Внеклассное мероприятие среди учащихся 3-4 классов по теме:
«Игровая викторина по басням И.А. Крылова «В каждой басне есть намек, добрым молодцам урок!»».
Цель: Познакомить детей с творчеством И.А. Крылова, продолжать формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. Развивать память, внимание, воспитывать интерес к чтению.
1 ведущий: Ребята! Вы все, конечно, читали басни Ивана Андреевича Крылова. А знаете ли вы, что родился он в Москве, а детские годы его прошли на Урале и в Твери. Из – за тяжелого материального положения И. А. Крылов вынужден был работать с 14 лет. Он написал около 200 басен. Кто из вас может мне их назвать? («Ворона и лисица», «Квартет», «Кот и повар», «Лебедь, Рак и Щука», «Лиса и виноград» и т.д.)
2 ведущий: А кто из вас может сказать, что такое басня, чем она отличается от стихотворения? ( Басня, как правило, носит нравоучительный характер. В баснях обычно действующими лицами выступают животные, растения, вещи. В начале или конце басни обязательна мораль.)
1 ведущий: Вы все знаете, что благодаря яркости, образности литературного языка многие фразы из произведений Ивана Андреевича Крылова стали крылатыми, узнаваемыми, употребляемыми в повседневной речи. Назовите крылатые выражения из басен Крылова? («А Васька слушает, да ест», «Слона — то я и не приметил!», «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» и т.д.)
2 ведущий: А сейчас начинаем конкурс на лучшего знатока басен Крылова. Попробуйте продолжить отрывок из басни:
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг…(сырный дух Лису остановил).
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
Сказал…(и в темный лес Ягненка уволок).
Мартышка тут с досады и печали
О камень…( так хватила их.
Что только брызги засверкали).
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза…(уж не поет).
Отколе ни возьмись, на встречу Моська им.
Увидевши слона…( ну на него метаться).
Однажды Лебедь, Рак и Щука…
(Везти с поклажей воз взялись…)
1 ведущий: А теперь я предлагаю желающим инсценировать фрагмент любой басни Крылова.
(Группа ребят инсценирует фрагмент басни И. А. Крылова)
2 ведущий: А теперь приглашаю всех поиграть в веселую игру – эстафету «Змея».
Змея не имеет ног, она не может ходить или бегать. Змея грациозно, бесшумно и очень быстро ползает. Она изгибается при этом всем телом, плавно огибает все препятствия на своем пути.
Для этой эстафеты потребуется несколько (5 — 6) стульев или заменяющих их предметов. Их надо установить на линии движения. Команда выстраивается в колонну друг за другом, все кладут руки на плечи впереди стоящим и дружно приседают на корточки. Задача команды – преодолеть расстояние до поворотной отметки и обратно, огибая при этом все препятствия и не задевая их. Важно не расцепиться во время пути и не встать в полный рост – иначе получится «разорванная змея».
1 ведущий: Следующий наш конкурс называется «Объясни выражение». Будьте внимательными и активными! В баснях Крылова много крылатых фраз. Объясните их толкование:
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
«Свинья под дубом»
2 ведущий:
У сильного всегда бессильный виноват.
«Волк и Ягненок»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
«Лебедь, Рак и Щука»
1 ведущий: В баснях чаще всего высмеиваются человеческие недостатки, но это сделано необидно для каждого человека, а от имени животных, птиц и насекомых. Поэтому в любом народе так популярны народные басни и былины, а в нашей стране – басни И. А. Крылова.
2 ведущий: А сейчас подводим итоги и самых активных участников будем награждать по номинациям:
— Победителю в номинации «Крылатые выражения» вручается медаль.
— Победителю в номинации «Лучший знаток басен И. А. Крылова» вручается медаль.
— Победителю в номинации «Лучшее инсценирование фрагмента басни» вручается медаль.
— Победителю в номинации «Толкование крылатых фраз» вручается медаль.
— «Самому активному участнику» викторины дарим книги (3 чел.)
— Всех участников этого праздника угощаем сладостями (конфетами).