1 сентября.
День Знаний.
Тема: Семь Я. Семейные традиции.
Цели: 1.Воспитание любви и уважения к близким: папе, маме, бабушке,
дедушке.
2.Убедить в необходимости изучать историю своей семьи, пробудить
интерес к своим предкам.
3.Развивать речь и мышление детей.
Учитель: Быстро лето прошло, пролетело.
Сколько было весёлых забот,
А теперь надо браться за дело,
Вот уж осень стоит у ворот,
С нею будут заботы иные,
Ветки в золоте радуют глаз,
И по всей необъятной России
Дети снова идут в школьный класс.
— Сегодня мы снова собрались все вместе в нашем уютном классе. Я поздравляю Вас с началом Нового учебного года. (учитель представляет новеньких учеников)
— По загадкам прошу отгадать тему Дня Знаний.
-
Кто ставит на пятку заплатку?
Кто гладит и чинит бельё?
Чьи волосы снега белее?
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею?
О ком я читаю стихи? (бабушка)
-
С кем же я ходил на пруд
Там у нас рыбалка,
Только рыбы не клюют,
Что, конечно, жалко!
Дня четыре или пять
Не приносим рыбы…
Скажет бабушка опять:
« И на том спасибо!» (дедушка)
-
Много их на белом свете,
Всей душой их любят дети,
Только, у каждого, она одна,
Всех дороже Вам она
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
-
Он всё может, всё умеет,
Всех храбрее и сильнее
Штанга для него, как вата
Ну, конечно, это- папа.
5. Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его всё
равно любят.(ребёнок)
-Тема урока Знаний «Семь Я».
-Что такое семья?
Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе. Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка…Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.
-Почему слово семья я написала раздельно?
2008год объявлен годом семьи. Государство озабочено тем, что в последнее время в семьях воспитывается по 1-2 ребёнка, это означает, что смертность в нашей стране выше, чем рождаемость. Нужно увеличить рождаемость, чтобы в каждой семье воспитывалось по 3-4 и больше детей.
Семья в которой 3 и больше детей считается многодетной. В нашем классе
многодетных семей 3: Сунчаляевы (5 детей), Дмитриевы ( 3д.), Перепёлкины ( 3д.). Этим семьям государство оказывает социальную помощь: бесплатное питание в столовой, проездные билеты на транспорт,
к 1сентября в управлении социальной защиты им выдают по 1000руб. на каждого ребёнка, они меньше платят квартплату, их обеспечивают бесплатными путёвками, иногда за границу. Хорошо когда семья большая,
однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья. А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.
Сценка « Какой хороший вечер» (Золтана Зелка).
— Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет.
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню.
Глаза мои закрылись
Раскрыть бы их пошире.
Глядеть бы удивлённо.
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез. Лишь мама
Посередине мира
И я, уже уснувший
У мамы на коленях.
— Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему?
— Выберите слова, которые живут в такой семье?
На доске слова: уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда.
Согласие- мир, порядок.
Здоровье, здоровая семья- это нормальное состояние организма, движение, закаливание.
-Какая должна быть семья, чтобы всем кто живёт в ней, хотелось быть дома, идти в родной дом?
Благополучная семья – это семья в которой царят взаимопонимание, взаимоуважение, любовь, доверие.
-А всегда ли так хорошо бывает дома? ( нет)
-Давайте посмотрим возникают ли у вас дома проблемы. И сделаем это так: у меня на столе лежат фигурки красного и синего цвета ( треугольники).
— А теперь, если у вас в семье с родителями или с братьями, сёстрами проблем нет, то возьмите синий треугольник, если возникают проблемы- красный.
(Выполнив работу, дети помещают треугольники на доску).
—Посмотрите, какая разноцветная картинка у нас получилась.
— Значит, в семье у вас есть проблемы. Какие? (Ребята говорят проблемы)
Учитель предлагает ученикам рассмотреть некоторые ситуации, которые могут произойти у них в семье.
А теперь, допишите на доске пословицы:
1.Где любовь да совет, там и горя…( нет)
2. Где мир и лад, не нужен и…( клад )
3.Лучший клад, когда в семье…( лад)
-Семья- это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь пойдёт об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.
