Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рождественская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока ОБЖ
для 7 класса
«Реки и стихийные бедствия, связанные с ними»
Авторы: учитель ОБЖ Мураховская О.А.
учитель географии и биологии Ачапкина Л.А.
с.Рождествено, 2014 год
Цель урока: сформировать знания учащихся по темам: «Реки России», «Наводнение», усвоить основные понятия и научные факты.
Задачи:
-образовательные: сформировать на уроке новое понятие «наводнение», его виды и причины его вызывающие; дать представление о взаимосвязи круговорота воды, питания рек; отработать навыки чтения и анализа карт, схем; научить делать выводы; формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку, научить самостоятельно делать выводы; формировать умение активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве; активизировать познавательную активность.
-развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с картой и схемами; умение работать в коллективе.
-воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, формирование интереса к будущему страны; формирование ответственности; воспитание положительного отношения к знаниям; товарищеской поддержки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний
На доске:
1.Созидательная роль воды
а. Вода – источник жизни на Земле.
б.Свойства воды.
в.Круговорот воды в природе.
г.Реки России.
д.Работа с картой
2.Отрицательная роль воды.
а. Наводнение
б. Причины наводнения
в.Виды наводнения
3.Введение знаний
-Ученые доказали, что в воде зародилась жизнь. На доске таблица. Заполним ее. Что необходимо для жизни – человеку, животным и растениям?
Животные | Растения | |
-пища -вода -воздух | -пища -вода -воздух | -вода -свет -воздух +С∘ |
Вывод: всему живому нужна вода.
-Вода имеет еще и чудесное свойство: в природе она встречается в трех состояниях. В каких?
-Где встречается вода в твердом состоянии? В жидком? В газообразном?(как вариант можно попутно заполнять схему(Слайд 2)
ОБЛАКА
ГАЗООБР.
ТУМАН
РОДНИК
РЕКА
ПРЕСНАЯ
ВОДА
ГРАД
ЖИДКОЕ
ТВЕРДОЕ
ОЗЕРА
ЛЕД
СОЛЕНАЯ
СНЕГ
ОКЕАН
МОРЕ
-Заполним схему «Круговорот воды в природе» ( Слайд 2)
ПЕРЕНОС ВЛАГИ
КОНДЕНСАЦИЯ
ОСАДКИ
ИСПАРЕНИЕ
СТОК С СУШИ
ОКЕАН
-Россия – страна рек. Почему?
( слайд № 4)
-Что служит питанием для рек?
-Назовите крупные реки России.( Слайд 5)
-В какой части Евразии они расположены?
-Заполните таблицы ( работа в парах с географической картой).
Текут с севера на юг | |
|
|
Вывод:
Впадают в бассейн Атлантич.океана | Впадают в бассейн Тихого океана | |
|
|
|
Вывод:
-Но вода не только способна породить жизнь, но и уничтожить ее( выдержки о Всемирном потопе). Слайд № 6
-Как вы думаете, что такое потоп?
-В результате чего произошел подъем воды?
-Можно ли назвать потоп катастрофой? Почему?
-Часто ли на Земле случаются потопы? Какие явления случаются чаще?
-Скажите своими словами, что такое наводнение.
Дать определение наводнения.
Дать таблицу: год, страна, число жертв, затопленная площадь.( слайд № 7)
-Разделите наводнения на группы по количеству жертв, объему затопленной территории. Дайте им названия.( выслушать предположения детей).
Дать названия видов наводнения по уровню воды, ущербу наносимому стране, числу жертв: низкие, высокие, выдающиеся, катастрофические.
-Что кроме дождей, как в потопе, может стать причиной наводнения по вашему мнению?
Дать основные причины наводнения
-В нашей местности бывают наводнения? Причины?
4.Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний
-Сложим из частей определение «наводнения»:
1. значительное затопление водой местности
2. в результате подъема уровня воды
3. в реке, водохранилище, озере или море
4. вызванное обильным притоком воды
5. в период ливней, снеготаяния, ветровых нагонов воды
-Заполним схему:
Причины наводнения
Наводнение-
Виды наводнения
5.Подведение итогов обучения
-Что нового узнали? Чему научились?
6.Определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Задание по группам:
1.Найти определения «половодье», «паводок», «затор», «зажор».
2.Последствие наводнения