Фёдорова Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов
МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 58»
VIII вида, г.Новокузнецка
Пояснительная записка
Фёдорова Ирина Геннадьевна | |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Учитель начальных классов |
Образовательное учреждение
| МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 58» VIII вида, г.Новокузнецка
|
Название материала
| Внеклассное мероприятие. Сценарий к празднику «Помни правила дорожного движения». |
Класс (возраст)
| 1-4 классы |
Учебный предмет
| Внеклассная работа |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)
| Текстовый документ |
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)
| Компьютер или аудио плеер для воспроизведения музыкального сопровождения. |
Цели, задачи материала
| 1.Создать условия для расширения знаний детей о правилах дорожного движения пешехода в условиях улицы. 2. Повторить и закрепить знания о светофорах и их сигналах, познакомить с видами светофоров. Довести до сознания детей важность сигналов светофора. 3.Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
|
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). | Мероприятие проводится совместно с родителями |
Источники информации |
|
Ход мероприятия
«Помни правила дорожного движения!»
Цель:
1.Создать условия для расширения знаний детей о правилах дорожного движения пешехода в условиях улицы.
2. Повторить и закрепить знания о светофорах и их сигналах, познакомить с видами светофоров. Довести до сознания детей важность сигналов светофора.
3.Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
<Рисунок 1>
Ведущий : Здравствуйте, ребята, учителя, гости.
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень важном – о правилах дорожного движения.
<Рисунок 2>
Наша школа и дома, где вы живете, находятся рядом с большой дорогой. Если мы внимательно прислушаемся, то услышим гул движения множества автомобилей. Они мчатся на большой скорости. Рядом с проезжей частью проложена дорога для пешеходов – тротуар. Чтобы спокойно переходить улицу, надо знать правила дорожного движения/
<Рисунок 3>
Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила движения!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулём водители!
(Ю.Яковлев)
(Выходит Красная шапочка, напевая песенку. Мама укладывает ей пирожки в корзину.)
Мама: Красная шапочка, доченька, я испекла пирожки. Сходи навести бабушку и отнеси ей угощенье. Только будь осторожна, на улице тебя может подстерегать много опасностей. Будь внимательна.
Красная шапочка: Хорошо мамочка. (шёпотом: Какие еще могут быть опасности на улице? Я ведь уже большая и ничего не боюсь.)
<Рисунок 4>
( Красная шапочка берет корзину и отправляется в путь. Улица. Дорога. Едут машины. Тротуар – идут люди.)
Красная шапочка: Что это люди идут по такой узкой дорожке? Пойду-ка я по широкой. (Выходит на проезжую часть. Раздаются сигналы машин. Свист милиционера.)
Милиционер: Кто это нарушает правила дорожного движения? Такая красивая девочка и не знает, где должны ходит пешеходы.
Красная шапочка: А кто такие «пе-ше-хо-ды»?
Милиционер: Ты не знаешь кто такие пешеходы?
Красная шапочка: Нет.
Милиционер: Ребята, скажите, пожалуйста, Красной шапочке, кто такие пешеходы?
<Рисунок 5>
Ведущий: Кто знает, как появилось это слово?
Где они должны ходит? (по тротуару).
А как называется широкая дорога? (проезжая часть)
Для кого нужна проезжая часть?
(проезжают машины с изображениями «троллейбуса», «автобуса», «трамвая»)
Красная шапочка: А это что? Как называется?
Ведущий: Это транспортные средства.
Я сейчас загадаю загадки, а ребята их отгадают, и тогда ты узнаешь, как называются транспортные средства.
Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда.
<Рисунок 6> (Троллейбус)
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
<Рисунок 7> (Автобус)
Бежит, гудит.
В два глаза глядит,
Только красный глазок глянет –
Как вкопанный станет.
<Рисунок 8> (Автомобиль)
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
<Рисунок 9> (Трамвай)
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Как это называется?
<Рисунок 10> (Машина)
Ведущий: Видишь, Красная шапочка, какие ребята молодцы, как легко отгадывают загадки.
— А как вы думаете, ребята, почему тротуар сделан выше проезжей части?
<Рисунок 11>
Тротуар для пешеходов,
Здесь машинам нету хода!
Чуть повыше, чем дорога,
Пешеходные пути,
Чтобы все по тротуару
Без забот могли идти!
— Ребята, почему пешеходы не должны ходит по проезжей части?
— Ну что, Красная шапочка, поняла теперь, кто такие пешеходы и где они должны ходить?
Красная шапочка: Да. Я поняла. Значит я – пешеход и должна ходит по тротуару.
