Классный час на тему «Жил на свете Витамин» для 2-4 классов

Шевыркова Лариса Николаевна

ГБОУ СОШ №253 г. Санкт- Петербурга

Учитель начальных классов

Цель: формировать потреб­ность в здоровом образе жизни.

Задачи: актуализировать зна­ния о принципах здорового образа жизни, о вредных привычках, их па­губном воздействии на организм человека; развивать коммуникатив­ные умения, ответственность за ра­боту в команде; прививать желание вести здоровый образ жизни и про­пагандировать его среди детей.

Форма проведения: коллек­тивное творческое дело с элемента­ми игры, работа в группах.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя

Ребята! Вы уже много узнали о здоровом образе жизни, многому научились. И мне кажется, что на­копленными знаниями вы могли бы поделиться с теми, кто еще мало знает о вредных привычках и их пагубном влиянии на здоровье человека. Я говорю про первоклас­сников и малышей из детских садов. А чтобы им эти знания были доступны и интересны, предлагаю придумать сказку. Сказку о вредных привычках. Корреспондентский центр ее отредактирует, центр компьютерных технологий оформит и распечатает, а культурный центр придумает оригинальный способ вручить подарок малышам. Согласны? Сначала проведем под­готовительную работу: поставим цель, дадим характеристику героям, определим сюжетную линию сказки.

Постановка цели, работа над содержательной стороной сказки

Анализируется выражение «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Уточня­ется значение слов: сказка — повествование о вымышленных ли­цах и событиях с участием волшеб­ных фантастических сил; ложь — искажение действительности, не­правда, обман; намек — слова, жест, поступок, предполагающие понимание по догадке. Выясня­ется, какой намек должна сделать сказка, которую дети придумают, какую идею она донесет. (Расска­жет о вредных привычках и их па­губном влиянии на здоровье чело­века; убедит в необходимости вес­ти здоровый образ жизни.) Чтобы классифицировать понятия, отно­сящиеся к здоровому образу жизни или противоречащие ему, ребята в группах решают анаграммы (обра­зуют слова путем перестановки букв или слогов):

  • гоалликозм — алкоголизм

  • тиянязатомспор — занятия спортом

  • никуере — курение

  • ваканизалие — закаливание

  • ямаконинар — наркомания

  • цираоноенапьтапиние — рацио­нальное питание

Составляются схемы:

  • закаливание, рациональное пи­тание, занятия спортом здо­ровый образ жизни;

  • алкоголизм, курение, наркома­ния вредные для здоровья привычки.

Составление характеристики главного героя сказки (разга­дывание головоломки)

Коллективно обсуждается ответ на вопрос: каким должен быть глав­ный герой сказки? (Он должен не только бороться с вредными при­вычками, но прежде всего сам вести здоровый образ жизни, своими по­ступками, своими словами подавать положительный пример.) Черты ха­рактера, присущие такому герою, зашифрованы в кроссворде, кото­рый ребята разгадывают в группах.

0

ь

т

е

ц

ь

с

е

3

е

0

м

к

ь

  1. Готовность помочь человеку в трудной ситуации. (Отзывчивость)

  2. Любовь к различного рода за­нятиям.(Трудолюбие)

  3. Постановка ясной и опреде­ленной цели, стремление к ее ре­ализации. (Целеустремленность)

  4. Способность владеть собой, выдержка и хладнокровие. (Само­обладание)

  5. Способность здраво, толково рассуждать. (Здравомыслие)

  6. Бодрое и жизнерадостное ми­роощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, ве­рит в светлое будущее, в успех. (Оптимизм)

  7. Умение легко общаться с людьми. (Коммуникабельность)

Учитель обобщает итоги работы:

— Человек, ведущий здоровый образ жизни, отзывчив, трудолюбив, коммуникабелен, целеустремлен, оптимистично смотрит на мир, уме­ет владеть собой, всегда здраво мыслит. Прекрасный пример для подражания! Его имя можно про­честь в выделенной строке крос­сворда по вертикали — Витамин.

Выбор зрительного образа главного героя

А сейчас давайте подумаем, как должен выглядеть главный герой нашей сказки. Из предложенных смайликов выберите тот, который, по вашему мнению, более всего похож на Витамина, и объясните свой выбор.

Выбранный смайлик учащиеся дополняют отдельными деталями. Полученный сказочный образ может предстать в виде доктора Витамина, спортсмена и т, д.

