КГУ «Забеловская средняя школа»
Конспект урока ОБЖ для 11 класса
«Влияние компьютера на память школьника»
Выполнил:
ученик 11 класса
Балашов Антон
Руководитель
Корогод В.А
Учитель информатики
г. Житикара 2014г.
Содержание:
-
Введение ……………………………………………………………………..3
-
Обзор литературы……………………………………………………………4
-
Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или
современный друг и помощник?………………………………………………………....4
-
Основные вредные факторы при работе за компьютером…………5
-
Психические расстройства…………………………………………...6
-
Продолжительность работы за компьютером………………………7
-
Методика исследования……………………………………………………...8
-
Результаты исследования……………………………………………………
-
Выводы………………………………………………………………………
-
Библиография………………………………………………………………..12
-
Приложения………………………………………………………………..13
1.Введение
Актуальность темы. В связи с процессом глобальной компьютеризации жизни человека возникают вопросы о влиянии компьютера на его организм и в первую очередь на его физическое и психическое здоровье. Особое внимание должно быть уделено изучению влияния компьютера на здоровье школьников, потому что организм ребенка очень чувствителен к всевозможным факторам окружающей среды, и возможны отдаленными последствиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет. Такое исследование необходимо для выявления круга возможных профессиональных заболеваний пользователей компьютеров, разработки методов их профилактики, диагностики и лечения.
Цель работы. Изучение влияния компьютерного излучения на нервную систему школьника, а именно на процессы памяти, влияние компьютера на наблюдательность, на концентрацию внимания, на избирательность внимания.
Задачи исследования.
-
Изучение литературных источников по выбранной теме
-
Отбор материала для исследования (тесты)
-
Проведение эксперимента и оценка результатов
-
Формулирование выводов исходя из результатов эксперимента
Гипотеза. По данным научных исследований электромагнитное излучение (ЭМИ) отрицательно сказывается на жизнедеятельности живых существ. Следовательно можно спрогнозировать в результате эксперимента мы будем наблюдать ухудшение памяти школьников, концентрации внимания, наблюдательности.
Методы исследования. Анализ литературных источников, эксперимент (тестирование), статистическая обработка результатов тестирования, графическая обработка результатов тестирования.
В работе использовались методы наблюдения за учениками во время компьютерных занятий, анкетирование, диагностика внимания, утомляемости и психики с помощью тестов, анализ результатов. Исследования проводились до и после работы на компьютере на уроках информатики и на уроках без применения компьютеров.
2.Обзор литературы
2.1Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник?
Все зависит от того, как подойти к организации работы на компьютере. При неправильной организации рабочего места и времени работы могут стать реальностью все те страшилки, которыми он окружен. Стоит ли отказываться от компьютера? Бояться ли его? Не лучше ли постоянно выполнять простые правила? При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе рода занятий компьютер превращается из монстра из страшилок в очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь.
Наступивший век — эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на экране появляется не то, что ребенок ожидал, поможет при решении более сложных задач. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно — достаточно следить, чтобы чадо выполняло те правила, которых придерживаетесь вы сами, сидя за компьютером.
Плюсы:
— быстрые поиск и обработка информации (рефератов, курсовых, презентаций и т.д.)
— удобнее изучать предметы (интерактивные курсы на дисках);
— в компьютерной сети есть масса учебных материалов и пособий;
— возможность слушать любимую музыку во время работы;
— чтобы написать письмо родителям или другу, не надо куда-то бежать;
— множество чатов, где можно познакомиться с новыми друзьями и отдохнуть;
— огромное количество юмора в сети Интернет;
Минусы:
— наличие компьютера в своей комнате дает кучу соблазнов (игры, чаты), что негативно сказывается на учебе;
— компьютер дома — это всегда толпа гостей в комнате в виде друзей и родственников, жаждущих Интернет и чая с плюшками. Это ОЧЕНЬ отвлекает и мешает учебе;
— очень часто компьютер становится причиной конфликтов между его пользователями;
— компьютер требует финансовых затрат на ремонт, модернизацию, оплату доступа к сети и т.д.
