МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №62»
Классный час по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе
Тема: «Езда на велосипеде. Профилактика ДТП»
Автор: Камалов Разих Радифович, преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №62» Авиастроительного района города Казани
2013-2014 учебный год
Классный час:
«Профилактика ДТП»
-
В России в дорожно-транспортных происшествиях каждый год погибают около 1.5 тысяч детей и подростков до 16 лет и ещё около 15 тысяч получают серьёзные травмы. Более половины всех пострадавших в ДТП детей – школьники от 7 до 14 лет
-
Чаще всего в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы дети-пешеходы. Они составляют свыше 60% от общего числа пострадавших детей. Каждый четвёртый (около 28%) пострадавший ребёнок – это пассажир
Источник: статистика ГИБДД РФ
Цели проекта:
Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма,
Пропаганда правил дорожного движения среди учащихся,
Развитие ответственного отношения
к своей жизни и здоровью.
Когда ты идешь по улице пешком, то являешься пешеходом. Ходить по улице тебе разрешается только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, иди навстречу движения по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину.
Для того, чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками «Пешеходный переход» и белыми линиями разметки «зебра». Если нет обозначенного пешеходного перехода, ты можешь переходить улицу на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.
Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановись у края проезжей части, прислушайся, посмотри налево и, если нет машин, дойди до середины проезжей части. Еще раз посмотри направо, и при отсутствии транспорта закончи переход. Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет тебе, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов — стой, желтый — жди, зеленый — иди. Никогда не переходи улицу на красный свет, даже если машин поблизости нет.
Как только загорелся зеленый свет, не «бросайся» с тротуара на дорогу. Бывает, что у машины неисправны тормоза, и она может неожиданно выехать на пешеходный переход. Поэтому переходить дорогу надо спокойно.
Переходи, а не перебегай!
Умный пешеход никогда не выбежит на дорогу, даже если это место для перехода. Он пойдет спокойно, потому что для водителя выскочивший на дорогу человек — всегда неожиданность, и неизвестно, сумеет ли водитель с этой неожиданностью справиться.
Опасно играть рядом с дорогой: кататься на велосипеде летом или зимой на санках.
Знай правила безопасности пешеходов, не нарушай их, научись применять в жизни!
Главное правило безопасного поведения — предвидеть опасность. Замедли шаг, прислушайся, когда подходишь к арке, углу дома — в общем, к любому месту, откуда может неожиданно выехать машина.
А теперь вопросы маленьким пешеходам:
-
Где надо ходить по улице, дороге, если нет тротуара?
-
Как называется место пересечения дорог?
-
С какого возраста можно ездить на велосипеде по улице (дороге)?
-
Для кого предназначен тротуар?
-
Как называется часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части и служащая для остановки автомобилей и движения пешеходов?
-
Что означает зеленый сигнал светофора?
-
В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?(вправо)
-
Кому дает команды пешеходный светофор?
-
Что означает красный сигнал светофора?
-
В каких местах устанавливается знак “Осторожно, дети!”.
-
Дом для автомобиля?
-
Куда сначала смотрит пешеход при переходе через улицу?
-
Сколько человек могут ехать на одном велосипеде?
-
Место посадки и высадки пассажиров?
-
Полоса земли, обустроенная или приспособленная для движения транспортных средств.
-
Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.
-
Транспортное средство, имеющее два колеса.
-
Опережение движущихся транспортных средств.
-
Документ водителя на право управления транспортным средством.
Это задание для самых сообразительных!
1. Самодвижущееся четырехколесное транспортное средство. (Автомобиль.)
2. По рельсам бежит — на поворотах дребезжит. (Трамвай.)
3. Старинный экипаж, запряженный лошадьми. (Карета.)
4 .Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус.)
5. Любимое транспортное средство отчаянных мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой. (Самокат.)
6. Автомобиль, которому не страшны самые плохие дороги. (Вездеход.)
7. Дом для автомобиля. (Гараж.)
8. Гараж для самолетов. (Ангар.)
9. Человек, идущий по тротуару. (Пешеход.)
10 .Аллея посредине улицы. (Бульвар.)
11. Дорога для трамвая. (Рельсы.)
12. Часть дороги, по которой идут пешеходы. (Тротуар.)
13. Изгиб дороги. (Поворот.)
14. Человек, управляющий автомобилем. (Водитель.)
15. Водитель самолета. (Летчик, пилот.)
16. Устройство для остановки автомобиля. (Тормоз.)
17.Что показывает стрелка спидометра? (Скорость.)
18. Место на дороге, предназначенное для пешеходов. (Переход.)
19. Полосатая разметка перехода. (Зебра.)
20. Место пересечения улиц. (Перекресток.)
21. Милиционер, регулирующий движение на перекрестке. (Регулировщик.)