В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест.
« Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» -удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец.
Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать одно и то же слово- «понимание», — пока не написал его сто раз.
«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!»- обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.
— А теперь я предлагаю составить рассказ по неоконченным предложениям. Основой вашего рассказа станет синквейн.(учитель записывает понятие на доске).дети
Синквейн- это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором дчеловек высказывает своё отношение к чему-то или кому-то.
Эти пять строк сочиняют по определённым правилам, в строгом порядке.
Давайте познакомимся с тем, как это делается.
Учитель открывает запись на доске.
Порядок написания синквейна.
Первая строка- одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка- два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение к кому-то или чему-то.
Пятая строка- одно слово, обычно существительное, человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
— Давайте разберём образец синквейна построчно на доске. Пусть первой строчкой в вашем стихотворении станет слово дом.
-
Дом
-
Надёжный, любимый.
-
Охраняет, оберегает, защищает.
-
Он нужен каждому.
-
Любовь.
-
Дом.
-
Красивый, надёжный.
-
Защищает, обогревает, любит.
-
В доме уютно.
-
Это главное.
А теперь, вы составьте синквейн со словом семья (дети пишут на листочках, потом зачитывают).
Каждая семья создаёт свои традиции, и они передаются из поколения в поколение. Молодая семья строится не на пустом месте, она имеет за плечами опыт родительских семей, семей своих близких. В одних семьях традицией является встреча Нового года, Рождества, Дня Победы. В этот день соберётся вся семья, приготовят любимые кушанья. Другие семьи своей семейной традицией считают посещение мемориала погибшим в годы ВОв на Соколовой горе, посещение на Пасху церкви и кладбища. В- третьих семьях имеется какая-то фамильная драгоценность, которую передают от одного члена семьи к другому, н-р, кольцо. А в фильме «с лёгким паром» традицией главного героя было посещение на Новый Год бани.
-А какие традиции в ваших семьях ?
В знатных семьях традицией было не просто сохранить память о предках, а составляли особый документ- генеалогическое древо, глядя на которое сразу можно понять, насколько древен и знатен род. (учитель показывает на доске пример составления генеалогического древа)
— Дома вы составите своё генеалогическое древо, начиная с прабабушки.
-Что нового вы узнали на уроке Знаний?
— А сейчас я предлагаю вам тест « Незаконченное предложение».
-
Семья- это… _______________________________________________
-
Мои родители-это…________________________________________
-
Радость в моей семье- это…__________________________________
-
Горе моей семьи- это…______________________________________
-
Вдали от родного дома я буду вспоминать…____________________
-
Из традиций моей семьи мне нравиться…_______________________
-
Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…________________
___________________________________________________________
8. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей- это…
__________________________________________________________
9. Больше всего мои родители боятся, что…_______________________
(Результат статистического исследования по итогам вышеприведённого
теста будет представлен родителям на родит. собрании)
Фамилия _______________ Имя______________ Класс_________
Тест « Незаконченное предложение».
1. Семья- это… _______________________________________________
2. Мои родители-это…________________________________________
-
Радость в моей семье- это…__________________________________
-
Горе моей семьи- это…______________________________________
-
Вдали от родного дома я буду вспоминать…____________________
___________________________________________________________
-
Из традиций моей семьи мне нравиться…_______________________
-
Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…________________
___________________________________________________________
8. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей- это…
__________________________________________________________
9. Больше всего мои родители боятся, что…_______________________
__________________________________________________________
Фамилия _______________ Имя______________ Класс_________
Тест « Незаконченное предложение».
1. Семья- это… _______________________________________________
2. Мои родители-это…________________________________________
-
Радость в моей семье- это…__________________________________
-
Горе моей семьи- это…______________________________________
-
Вдали от родного дома я буду вспоминать…____________________
___________________________________________________________
-
Из традиций моей семьи мне нравиться…_______________________
-
Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…________________
___________________________________________________________
8. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей- это…
__________________________________________________________
9. Больше всего мои родители боятся, что…_______________________
__________________________________________________________