— в Интернет есть готовые домашние задания, которые не заставляют работать головой!
2.2.Основные вредные факторы при работе за компьютером.
-
Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени; Сидя за компьютером, ребенок (или взрослый) вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы…
-
Воздействие электромагнитного излучения; Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение…
-
Утомление глаз, нагрузка на зрение; Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка (или другого пользователя) возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения…
-
Перегрузка суставов кистей; Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими…
-
Стресс при потере информации; Если компьютер «зависает», в результате действия вирусов, поломки носителей, сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна…
-
Психические расстройства. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере…
2.3.Психические расстройства
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски лучших фирм ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку… В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случались и инфаркты.
Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, сказывается на зрении и костно-мышечном аппарате человека. Длительные и устойчивые изменения, как правило, приносят вред организму. Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость и т.п. Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска Интернет-зависимых людей:
– увеличение количества времени, проводимого за компьютером в ущерб семье и друзьям;– ощущение пустоты, раздражение, депрессия при невозможности сидеть за компьютером; – ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности, проблемы с работой или учебой; – хорошее самочувствие или эйфория от предвкушения «общения» с компьютером; нежелание и даже невозможность «оторваться» от него ни на минуту.
Если речь идет о ребенке, то необходим серьезный контроль со стороны родителей за содержанием игр и направленностью сайтов, которые ребенок посещает в Интернете. Необходимо полностью оградить ребенка от злых и жестоких игр. Но даже если игра или программа ориентирована на возраст вашего малыша, нельзя просто запустить ее на компьютере и оставить ребенка с ней наедине.
Даже самые лучшие компьютерные игры и программы делают жизнь однобокой, а развитие неполноценным. В Японии исследователи обнаружили, что компьютерные игры стимулируют участки головного мозга, отвечающие за зрение и движение. Но при этом у детей, проводящих долгие часы за компьютерными играми, не развиваются лобные доли мозга. А именно там находятся участки, ответственные за поведение, тренировку памяти, эмоции, обучение, которые должны развиваться до зрелого возраста.
Компьютер не может являться для ребенка средством получения новой информации. Он должен способствовать закреплению и запоминанию ее. Если вы хотите, чтобы ребенок работал в обучающей программе, то вначале разберите с ним основные ее принципы без компьютера. Такой подход обеспечит родителям значимость и авторитет в глазах ребенка, потому что самое важное и интересное он узнает именно от них.
Продолжительность работы за компьютером
Еще одно заболевание обнаружили психологи — маниакально-депрессивную зависимость от виртуального мира глобальных сетей (например, Internet, Fidonet и другие). Воспаленные, покрасневшие глаза, высокая степень нервного и физического истощения, слезоточивое зевание — вот лишь некоторые симптомы новой болезни. Сетеголики, так их называют, испытывают страстное желание вновь и вновь погружаться в мир виртуальной реальности и подолгу не выходить из него. Специалисты спорят относительно названия болезни, но все они единодушны в одном: этот синдром, безусловно, нуждается в лечении. По их мнению, сетемания столь же разрушительна, как алкоголизм или наркомания, и ведет к глубоким изменениям личности — самоизоляции, потере внутренних ориентиров, неуравновешенности психики, внешним проявлениям рассеянности и неряшливости, наплевательскому отношению к близким, не говоря уже о разорительных издержках на оплату услуг провайдера Internet.
Хотя болезнь еще очень молода, психологи успели провести достаточное количество исследований ее симптоматики. Согласно полученным данным, зависимым должен считаться всякий, кто по несколько раз в день проверяет свой «ящик», кто в разговорах использует жуткий жаргон, напоминающий речь уголовников, кто в своих виртуальных странствиях забывает о времени, кто ест перед монитором, а не за столом, а на обращение к нему отвечает лишь кивком головы или пожатием плеч.