22. Громкий звуковой сигнал специальной машины. (Сирена.)
23. Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта. (Остановка.)
24. Прочная широкая лямка, обеспечивающая безопасность водителя и пассажиров в легковом автомобиле. (Ремень безопасности.)
25. Защитный головной убор мотоциклиста. (Шлем.)
26. Безбилетный пассажир. (Заяц.)
27. Общее название автобуса, трамвая, троллейбуса. (Общественный транспорт.)
28. Человек, едущий в транспорте, но не за рулем. (Пассажир.)
29. При поездке в общественном транспорте держитесь за …(поручень).
30. Кто продает билеты в общественном транспорте? (Кондуктор.)
31. Подземный вид общественного транспорта. (Метро.)
32. Лестница-чудесница в метро. (Эскалатор.)
33. Лестница на морском судне. (Трап.)
34. Место работы водителя в автомобиле, автобусе, троллейбусе, трамвае. (Кабина.)
35. Водитель велосипеда. (Велосипедист.)
36. Спортивное сооружение, где проводятся кольцевые гонки на велосипеде. (Велотрек.)
37. Пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой. (Переезд.)
38. Опускающаяся и поднимающаяся перекладина для открытия и закрытия переезда. (Шлагбаум.)
39. Опора рельсов. (Шпалы.)
40. Часть загородной дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара. (Обочина.)
41. Асфальтированная загородная дорога для движения транспорта. (Шоссе.)
42. Водоотводная канава вдоль дороги. (Кювет.)
43. «Ноги» автомобиля. (Колеса.)
44. «Глаза» автомобиля. (Фары.)
45. Часть грузовика, предназначенная для перевозки грузов. (Кузов.)
46. Вид грузовика, кузов которого сваливает груз сам. (Самосвал.)
47. Откидная крышка, закрывающая двигатель. (Капот.)
48. Приспособление для буксировки автомобиля. (Трос.)
49. Подземное сооружение для движения транспорта. (Тоннель.)
50. Автомобиль, имеющий название великой русской реки. (Волга.)
51. Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения. (Нарушитель.)
52. Наказание за нарушение ПДД. (Штраф.)
ПРОФИЛАКТИКА ДТП
Классный час
Тема: «Езда на велосипеде».
Цель: формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах.
Оборудование: дорожные знаки, сделанные учащимися, учебный электрический светофор, велосипед, памятки «Требования к движению велосипедистов».
План.
1.Вступительное слово учителя.
2. Повторение правил пешеходов.
А) викторина «Мы пешеходы»,
Б) кроссворд «Светофор»,
В)конкурс «Дорожные знаки».
3.Знакомство учащихся с правилами езды на велосипеде.
А) объяснение учителя.
Б) практические занятия.
В) изучение памятки «Требования к движению велосипедистов».
4.Заключительная часть.
1.Вступительное слово учителя
Каждый день газеты, радио и телевидение приносят сообщения об очередной аварии: сталкиваются автомобили, пешеходы попадают под колеса транспорта. Эти и многие другие аварии, происходящие на дорогах, называют дорожно-транспортными происшествиями. Мы привыкли к обилию машин на дорогах, мы считаем их частью нашей жизни и иногда забываем об опасностях, которые с ними связаны.
Ежегодно на дорогах планеты в ДТП погибает около миллиона человек, 20 миллионов получают травмы.
В нашей стране каждый год регистрируется почти 200 тысяч ДТП, в которых погибает более 35 тысяч человек и 190 тысяч получают различные травмы. ДТП является одной из основных причин смертности среди детей и молодежи. Кто поможет человеку, оказавшемуся на улице современного города или поселка, где бурлит движение и машин больше, чем людей?
Прежде всего — он сам!
В школе на уроках ОБЖ и классных часах вы изучаете Правила дорожного движения – основной закон улиц и дорог, который касается и детей и взрослых, и водителей и пешеходов. Каждый из вас обязан их знать и выполнять, то есть двигаться так, чтобы не создавать опасностей или помех для движения других.
2. Повторение правил пешеходов.
А) викторина для пешеходов:
— какая часть улицы предназначена для пешеходов?
— где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуаров?
— как должен поступить пешеход, если во время перехода перекрестка зеленый сигнал светофора сменился на желтый, а он не успел перейти дорогу?
— как правильно переходить дорогу при выходе из автобуса(трамвая)?
— кому подчиняется пешеход, если перекресток регулируется светофором и регулировщиком?
Б) кроссворд «Светофор».
*Дополнения учителя:
Первый светофор появился на улицах Нью- Йорка в 1920 году. Это был круг со стрелками, покрашенными в желтый, красный и зеленый цвета.
