Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл
Конспект урока по математике в 3 классе
«Круг. Окружность»
подготовила
учитель начальных классов
Тямушкина Нина Валентиновна
г. Козьмодемьянск
2014 г.
Тема: Круг. Окружность.
Цель: — познакомить детей с новыми понятиями – окружность, радиус, учить применять для построения окружности циркуль.
— совершенствовать умение решение задачи.
— закреплять знание таблиц умножения и деления.
— развивать вычислительные навыки, интерес к математике, активность и внимание учащихся.
— развивать внимание, логическое мышление.
Ход урока.
-
Организация класса.
-
Сообщение темы и цели урока.
— Ребята, сегодня на уроке у нас будет новая тема, вы познакомитесь с понятиями, о которых мы еще разу не говорили и я надеюсь, что вы мне поможете дать новые определения.
Так же мы будем решать задачи и примеры.
А сейчас пока я вам хочу помочь, чтобы вы все были очень внимательны, чтобы хорошо поняли новую тему. Потренируем свое внимание и память.
3. Упражнение на внимание. (На доске запись)
4 8 12
16 20 24
(Дети смотрят несколько секунд, затем запись закрывается.)
— Сколько рядов чисел?
— Какие числа записаны в верхнем ряду? – А в нижнем?
(Проверяем)
— Какая закономерность прослеживается в записи этих чисел?
(Числа увеличиваются на 4)
— А какое из этих чисел можно назвать «лишним» и почему? (20)
4. Зарядку для ума сделали, продолжаем работать дальше.
Записываем в тетрадях число, классная работа
У доски два ученика.
1-ый ученик решает задачу: С клумбы срезали 72 гвоздики. Из них сделали 6 букетов по 9 гвоздик в каждом букете. Сколько гвоздик осталось?
2-ой ученик: 5м 4дм = …дм
8дм 7см = …см
9 см = …мм
6 дм = …см
С классом математический диктант
— Какое число надо разделить на 7, чтобы получилось 4?
— Первые множитель 9, второй неизвестен, произведение 54. Чему равен второй множитель?
— Какое число в 5 раз меньше 20?
— На какое число надо разделить 42, чтобы получилось 6?
— Какое число составляет ¼ числа 12?
(Проверка)
28, 6, 4, 7, 3.
Задача (устно).
— Сколько районов в нашей республике? (14)
— А если взять половину всех районов, сколько это будет? (7)
— А как еще можно назвать половину, выражаясь математическим языком? (½)
Докажите, что ½ — это 7. (14:2=7)
— Сколько городов в нашей республике? (4)
— Составьте задачу о городах и районах нашей республики, чтобы она решалась так: 14-4
5. Физкультминутка.
6. Новая тема.
— А какие озера расположены в нашей республике? (Светлое, Карась, Щучье, Глухое, Круглое, Яльчик).
— Название некоторых озер вы сможете объяснить сами, например, Щучье и Карась.
— А где еще в жизни можно встретить предметы круглой формы (колесо, циферблат часов, и т.д.)
— У меня в руках какая фигура? (круг)
— У вас на партах тоже лежат круги. Граница любого круга – это окружность. (показываю)
— Значит, граница колеса, граница циферблата – это окружность.
— Круг и окружность это и есть тема нашего урока. (На доску вывешиваю карточки с названием темы).
— Возьмите свои круги и покажите на них окружность.
— Окружность можно начертить с помощью прибора циркуля. (Черчу окружность).
— Что я начертила? (окружность)
— Поставлю точку и назову ее точка О.
— Где находится точка О? (В центре окружности, круга)
— Значит точка О – это центр окружности.
— Я ставлю точку на окружности, точку М. Столько точек можно поставит на окружности? (Много)
— А сейчас я соединю центр окружности с точкой М отрезком. Это радиус окружности.
— Так помогите же мне сделать определение, что такое радиус. (Это отрезок, который соединяет центр окружности с какой-нибудь ее точкой).
— Раз вы сказали, что на окружности можно поставить много точек, значит к каждой из них можно провести радиус. (Провожу)
— Что можно сказать об этих радиусах. (Они равны)
— Вот это второе определение: радиусы одной окружности или круга равны.
7. Практическая работа.
— Возьмите циркули и линейки. Отметьте с помощью линейки 4 см и начертите окружность на альбомном листе.
— Отметьте точкой центр окружность и поставьте точку на окружности. Соедините эти точки отрезком.
— Как называется этот отрезок (Радиус).
Вывод:
— Покажите на доске окружность, круг, радиус.
Физкультминутка.
8. Работа по учебнику. -3 – с. 83
(Разбор задачи)
-
30:6=5(кг) семян нужно, чтобы получить 1 кг масла.
-
25:5=5(кг) масла можно получить из 25 кг семян.
9. Если останется время.
— В некоторых сказках встречается избушка на курьих ножках, которая может поворачивается.
— Как можно повернуть избушку в другую сторону, переложив только 2 спички.
— Какая фигура получилась? (Квадрат)
Длина палочки 4 см. Чему равен периметр этого квадрата? (4*4=16 см)
10. Итог урока.
— С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились? (Круг, окружность, радиус).
Оценки за урок.
11. Д/З -4-, -5- с.83.
Список использованной литературы
1. Программы и учебники математики начальной школы, методические пособия для учителя, дидактические материалы для учащихся.
2. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах/ Под ред.М.И. Моро, А.М. Пышкало.- М.,1987.
3. Журналы «Начальная школа» и др.
4. Пышкало А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах.- М., 1993.