Русский язык
Тема: Слово. Состав слова. Окончание.
Тема: Слово. Состав слова. Окончание. Основа.
Цели:
-
формирование представления об окончании как части слова, основе;
-
формирование коммуникативных компетенций: понимать, излагать, выделять главное в информации;
-
продолжить работу по формированию ОУУН: умения отстаивать свои взгляды и убеждения;
-
воспитывать культуру общения в группах.
Оборудование: таблица «Состав слова», карточки, аудиокассета, магнитофон, учебник.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-
Сегодня на уроке мы будем работать в группах.
-
О чем мы должны помнить, общаясь, друг с другом? (Вежливо обращаться друг к другу. Выслушивать мнение каждого, не перебивая. Доказывать свои версии. В группе ответы дает каждый. Умеешь сам – научи другого. Быть внимательным друг к другу.)
Для работы мы подготовим мелкие мышцы пальцев рук и проведем гимнастику для глаз.
Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз (звучит музыка Ф. Шопена)
II. Минутка чистописания
ввв вы ви ва во
Быть внимательным друг к другу.
Написание, какой буквы мы повторяем сегодня?
Из каких элементов состоит эта буква?
Какие звуки обозначает эта буква?
Дайте характеристику этому звуку.
Прочитайте высказывание. Спишите. Пусть это высказывание красной нитью проходит через весь наш урок.
III. Словарная работа.
— Какие словарные слова вы готовили дома? (Запись слов.)
Аккорд, аккуратный, аппетит, группа, лестница, праздник.
-
На какие две группы мы можем разделить эти слова?
-
Какие орфограммы мы повторили?
-
В какой части слова находятся орфограммы?
VI. Постановка проблемы.
1. Возникновение проблемной ситуации, осознание ее противоречий, формирование проблемы.
-
Какую широкую тему мы изучаем на уроках русского языка? (Мы изучаем тему «Слово».)
-
Какую узкую тему мы изучаем на уроках русского языка? (Изучаем «Состав слово», «Словообразование».)
-
Какие части слова мы изучали? (Корень, приставку)
-
Вы не забыли о предлоге? (Нет. Это «ловушка». Предлог – это служебное слово, а не часть слова. Он служит для связи слов в предложении.)
Целеполагание – Ребята, какую цель каждый из вас поставил на этот урок?
(Узнать больше о составе слова. Знать все о словообразовании. Ответить на уроке и получить хорошую отметку.)
И я поставила цели на этот урок:
-
учить вас составлять алгоритм;
-
учить работать в группах; а именно отстаивать свои взгляды и убеждения, а если нужно, принимать чужую точку зрения;
-
уметь работать с информацией.
Кто из вас хотел бы вместе со мной поставить эти цели?
Составим алгоритм ответа о корне, приставке.
Два ученика составляют на магнитной доске алгоритм ответа.
Данные высказывания выписаны на пяти табличках.
Корень
— Это общая часть однокоренных слов.
— В нем заключено лексическое значение слов
Приставка
-
Это часть слова.
-
Стоит перед корнем.
— Служит для образования новых слов
-
Работа в группах.
Самостоятельная работа для групп.
Группам, а их шесть, предлагаются для самостоятельной работы задания на развитие внимания и мыслительных операций.
-
Зачем мы изучаем состав слова? (Чтобы хорошо видеть и определять орфограммы в слове.)
-
Повторим некоторые изученные орфограммы. Каждой группе даны схемы. Прочитайте их. Определите название орфограммы. Приведите и запишите в тетрадь свои примеры к данной орфограмме.
ЗАПОМНИ!
Группы 1, 6.
Группы 2, 5.
Группы 3, 4
3. Проверка самостоятельной работы.
Группы 1, 6:
— Какая орфограмма у вас в схеме?
— У нас схема «Орфограмма – непроверяемая безударная гласная в корне слова».
— Можно ли записать слово «лиса»? Нет, нельзя! Это «ловушка».
Какая орфограмма в слове «лиса»?
Группа 2, 5
— Какая орфограмма у вас в схеме?
Можно ли записать слово «пасынок»?
