось – ромашка с желтой серединкой.
Если испытывали трудности, было скучно, неинтересно – ромашка с красной серединкой.
-
Итог урока. — Что же такое христианская семья? В чем ее особенность? — Закончи предложение «Сегодня я задумался о том, что…» — Мне хочется закончить урок словами.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга
Обижать не давайте
Берегите друг друга
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте.
Слайд 30 Любви, добра и мира желаю вам и вашим семьям, свято храните честь своей семьи!