Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 города Когалыма»
ХМАО-Югра Тюменской области
Внеклассное занятие по формированию толерантности
2-3 класс
Тема:
«Совершите чудо, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.»
Подготовила:
Скидина Оксана Александровна,
первая квалификационная категория,
учитель начальных классов.
2014 год
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. (слайд 2)
Задачи:
• формировать у детей понятие о толерантности;
• воспитывать чувство уважения друг к другу;
• способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.
Оборудование: компьютер, презентация, картинки, дерево толерантности, цветок со слогами, конверты с фразами, листья с правилами толерантности.
Ход занятия:
1. Звучит песня из кинофильма сл. М.Пляцковского муз. Е.Птичкина (слайд 3)
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити-параллели из лесов и рек.
Совершите чудо, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Совершите чудо, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
Мы не зря мечтали о волшебном чуде,
Пусть планету кружит всемогущий век.
Совершите чудо, руку протяните,
Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.
Совершите чудо, руку протяните,
Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.
2. Вступительная беседа.
— О каком чуде говорится в песне?
— Разве можно это назвать чудом?
— Что по вашему мнению такое дружба?
Ученик читает стих «ПРО ДРУЖБУ» Юрий Энтин
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
— В песне прозвучали такие слова: «Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.» Как это понимаете вы?
— Посмотрите на цветок- на лепестках написаны слоги — нам надо поставить их так, чтобы получилось слово. Для этого мы должны выполнить 4 задания, а чему они нас научат,
вы скажите в конце занятия. (слайд 4)
3. Игровые ситуации.
1 задание: «Звали, зовут, будут звать…» (слайд 5)
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Ксюшенька, сейчас в школе меня зовут Ксения,, а когда я вырасту, меня будут звать Ксения Юрьевна». Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Когда дети все высказались учитель перемещает 1 лепесток на своё место.
2 задание: «Комплименты…» (слайд 6)
В песне прозвучали слова – «Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.»
Давайте попробуем развеселить « хмурого» человека… Вы будете говорить комплименты – так, чтобы одноклассники, которым вы это говорите, улыбнулись и развеселились. (Ребёнок, который говорит комплименты, должен развеселить сразу 2-3 одноклассника. Один ребенок рассмеялся после 1 комплимента, другой после 4 комплимента. Тем самым учитель подводит детей к тому, что каждый из нас индивидуален, но каждый любит, чтобы к нему относились с уважением и добротой ).
Учитель перемещает 2 лепесток.
3 задание: «Закончи фразу». (слайд 7)
Разделитесь на группы по цвету бейджиков. Назначьте капитана группы. Капитаны выбирают конверт в которых написаны фразы, к которым надо подобрать подходящее слово.
-
Поставь себя на место… людей, другого, человека.
-
Воспринимайте окружающих людей такими, …как все…какие они должны быть.
-
Ключ к окружающим меня людям лежит… во мне самом, в доброте.
-
Терпимость хороша, если она распространяется… на меня, на всех.
Учитель перемещает 3 лепесток.
4 задание: «Волшебная рука» (слайд 8)
Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе. ( Рисунки можно вывесить на доску.)
Люди различны, различна их культура. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
Учитель перемещает 4 лепесток.
— Прочитайте слово, которое получилось? (слайд 9)
4. Понятие толерантности.
— Кто слышал это слово раньше и может объяснить что оно обозначает? (слайд 10)
«Признание + Принятие + Понимание = Толерантность» (А.Г. Асмолов )
«Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей» (А. Г. Асмолов )
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.
Мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение.
16 ноября международный день толерантности. Как вы думаете, зачем он? Что может измениться.
5. «Проблемные ситуации». Работа к микрогруппах. (слайд 11)
А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?
Ситуации.
-
В классе учится мальчик маленького роста. Его постоянно дразнят и толкают. Что бы ты сказал ребятам в этой ситуации.
-
Твой друг-одноклассник спрятал твой телефон на переменке и не признаётся в этом. Твои действия…
-
В класс перевели ученика, который остался на второй год. За неделю он не ответил ни на один вопрос. Все его сторонятся, называют его ненормальным… Как поступишь ты…
-
Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
-
На уроке физкультуры проводили Веселые старты и твоя команда проиграла. Игроки стали обвинять девочку, которая не может быстро бегать. Что ты будешь делать в этой ситуации…
-
Мальчишки из твоего класса дразнят девочек и дергают их за косички. Школьницы громко кричат и убегают от них. Одна девочка запнулась и упала. Все стали над ней смеяться. Твои действия…
-
Рефлексия.
— Чему вы научились и что узнали, выполняя задания?
РАБОТА В ПАРАХ: (слайд 12)
— Перед вами дерево, но оно без листьев, на парте лежат листочки с правилами, какие правила подходят для толерантных людей на ваш взгляд.
-
Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.
-
Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки
– Удалось ли вам узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?
Занятие подошло к концу! Помните!!! (слайд 13)
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от света.
Доброта- не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Совершите чудо, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек…
Список используемых источников.
-
Пособие по воспитанию толерантности учащихся //Толерантность — дорога к миру. М.: Бонфи,
2001г.
-
http://www.unesco.ru Толерантность, международная программа ЮНЕСКО
-
Региональный центр Интернет-образования, занятия по толерантности для старшеклассников.
-
http://ypk.yspu.org/tolerance/3.htm Как воспитать толерантность.
-
http://www.baby.ru/blogs/post/15235223/ — рисунок рука.
-
http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=631445270-70-72&n=21 – рисунок Земля.
-
http://mamasecrets.ru/trafaret/ — рисунок листья.
-
http://ru.ans4.com/user/12/tag/10756/page7/ -рисунок дерево.