Начало сказки — завязка (дается учителем)

Учитель предлагает детям послушать начало сказки:

“В одном сказочном царстве жил Витамин. Он был добрым и веселым. Любое дело у него спорилось. А все потому, что Витамин вел здоровый образ жизни: рано вста­вал, делал зарядку, правильно питался, занимался спортом. Слух о нем разнесся по всему царству и дошел до Магистра магии. Пригла­сил главный волшебник Витамина в гости и узнал о его заветной мечте — избавить жителей царства от вредных привычек. По душе пришлись Магистру слова Витами­на. И подарил он ему золотую шка­тулку с волшебными пилюлями, ко­торые навсегда избавляли человека от вредных привычек. Поблаго­дарил Витамин Магистра магии, взял золотую шкатулку и принялся за работу.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… Многим жите­лям хотелось стать такими, как Ви­тамин: здоровыми, красивыми, сильными. Они стали делать заряд­ку, заниматься спортом. Тому, кто не мог справиться сам, помогали пилю­ли. А вот Кошей Бессмертный, Водя­ной и Леший не хотели расставаться со своими вредными привычками, не хотели заниматься спортом, рано вставать. И стали они прятаться от Витамина. И тогда он решил прибег­нуть к хитрости: взял золотую шка­тулку с волшебными пилюлями и от­правился в путь-дорогу…»

Физкультминутка

— Дальше сказку будете писать вы, — говорит учитель — а для этого надо войти в образ Витамина и от­правиться вместе с ним в поход:

  • наденем шерстяные носки (на­клон вперед);

  • обуемся (наклон вперед);

  • завяжем шнурки (наклон впе­ред);

  • достанем с верхней полки гар­дероба бейсболку (стали на нос­ки, руки вверх, потянулись);

  • проверим, хорошо ли сидит обувь (прыжки, ходьба).

Основной этап – сочинение сказки по эпизодам (в группах)

Первая группа описывает встречу и разговор Витамина с Кощеем Бессмертным, другая – с Водяным, третья – с Лешим. Ребятам раздают листы бумаги с заготовками, на которых они описывают заданные эпизоды, используя предложенные учителем тексты (см. приложение). Рассказы-сочинения детей могут быть примерно такими:

    1. Первым на пути Витамину по­встречался Кощей, в руках у него была неизменная сигарета.

  • Здравствуй, Кощей.

  • Здравствуй, Витамин. Опять несешь свои пилюли? А я здоров, мне они не нужны.

  • Неправда. У тебя все призна­ки курильщика присутствуют… (Де­ти, используя приложение, перечис­ляют признаки курильщика.)

  • Все-то ты знаешь, Витамин. Может, знаешь, сколько я проживу?

  • Если не бросишь курить, то немного. Ты можешь заболеть… (Ребята перечисляют болезни, ко­торыми чаще всего страдают ку­рильщики.)

  • Моя жизнь, что хочу, то и де­лаю, — заносчиво ответил Кощей.

И вот тут Витамин пошел на хит­рость:

  • А маленькие читатели требу­ют изгнать тебя из сказок, потому что ты подаешь им плохой пример.

  • Изгнать? — не на шутку испу­гался Кощей, так как очень любил сказки. — А это окончательное ре­шение?

  • Нет. У тебя есть время… до сегодняшнего вечера. Думай…

    1. Теперь Витамину предстояла встреча с Водяным, который сидел в болоте и потягивал из банки пиво.

  • Здравствуй, Водяной.

  • Здравствуй, Витамин, — ска­зал Водяной, пряча банку с пи­вом. — Опять несешь свои пилюли? А я уже не пью.

  • Врешь, Водяной. У тебя… (Учащиеся перечисляют внешние признаки алкоголика.)

Водяной выслушал Витамина, а потом сказал язвительно:

  • Все-то ты знаешь. И сколько лет я проживу, знаешь?

Если не бросишь пить, то не­долго. Ты можешь заболеть, — отве­тил Витамин…(Дети перечисляют болезни, причиной которых может быть алкоголизм.)

  • Моя жизнь, что хочу, то и де­лаю — заносчиво ответил Водяной.

И тут Витамин воспользовался проверенным способом — хит­ростью:

  • А вот маленькие читатели тре­буют изгнать тебя из сказок, потому что ты подаешь им плохой пример.

  • Изгнать?— испугался Водя­ной, ведь он, как и Кощей, любил сказки. — А это окончательное ре­шение?

  • Нет. У тебя есть время… до сегодняшнего вечера. Думай…

3. Теперь Витамину предстояла встреча с Лешим. Леший сидел у костра и готовил отвар из маковой соломки.

  • Здравствуй, Леший.

  • Здравствуй, Витамин. Опять несешь свои пилюли? Я в них не нуждаюсь.

  • По тебе видно, что нуждаешь­ся. У тебя… (Дети перечисляют внешние признаки наркомана.)

Леший сказал язвительно:

  • Может, откроешь страшную тайну — сколько лет мне осталось жить?

  • Совсем чуть-чуть, если не пе­рестанешь употреблять наркотики. Ведь их употребление ведет к… (Пе­речисляются возможные болезни, вызванные наркотиками.)

  • Моя жизнь, что хочу, то и де­лаю, — заносчиво ответил Леший.