Милиционер: Молодец, Красная шапочка! Ты всё правильно поняла. Теперь ты можешь спокойно идти дальше к своей бабушке, не нарушая правила дорожного движения.
Красная шапочка: А, что мне делать, если нужно перейти дорогу?
Ведущий: Я думаю, в этом нам помогут ребята. Нужно просто знать где и как переходить дорогу.
<Рисунок 12, 13>
Ведущий: Ребята, где нужно переходить дорогу? (Где есть дорожный знак «Переход»)
— Кто нам его покажет? Где вы встречали такой знак?
<Рисунок 14, 15>
(Работа со знаком «Подземный переход»)
— Многие из вас переходят железную дорогу на остановке «Берёзка». Там находится вот такой знак. Что он означает? (Подземный переход»)
<Рисунок 16>
Игра «Собери знак»
Давайте все вместе повторим правила дорожного движения для пешеходов.
Там, где шумный перекрёсток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
<Рисунок 17>
Правило 1.
“Дорога только для машин”
Обратите внимание, какое большое количество машин на проезжей части.
— По дороге идти, бежать, играть не разрешается. Дорогу можно только переходить в указанном месте.
<Рисунок 18>
Правило 2
“Иди только по тротуару”
— Какие правила поведения вы должны соблюдать, когда идёте по тротуару?
<Рисунок 19>
Правило 3.
“Не беги через дорогу”
Красная шапочка: Скажите, разве нельзя бежать через дорогу? Что может случиться?
<Рисунок 20>
Правило 4.
“Переход проезжей части”
Расскажите, как вы переходите проезжую часть? (Практическая часть «Переход дороги»)
1.Всегда смотри налево.
2. Затем смотри направо.
3. Чтоб спокойно перейти, еще налево посмотри и прислушайся.
4. А сейчас вперед иди.
<Рисунок 21>
Правило 5.
“Будь внимательным!”
Разве можно так, подружки!
Где ваши глаза и ушки!
От такого поведенья
Может быть немало бед:
Ведь дорога не для чтенья
И не место для бесед!
-Для чего нужно быть внимательным на дороге?
<Рисунок 22>
Правило 6.
“Берегите свою жизнь”
Не цепляйтесь к автобусу сзади, ребята,
Не катайтесь за ним – рисковать вам не надо!
Вдруг сорвётесь – и может беда приключиться:
Под соседней машиной легко очутиться…
— Что еще нельзя делать на дороге?
— Скажите, где разрешено детям играть.
<Рисунок 23>
Игра «Запрещается – разрешается». Когда вы согласны с правилом, вы хлопаете, а когда не согласны – топаете ногами.
1) И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны! (Хлопок)
2) Шалить, играть на дороге (Топот ногами)
Запрещается!
3) Быть примерным пешеходом (Хлопок)
Разрешается!
4) Ехать «зайцем», как известно (Топот ногами)
Запрещается!
5) Уступить старушке место (Хлопок)
Разрешается!
6) Переход при красном свете (Топот ногами)
Запрещается!
7) При зеленом даже детям (Хлопок)
Разрешается!
Звучит мелодия песни “Песенка Светофора» (муз. Ю.Чичкова, сл.Г.Демыкиной). По сцене на самокатах, проезжают дети. Грустный входит Буратино.
Буратино: Ой, как страшно, я боюсь. (Обращается к ведущему) Здравствуйте. Вы меня узнали?
Ведущий: Здравствуй. Ребята, а вы его узнали? Кто это?
— Что случилось, Буратино?
Буратино: Давно я к вам не заглядывал. А когда шёл, увидел такое… отгадайте.
Высокий, стройный,
С зелёным и красным глазом
У дороги стоит
Никого не боится.
<Рисунок 24>
Дети: Светофор.
Буратино:
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал.
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти.
Ребята, вы мне помогите
И если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под машину не угодить.
Ведущий: Мы сейчас Светофора пригласим, и он расскажет, как надо вести себя на улицах большого города. (Входит Светофор)
Ученик 1:
С площадей и перекрестков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьезный,
Очень важный светофор.
Ученик 2:
Он и вежливый, и стройный,
Он известен на весь мир,
Он на улице широкой
Самый главный командир.
Светофор: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Наиболее распространены светофоры с сигналами (обычно круглыми) трёх цветов: красного, жёлтого и зелёного. Это светофор для водителей.