Многие, правда, считают, что число жертв кратковременной (!) лихорадки составляет от трех до пяти процентов всех пользователей всемирных сетей, и что подобные состояния характерны для начинающих. Большинство из них, уверяют специалисты, впоследствии сами отказываются от увлекательных многочасовых виртуальных странствий, как только развеется первый восторг. Ничего удивительного, если иметь в виду явное слабоумие, воцарившееся в виртуальных интернет «клубах-говорильнях».
В этой связи любопытен анализ групп населения, наиболее подверженных новой болезни.
В США, например, среди наиболее активных потребителей виртуального дурмана оказались, к великому удивлению экспертов, пожилые одинокие пенсионеры и домохозяйки средних лет. «Студенты и школьники, — сообщает известный психолог К. Янг, — подвержены маниакальному синдрому гораздо реже, чем мы предполагали». По его мнению, ни в коем случае не стоит производить «резких движений» — отвыкание должно проходить с постепенным сокращением времени пребывания в сети. В некоторых случаях требуется и одновременный курс психотерапии.[5]
Кроме сетемании, в последнее время во весь голос заявляет о себе и другая болезнь с подобными симптомами, но к которым добавляется нервное и физическое возбуждение. Это игромания. Вот, например, отрывок из письма в редакцию одного популярного московского компьютерного журнала в ответ на публикацию кодов отладки новой трехмерной «леталки»: «Это потрясающе! С этой игрушкой легко и надолго забываешь о работе, жене и детях! Когда жена уехала в командировку, я так заигрался, что забыл забрать дочь из школы…». Вряд ли эти строки принадлежат серьезному человеку со здоровой психикой. Но особенно синдрому игромании подвержены дети и подростки. Они могут всерьез ассоциировать себя с виртуальными «дюками» и «думами» и болезненно переживать их неудачи. В мире жестоких «стрелялок», «мочилок» и «бродилок» очень трудно расти человеку с нормальной психикой, поэтому внимательно следите за тем, в какие игры играет ваш ребенок.
Какие тут могут быть даны рекомендации? Не знаю, как насчет взрослых (по-моему, сам себе врагом никто не хочет быть), а вот насчет детей стоит задуматься… Я считаю, не так страшно во что они играют, как сколько времени проводят за компьютером. Ребенка необходимо научить контролировать свое время (и прежде всего время, проведенное за компьютером), свои эмоции и чувства. Детям рекомендуется проводить за компьютером не более 2-3 часов в день и поменьше играть, лучше что-либо изучать или обучаться в игровой форме .Санитарные правила определяют, что продолжительность непрерывной работы взрослого пользователя ПК не должна превышать 2 часов, ребенка — от 10 до 20 минут в зависимости от возраста. Минимальный перерыв — 15 минут. Важно, что в случаях появления у работающих дискомфорта или неприятных ощущений, администрация обязана ввести индивидуальный график работы (или перевести на работу, не связанную с ПК).
3. Методики исследования
В исследовании принимало участие 84 ученика КГУ «Забеловская средняя школа» в разном возрасте (6, 9 и 10 класс)
Основными методами исследования в данном эксперименте использованы
-
письменное тестирование
-
статистический анализ
Исследование проводилось в два этапа
I этап. Опыт. На уроке информатики. Работа с компьютером
Целью было исследовать степень изменения качества запоминания у учащихся после интенсивной работы за компьютером.
II этап. Контроль. Отсутствие на уроке работы с компьютером
Целью было сравнить изменение памяти в результате интенсивной работы на уроке без использования компьютерных технологий с таковыми на уроке информатики.
В работе использованы:
-
тесты для определения качества запоминания. (см. Приложение 1 );
-
тест для определения влияния компьютера на наблюдательность (Приложение 2);
3.1. Исследование влияние компьютера на качество запоминания.
Для определения изменения объёма запоминания использовался статистический подсчёт данных и построение диаграмм.
