Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рождественская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока ОБЖ

для 7 класса

«Реки и стихийные бедствия, связанные с ними»

Авторы: учитель ОБЖ Мураховская О.А.

учитель географии и биологии Ачапкина Л.А.

с.Рождествено, 2014 год

Цель урока: сформировать знания учащихся по темам: «Реки России», «Наводнение», усвоить основные понятия и научные факты.

Задачи:

-образовательные: сформировать на уроке новое понятие «наводнение», его виды и причины его вызывающие; дать представление о взаимосвязи круговорота воды, питания рек; отработать навыки чтения и анализа карт, схем; научить делать выводы; формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку, научить самостоятельно делать выводы; формировать умение активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве; активизировать познавательную активность.

-развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с картой и схемами; умение работать в коллективе.

-воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, формирование интереса к будущему страны; формирование ответственности; воспитание положительного отношения к знаниям; товарищеской поддержки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний

На доске:

1.Созидательная роль воды

а. Вода – источник жизни на Земле.

б.Свойства воды.

в.Круговорот воды в природе.

г.Реки России.

д.Работа с картой

2.Отрицательная роль воды.

а. Наводнение

б. Причины наводнения

в.Виды наводнения

3.Введение знаний

-Ученые доказали, что в воде зародилась жизнь. На доске таблица. Заполним ее. Что необходимо для жизни – человеку, животным и растениям?

Человек

Животные

Растения

-пища

-вода

-воздух

-пища

-вода

-воздух

-вода

-свет

-воздух

Вывод: всему живому нужна вода.

-Вода имеет еще и чудесное свойство: в природе она встречается в трех состояниях. В каких?

-Где встречается вода в твердом состоянии? В жидком? В газообразном?(как вариант можно попутно заполнять схему(Слайд 2)

ОБЛАКА

ГАЗООБР.

ТУМАН

РОДНИК

РЕКА

ПРЕСНАЯ

ВОДА

ГРАД

ЖИДКОЕ

ТВЕРДОЕ

ОЗЕРА

ЛЕД

СОЛЕНАЯ

СНЕГ

ОКЕАН

МОРЕ

-Заполним схему «Круговорот воды в природе» ( Слайд 2)

ПЕРЕНОС ВЛАГИ

КОНДЕНСАЦИЯ

ОСАДКИ

ИСПАРЕНИЕ

СТОК С СУШИ

ОКЕАН

-Россия – страна рек. Почему?

( слайд № 4)

-Что служит питанием для рек?

-Назовите крупные реки России.( Слайд 5)

-В какой части Евразии они расположены?

-Заполните таблицы ( работа в парах с географической картой).

Текут с юга на север

Текут с севера на юг

Вывод:

Впадают в бассейн Сев.Ледовитого океана

Впадают в бассейн Атлантич.океана

Впадают в бассейн Тихого океана

Вывод:

-Но вода не только способна породить жизнь, но и уничтожить ее( выдержки о Всемирном потопе). Слайд № 6

-Как вы думаете, что такое потоп?

-В результате чего произошел подъем воды?

-Можно ли назвать потоп катастрофой? Почему?

-Часто ли на Земле случаются потопы? Какие явления случаются чаще?

-Скажите своими словами, что такое наводнение.

Дать определение наводнения.

Дать таблицу: год, страна, число жертв, затопленная площадь.( слайд № 7)

-Разделите наводнения на группы по количеству жертв, объему затопленной территории. Дайте им названия.( выслушать предположения детей).

Дать названия видов наводнения по уровню воды, ущербу наносимому стране, числу жертв: низкие, высокие, выдающиеся, катастрофические.

-Что кроме дождей, как в потопе, может стать причиной наводнения по вашему мнению?

Дать основные причины наводнения

-В нашей местности бывают наводнения? Причины?

4.Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний

-Сложим из частей определение «наводнения»:

1. значительное затопление водой местности

2. в результате подъема уровня воды

3. в реке, водохранилище, озере или море

4. вызванное обильным притоком воды

5. в период ливней, снеготаяния, ветровых нагонов воды

-Заполним схему:

Причины наводнения

Наводнение-

Виды наводнения

5.Подведение итогов обучения

-Что нового узнали? Чему научились?

6.Определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Задание по группам:

1.Найти определения «половодье», «паводок», «затор», «зажор».

2.Последствие наводнения

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here