И туг Витамин схитрил в третий раз:

  • А вот маленькие читатели тре­буют изгнать тебя из сказок, потому что ты подаешь им плохой пример.

  • Изгнать? — испугался Ле­ший. Он, как и его друзья, любил сказки. — А это окончательное ре­шение?

  • Нет. У тебя есть время… до сегодняшнего вечера. Думай…

Чувствуя, что, наконец, зацепил за живое Кощея, Водяного и Леше­го, Витамин пошел домой.

Эпизоды, написанные ребятами в группах, зачитываются и обсужда­ются. Затем учитель читает оконча­ние сказки:

«По Дороге Витамин думал о сво­ей заветной мечте, о том. что теперь он сможет с благодарностью вернуть золотую шкатулку Магистру магии и главный волшебник подарит ее жите­лям других государств, о том. И вдруг Витамин увидел Кощея Бес­смертного, Водяного и Лешего.

  • Витамин, мы пришли за твоими пилюлями.

  • Мы не хотим расставаться со сказками.

  • Мы – за здоровый образ жизни.

  • Друзья, — воскликнул Витамин, — я очень рад! Чем больше на земле будет здоровых людей, тем больше будет добра, а злу придется потесниться. И, может быть, в конце концов, благодаря здоровому обра­зу жизни мы искореним все зло напланете».

Выясняется, что поможет чело­веку отказаться от вредных привы­чек в реальной жизни. (Сила воли, желание, целеустремленность, друзья, близкие люди.)

Учитель обращает внимание де­тей на то, что у сказки нет названия. Обсуждается, каким оно должно быть.(Таким, чтобы малыши, узнав его, захотели послушать всю сказку. В нем — суть сказки.) Из предложен­ных группами названий выбирается самое удачное.

Учитель благодарит ребят за ра­боту и награждает учащихся медалями.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Табакокурение

Курение — одна из вреднейших привычек человека. У заядлого ку­рильщика хриплый голос, посто­янный кашель, одутловатое лицо, одышка.

От веществ, содержащихся в та­бачном дыму, страдают пищевари­тельный тракт, зубы, слизистая оболочка рта. У курильщиков зубы приобретают желтый цвет, изо рта неприятно пахнет. Никотин, который содержится в табаке, относится к нервным ядам. Он отрицательно влияет на нервную систему челове­ка. У него понижается трудоспособ­ность, начинают дрожать руки, сла­беет память.

Никотин учащает сердцебиение

и сужает кровеносные сосуды, спо­собствуя тем самым развитию сер­дечно-сосудистых заболеваний Он является одной из причин повыше­ния артериального давления и уча­щения сердечных сокращений, По­этому курящие люди часто чувствуют боль в сердце. Инфаркт миокарда у них встречается в 3 раза чаще, чем у некурящих. ‘

Гастритом, язвой желудка курящие страдают чаще, чем некурящие Нередко курение ведет к развитию хронического бронхита, возникно­вению туберкулеза, частичной или полной потере зрения. Статистичес­кие исследования показали, что у курящих людей часто встречаются также раковые опухоли легких, пи­щевода, желудка, горла, почек.

Алкоголизм

«Похититель рассудка» — имен­но так называют алкоголь с давних времен. Потребление алкоголя вы­зывает снижение работоспособности, необратимые повреждения печени, потерю памяти, расстрой­ство психики, бессонницу. Пьющий человек выглядит старше своих лет: его кожа становится дряблой, мор­щинистой, под глазами образуются синяки; у него усталый, раздра­женный вид, трясущиеся руки. Алкоголизм может стать причиной многочисленных заболеваний: ма­локровия, склероза, инсульта, ги­пертонии, инфаркта миокарда, вос­паления желудка и кишечника, язвы пищеварительных органов, гепати­та, цирроза печени.

Наркомания

Наркомания ведет к крайнему истощению организма человека, значительной потере массы тела и заметному упадку физических сил. Кожа становится бледной и сухой, взгляд злым, лицо приобретает зем­листый оттенок, нарушаются равно­весие и координация движений. Че­ловек утрачивает родственные чув­ства, привязанность к людям, жела­ние учиться, работать.

Медицинское обслуживание и лечение наркоманов дорого и мало­эффективно. Среди наркоманов не­редки случаи смерти вследствие пе­редозировки наркотиков.

Главное заболевание наркома­нов — болезнь «грязных шпри­цев»— СПИД. Однако не менее опасны заражение крови и заболе­вания сосудов мозга, сердца и пече­ни, полная деградация личности.

Необходимость постоянного до­бывания наркотиков толкает нарко­манов на путь преступления: кражи, взломы аптек, подделки рецептов, даже убийства.

Список использованной литературы:

1. ОбуховаЛ.А, Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья.-М.:Вако,2004.

2. ЯроваяЛ.Н., О.Е.Жиренко, БарылкинаЛ.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия 4 класс.-М.:Вако,2005.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here