Проводилось два теста на слуховую и зрительную память
Тест на слуховую память
Протестировано 84 учащихся 6, 9, 10 класс
После 30 мин. работы за компьютером:
Высокий уровень запоминания 0%
Нормальный уровень запоминания 67%
Низкий уровень запоминания 33%
После работы на уроке без компьютера:
Высокий уровень запоминания 30%
Нормальный уровень запоминания 58%
Низкий уровень запоминания 12%
В контрольном опыте, когда в течении урока не использовалась работа с компьютером и прочей электронной техникой, изменение памяти очень невелико.
Тест на зрительную память
Протестировано 42 ученика 9-10 классов
После работы на уроке без компьютера:
Высокий уровень запоминания 0%
Нормальный уровень запоминания 73,9%
Низкий уровень запоминания 26,1%
После 30 мин. работы за компьютером:
Высокий уровень запоминания 0%
Нормальный уровень запоминания 65%
Низкий уровень запоминания 35%
После обработки результатов тестирования и построения диаграмм хорошо заметно, что после работы за компьютером память учащихся ухудшилась.
3.2. Исследование влияние компьютера на наблюдательность.
Цель исследования: установить уровень наблюдательности учеников до и после работы за компьютером.
Процедура исследования: В исследовании наблюдательности принимали участие 40 учеников 6-х классов. С помощью проектора испытуемым были предложены для рассмотрения две картинки с 10-ю отличиями, в течение 2 минут, респонденты на листочках указывали найденные в картинках отличия. После выполнения практической работы на компьютере учащимся был предложен данный тест исследования, но с другими картинками.
Исследовав результаты учащихся я выяснил, что заметное снижение наблюдательности произошло у 6 учащихся из 40, что составило 15% от общего числа учащихся. У 37% учащихся результаты не изменились, а у 52% даже улучшились результаты на 1-2 пункта.
Выводы: по результатам проведенного теста выявлено, что компьютер существенно не снижает наблюдательность подростков.
Выводы
1. Результаты исследования подтвердили гипотезу поставленную в начале работы: ЭМИ компьютеров отрицательно влияет на память школьников. Всего 30 минут активной работы за компьютером снизили уровень способности к запоминанию.
2. Если 30-ти минутное воздействие ЭМИ компьютера приводит к таким последствиям, то сидение за компьютером в течении нескольких часов может вызывать необратимые изменения в структуре мозга. Особенно у школьников.
3. Можно предположить, что школьники после работы ещё долгое время не способны усваивать информацию, следовательно, становятся абсолютно «бесполезными» на уроках.
Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника я сделала вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.
Развитие новых технологий обучения в школе, требует хорошее знание персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно – таки сложно. Надо иметь достаточно сильную мотивацию, чтобы в одиночку постичь «неизведанное». Но все – таки лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом школьникам поможет школа.
Компьютер — это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны — нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.
Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Обойтись без них человечество уже не может. Однако, следуя в ногу со временем важно помнить о том, что здоровье – важная составляющая нашей жизни. Помните об этом.
Библиография
-
Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье : Рекомендации для детей и взрослых. — СПб.: Нева; М. : Олма-Пресс, 2003.
-
Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. – СПб.: МСМХС, 1998.
-
Как сохранить и улучшить зрение. — Сб. М. : КРОН-ПРЕСС, 1995
-
Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб.: Союз, 1997.
-
Беляев А.А. Частная неврология. — СПб. : Лань, 2002
-
Касапчук Александр ©
В течении минуты попытайтесь отыскать человечков с предыдущего рисунка
Результат:
8-9 человечков высокий уровень памяти 5-7 нормальный уровень памяти 3-4 низкий уровень памяти Приложение 2 Картинка 1Картинка 2 Приложение 3 Исследование памяти при работе за компьютером
Слуховая память Зрительная память
Наблюдательность
Приложение 4
Тест на качество запоминания Описание: Тест на внимание и память. Внимательно прослушайте предложенные 10 слов. Запишите те слова, которые вы запомнили (в любом порядке).Хлеб, дом, игла, река, стол, время, окно, дождь, муха, книга.
Средние значения – 7 слов
23