Группа 3, 4
Какая орфограмма у вас в схеме?
Можно ли записать слово «масса»?
(Проверка выполнения работ учащихся на магнитной доске)
Физкультминутка.
(На развитие опорно-двигательного аппарата на валеологических ковриках.)
4. Самостоятельная работа в группах (в тетрадях)
Группам предлагаются слова для выделения корня и приставки.
1-я группа: белые;
2-я группа: березу;
3-я группа: укрылась;
4-я группа: снега;
5-я группа: накрылась;
6-я группа: принакрылась.
(Учитель вывешивает листочки на доску).
Белые
березу
укрылась
снега
принакрылась
накрылась
-
Что у нас получилось?
-
Хорошее ли у нас получилось предложение?
-
Понятен ли смысл каждого слова?
5. Постановка проблемы (поиск решений).
— Для связи слов в предложении служит предлог. Пригласим его.
Какой предлог тут можно употребить? Обсудите в группах.
(Вывод: предлог не нужен, а надо изменить конец некоторых слов.)
-
Изменим конец указанных слов. Прочитайте предложение.
«Белая береза укрылась снегом.»
-
Все ли хорошо в этом предложении?
-
Нет.
-
У поэта Сергея Есенина в стихотворении «Береза» употреблено слово – «принакрылась».
6. Комментированная запись данного предложения.
Белая береза принакрылась снегом.
-
Что мы изменяем в словах? Какую часть слова?
-
Окончание.
-
Исследуйте, почему эта часть слова так называется?
-
Для чего служит окончание?
В ходе дискуссии появляется алгоритм, в котором использованы опорные слова: это, стоит, служит.
Окончание
-
это… (часть слова)
-
стоит … (в конце слова)
-
служит… (для связи слов в предложении)
Что мы составили? Прочитаем его.
7. Работа с учебником.
— Откройте учебник на с.128
-
Прочитайте, совпадает ли ваше определение с текстом учебника на с. 128
-
Что такое основа слова?
-
Исследуем это, выполнив упр. № 188, с.129. Прочитайте. Спишите.
— Как ты думаешь это одно и тоже слово с разным окончанием или три разных слова?
— Объясните свою точку зрения.
про ежика
к ежику
с ежиком
(Дети выполняют задания в группах и делают свой вывод.)
Чья версия верна?
— Выполнение упражнения № 189.
— Прочитайте, что написано в каждой строке: одно и тоже слово или разные слова?
— Используйте опорную таблицу.
есть кто? что?
нет кого? чего?
дам кому? чему?
доволен кем? чем?
думаю о ком? о чем?
дочка мама
без дочки у мамы
к дочке к маме
с дочкой за мамой
о дочке о маме
Откройте учебник на с. 129. Прочитайте задание к упражнению №189
-
Кому непонятно, что нужно сделать?
-
Кто испытывает затруднения?
Это и будет ваше домашнее задание.
8. Уточнение и углубление понятия.
— Могут ли с помощью окончания образоваться новые слова?
— Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
— Как найти в слове окончание? Прочитаем определение с. 128
V. Подведение итогов.
— Определите тему нашего урока. (На доске учитель записывает тему урока)
— Задайте вопросы по данной теме группам.
— Хорошо ли мы исследовали окончание?
— Были ли допущены ошибки в исследовании?
— Что нужно сделать дома во избежание ошибок?
— Были вы внимательны друг к другу?
VI. Выставление оценок за работу в группах.
VII. Рефлексия.
-
Что понравилось на уроке?
-
Как группы работали сегодня нас уроке?
Учитель: Я благодарю вас за успешную работу на уроке. Предлагаю вам подарить улыбку друг другу.
— Молодцы, ребята!
-
Автор материала
ФИО: Ольховская Ольга Владимировна
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 70.
Учитель начальных классов
Квалификационная категория I
-
Источники информации
Образовательная программа «Школа 2100»
Учебник «Русский язык» 3 класс, Р.Н.Бунеев, Баласс, 1998г,
С 128-129
Музыка Ф.Шопена (по усмотрению учителя)