<Рисунок 25>
Пешеходный светофор с индикатором оставшегося времени состоит из двух секций силуэтов пешеходов («красного» и «зеленого»), совмещенных с 2-х знаковыми цифрами отсчета времени до окончания свечения каждого из сигналов.
<Рисунок 26>
Одновременно c включенным красным силуэтом пешехода, в нижней секции ведется отсчет оставшегося времени красным цветом и наоборот, при включенном зеленом силуэте пешехода, в верхней секции ведется отсчет оставшегося времени зеленым цветом. Применение цифр того же цвета, что и основной сигнал светофора улучшает восприятие информации пешеходом, не внося путаницы о назначении отсчета времени, а также повышает различимость светофорного сигнала для людей с плохим зрением. Одновременно с этим, для привлечения большего внимания и информирования пешеходов о заканчивающемся времени, зеленый силуэт пешехода дополнительно снабжен анимацией движения пешехода с автоматическим увеличением скорости движения при уменьшении оставшегося времени включенного «зеленого» сигнала.
Светофор:
Все внимание! Все внимание!
<Рисунок 27>
Ведущий:
Светофор мигнул – и раз —
Вдруг открыл зеленый глаз.
Светофор:
Вот теперь идите смело,
Пешеходам путь открыт!
Проходите, разрешаю,
Не беда что я один,
Я надежно защищаю
От трамваев и машин!
Ведущий:
Осторожно! Сейчас загорится красный свет!
Светофор:
Красный свет – сигнал тревоги
В светофориных глазах
Не ходите по дороге,
Оставайтесь на местах!
Даже если вы спешите
На работу иль в кино,
Подождите, подождите,
Подождите все равно!
Ведущий: Светофор, поиграй, пожалуйста, с нами.
Светофор: Хорошо, а игра такая. У меня кружки жёлтого и зелёного цветов. Если я показываю красный круг, то вы стоите. Если я показываю зелёный круг, то вы идёте.
Кто из вас ошибается, тот присаживается на стул. Посмотрим, кто из вас самый внимательный.
Ведущий: Молодцы! Теперь ты Буратино понял, как нужно переходить дорогу?
Буратино:
Присаживайтесь к ребятам и будьте на нашем празднике желанными гостями. А мы продолжаем.
(Показывает книжку «Правила дорожного движения»)
Правила из этой книжки
Нужно знать не понаслышке.
И учить их не слегка,
А всерьёз – наверняка!
-Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», строгий. Он не прощает, если пешеход идёт по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизнь. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет всем нам уверенно переходить улицы.
-Государственные автоинспекторы – мужественные люди, которые несут свою службу и в жару, и в холод. Они проверяют исправность автомашин, следят за соблюдением правил дорожного движения, первыми приходят на помощь пострадавшим в автомобильных авариях.
-Из трёх несчастных случаев, которые происходят на улице, один происходит из -за тех, кто её неправильно переходит.
А теперь я вас проверю,
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы-
Отвечать на них непросто.
Проводится игра «Запрещается, разрешается».
И проспекты и бульвары
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу (хором)
За-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пешеходом (хором)
Раз-ре-ша-ет-ся!
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед!
Ехать «зайцем» нам известно (хором)
За-пре-ща-ет-ся!
Уступать старушке место (хором)
Раз-ре-ша-ет-ся!
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете (хором)
За-пре-ща-ет-ся!
При зеленом — даже детям (хором)
Раз-ре-ша-ет-ся!
Буратино: А я к вам пришёл не просто так. Я приготовил вам песню.
Мне помнится с вороной,
А может быть, с собакой, а может быть, с коровой,
Беда случилась раз:
Гуляя по проспекту, а может, по бульвару,
Короче, по дороге, попала под КамАЗ.
Ведущий: А дальше?
А бедная ворона теперь лежит в больнице,
А все гораздо хуже еще могло бы быть.
Но знает та собака, а может быть, корова,
Что правила движенья ей нужно изучить.
Мораль у этой сказки, а может, и не сказки,
И взрослые, и дети навек должны понять:
Ведь правила движенья достойны уваженья
И всем нам обязательно их надо выполнять.
<Рисунок 28>
Красная шапочка, Буратино, Светофор
Мы всем в этом зале хотим сказать,
Что всем ПДД нужно изучать,
И, выйдя из дома, не забывать,
Их в дороге нам всем применять!
На прощанье хотим пожелать вам,
Пусть вас в жизни ведет лишь удача,
И на дорогах пусть не будет проблем,
В добрый путь вам всем, всем, всем!
<Рисунок 29>
Ведущий:
Праздник заканчивать пора.
До свиданья, детвора!