Светофор управляет движением. Повинуясь его сигналам, пешеходы могут переходить улицы и перекрестки. Сигналы светофора помогают водителям избежать аварий.
*Учащиеся читают стихотворение о светофоре с наглядной демонстрацией
( на макете зажигают сигналы светофора):
На посту светофор дни и ночи стоит,
Дни и ночи стоит, за движеньем следит.
Если красный огонь у него на груди-
На опасный сигнал никогда не ходи!
Если желтым глазком светофор подмигнет-
Приготовься идти, он сигнал подает.
А когда на пути свет зеленый горит-
Можно смело идти, перекресток открыт.
В) конкурс «Дорожные знаки»
(учащиеся подготовили знаки и стихи про них)
Задание: узнать, о каком знаке говориться.
* Шоссе шуршало шинами,
Бегущими машинами.
Но возле школы сбавьте газ-
Здесь знак, водители, для вас.
И вы, ребята, тоже
Будьте осторожны!
(«Дети»)
*Замечательный знак –
восклицательный знак!
Значит, можно здесь кричать.
Петь, гулять, озорничать!
Если бегать – босиком.
Если ехать – с ветерком!
Отвечают люди строго:
«Здесь опасная дорога.
Очень просит знак дорожный
Ехать очень осторожно!»
(«Прочие опасности»)
*Вот так знак, глазам не верю:
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье?
Может быть зимою вьюжной
Здесь шоферам греться нужно?
Почему же в летний зной
Знак не сняли с мостовой?
(«Железнодорожный переезд»)
*Вот большой зеленый сквер,
А напротив буква и «Р».
Непростая буква «Р»,
А в квадрате буква «р».
Неужели возле сквера
«Р» нельзя произносить?
(«Место стоянки»)
3. Знакомство учащихся с правилами езды на велосипеде.
А). Объяснение учителя.
Учитель. Вы хорошо знаете Правила пешеходов. Но как только вы сядете за руль велосипеда, вы становитесь водителем. И по своей ответственности за соблюдение правил дорожного движения приравниваетесь к автомобилисту. Это большая ответственность, и поэтому возраст велосипедиста, выезжающего на проезжую часть, должен быть не менее 14 лет, а водителя мопеда – не менее 16 лет.
Ребятам, не достигшим этого возраста, разрешено кататься только там, где нет автомобильного движения, — на закрытых площадках. Во дворах, на стадионе. Там же следует учиться кататься на велосипедах, тренируясь в вождении. Нельзя кататься по тротуарам и пешеходным дорожкам!
Движение по проезжей части разрешается только в один ряд, не далее одного метра от края проезжей части дороги, за исключением случаев обгона или объезда препятствий, а также разрешенных случаев поворота налево или разворота. Повернуть налево или развернуться можно только на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении и при отсутствии трамвайных путей. Если движение многорядное, то для поворота налево или разворота необходимо сойти с велосипеда, перейти, ведя его. На другую сторону, соблюдая все правила перехода проезжей части, и возобновить движение.
Если рядом с дорогой для автомобилей проложена ( или выделена на проезжей части) велосипедная дорожка, то следует двигаться только по ней (показать соответствующий дорожный знак).
В местах, где велосипедная дорожка пересекает автомобильную дорогу, велосипедист должен пропустить приближающийся автомобиль.
Во время движения следует строго выполнять правила велосипедистов, все свои маневры предупреждать сигналами, следить за сигналами светофоров и действиями водителей!
Б). Практические занятия.
*Подготовка велосипеда.
Перед поездкой на велосипеде следует проверить исправность его. В первую очередь на велосипеде должны быть исправны тормоза и звуковой сигнал (звонок), руль должен быть хорошо закреплен. Следует проверить колеса (не должно быть «восьмерок», давление в шинах, натяжение спиц, затяжки гаек на осях должны быть равномерными), а так же проверить натяжение цепи и затяжку всех резьбовых соединение.
Для езды в темное время суток, велосипед должен быть соответственно оборудован: спереди на велосипеде прикрепляется белый фонарь (фара), а сзади фонарь или световозвращатель красного цвета.
*Маневры на велосипеде и езда.
В). Знакомство с памяткой
«Требования к движению велосипедистов».
1. Управлять велосипедом разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.
2. Велосипедисты и мопеды должны двигаться только по крайней правой полосе и в один ряд.
3. Запрещается двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки.
4. Водителям велосипеда и мопеда запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.
5. Запрещается перевозить пассажиров, кроме детей в возрасте до трёх лет.
6. Велосипедист должен иметь исправные тормоза, руль и звуковой сигнал.
7. Для езды в темное время суток велосипед должен быть оборудован фонарем или фарой.
4. Заключительная часть.
Приглашенная на классный час команда «ЮИД» исполняет «Марш ЮИД».