Автор: Саликова Ирина Ильгисовна
Соавтор: Пустынникова Мария Сергеевна
ГБОУ Гимназия №491 г.Москвы
Учитель начальных классов
Викторина по литературному чтению 4 класс
Тема: «Чудесный мир классики»
Цели: обобщить знания; развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде.
Ход урока
-
Вступительное слово учителя сл.1
— Сегодня у нас викторина по чтению, которая будет посвящена «Чудесному миру классики». Вспомним поэтов, писателей-классиков и их произведения.
-У нас 7 команд. Каждая команда имеет своё название. Прошу капитанов представить свою команду.
-
Конкурс «Поэтический» сл.2,3,4
— Возьмите конверт под номером №1. Задание: по строчкам стихотворений вспомнить автора и название.
Задание №1
1.«…Выбьются косы, растреплется шубка-
Снег отряхает, смеётся, голубка!»
2.« …Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…»
3. «…Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!..»
(Н.А.Некрасов «В зимние сумерки…» из поэмы «Саша»; А.С.Пушкин «Люблю тебя, Петра творенье…» из поэмы «Медный всадник»; М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»)
3. Конкурс «Музыкальный» сл.5
— Прослушайте романс, назовите автора строк. (С.Есенин)
4. Конкурс «Здравствуй, басня!» сл.6,7
— Вы знаете, что у басни есть мораль. Задание: по морали басни, вспомнить её название.
Задание №2
-
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
-
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
-
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
-
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
(«Ворона и лисица», « Мартышка и очки», « Лебедь, щука и рак», «Свинья под дубом»)
— Кто автор? (И.А.Крылов)
5. Конкурс «Сказочный» сл.8,9,10,11
—В этом конкурсе вам нужно собрать строчки из сказки и вспомнить её название. У каждой команды своё задание.
1. Была,впрямь, правду,уж, молодица,и,молвить,царица
2. Дворяне,взашеи,бояре,подбежали,
старика,и,затолкали
3. Смело,дело,и,обиды,то,соседям, наносил
4. Находит,у,опять,морю,бесёнка,к,он,моря,приходит
5. Я,одну,эту,теперь,сказку,я,помню,поведаю,свету
6. Во,вышел,все,царь-отец,в,дворец, пустились,сени
7. Идёт,по,туча,морю,небу,по,бочка, плывёт
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,
«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о царе Салтане…»)
-
Конкурс «Кроссворд» сл.12
— Вам нужно за 5 минут разгадать кроссворд.
7. Конкурс «Вопрос-ответ» сл.13
— Определить значение слова проза.
— Какие жанры пишутся только в прозе? (рассказ, сказка, биография, басня)
8. Конкурс «Узнай произведение» сл.14
— Узнай произведение по опорным словам:
Странствия , Тифлиз, Сааз (Лермонтов «Ашик- Кериб»)
Бизоны, мустанги, «Монтигомо Ястребиный Коготь» (Чехов «Мальчики»)
9. Конкурс эрудитов сл.15,16,17
— Нашу викторину мы закончим проверкой вашей эрудиции. Я буду называть фамилию писателя, а вы- его имя и отчество.
-
Ершов (Пётр Николаевич)
-
Пушкин ( Александр Сергеевич)
-
Лермонтов (Михаил Юрьевич)
-
Чехов (Антон Павлович)
-
Некрасов (Николай Алексеевич)
10. Подведение итогов викторины
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: сл.18
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков)