Экономика. 1 учебный час. 10 класс. Учебник И.В.Липсиц.

Тема урока: «Семейный бюджет. Как формируются доходы семьи?»

Цели и задачи урока:

  1. Знание: знание учащимися материала о семейных расходах, финансовой грамотности;

  2. Понимание: умение интерпретировать учебный материал;

  3. Применение: упорядочивание, графическое оформление содержания учебного материала; использование учащимися информации в новых ситуациях (формирование бюджета своей семьи);

  4. Анализ: анализ информационных текстов (эссе без авторства, текст учебного пособия);

  5. Синтез: создание кластера по учебному материалу;

  6. Оценка: оценка учащимися новой информации, оценка значимости информации по планированию бюджета семьи для любого цивилизованного человека, для всего современного поколения.

I.Вызов

Функции стадии:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ключевые слова, даты

цитаты

Возможные приёмы и методы

  1. Мотивационная

(вызвать интерес к теме, побудить работать с новой информацией);

  1. Информационная (вызвать «на поверхность» имеющиеся знания учащихся по теме);

  2. Коммуникационная

(бесконфликтный

обмен мнениями)

Вступительное слово. Дорогие друзья! На прошлом уроке мы говорили с вами о том, что в центре мира экономики находится человек, семья, ведь абсолютно все товары и услуги производятся для того, чтобы удовлетворить человеческие потребности. Мы выяснили также, что процессы, происходящие в «домашней экономике», оказывают огромное влияние на национальную экономику в целом. Наша задача сегодня – продожить знакомство с семейным бюджетом, понять закономерности его формирования, научиться принимать правильные решения при формировании семейного бюджета, в частности, в его расходной части.

Давайте попробуем определить статьи расходов семьи! Ваши предложения? Составим кластер.

Учащиеся записывают цели урока:

продолжить знакомство с семейной экономикой,

понять закономерности её развития,

научиться принимать правильные решения при формировании семейного бюджета, в том числе в расходной его части

познакомиться с законом Энгеля

Расходы стремятся сравняться с доходами.

Сирил Паркинсон

Составление кластера

кластер доходы семьи до обсуждения.docx

II. Осмысление материала

Функции стадии:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ключевые слова,

цитаты

Возможные приёмы и методы

  1. Информационная (получение новой информации по теме);

  2. Систематизационная (классификация полученной информации по категориям зания);

  3. Мотивационная (сохранение интереса к теме)

На прошлом уроке вы получили домашее задание: в тетради «Семейный бюджет на 2011 год» перечислить потребности членов семьи, перечистить постоянные и переменные статьи семейных расходов,

(текст набрать на компьютере, авторство не указывать)

У меня в руках – стопка ваших работ. Каждый из вас получит одну работу для анализа (5 минут для работы). Вам предстоит выделить наиболее важные статьи семейных расходов. После обсуждения мы дополнить «веточки» нашего кластера.

Хочу задать вам вопрос, знаете ли вы статьи расходов вашей семьи и то, кто из членов чемьи их контролирует? Попробуем определить, в соответсвии с материалами ваших работ, какие расходы являются повсеместными?

Итак, при более детальном рассмотрении вопроса

мы видим, что статей расходов существенно больше, чем статей доходов… Теперь мы можем сформировать окончательный вариант кластера.

Очеивидно, что наши расходы не только стремятся приблизиться в доходам, но и существенно их перекрывают! В чём же дело?

Как вы думаете, возможно, одна из причин дифицита семейного бюджета кроется в том, что мы слишком легкомысленно относимся к его формированию, ели вообще им занимаемся…?

Существует масса методик и рекомендаций, как правильно сформировать семейный бюджет:

вести тетрадь записи расходов по статьям: обязательные расходы (услуги ЖКХ, телефон, электричество), товары и услуги первой необходимости (питание, лекарства, все для школы, проездной), приобретение высококачественных благ (досуг, автомобиль, электроника, путешествия и пр). Записи можно вести в теради, а можно – с помощью компьютера, благо программ по семейной бухгалтерии – множество!

многие используют «волшебное средство» — «список всего, что должно быть в доме»: продукты, предметы гигиены, средства для уборки, средства для ухода за животными, инструменты для ремонта,

определить лишние расходы, научиться говорить себе «нет»: тяжёлые для организма продукты, дешёвые товары сомнительного качества…

отправляться в магазин со списком, один раз в неделю: указать ЧТО и СКОЛЬКО нужно купить!

приобретать товары в сезон скидок, использовать карты скидок и бонусы

перед покупокой изучить предложения различных продавцов

выбрать оптимальное средство платежа

скептически относиться к рекламе

откладывать 15% от семейных дожодов на депозит

Таким образом, мы учимся экономить, разумно, с чувством собственного достоинства! Специалистиы уверены, что используя все вышеперечисленные инструменты экономии, мы сумеем увеличить наши доходы на 30%!

Отлично, наши доходы растут, а сбережения множатся! Однако, важно помнить, что вместе с доходами растут инфляция и цены. Это — неизбежный процесс и при формировании семйного бюджета мы должны его учитывать.

Задание: прочитать текст

§ 44, стр.236 – 237(3 минуты). Что нового вы узнали из текста?

Печально, но факт: инфляция съедает наши сбережения, заставляет корректировать семейный бюджет. Россияне уже не хотят покупать российские рубли и стремятся обменять деньги на иностранную валюту. Или, того хуже, прячут свои сбережения в «чулок». Выходит, что положение в семейно мини-экономике, в конечном счёте, определяет состояние экономики в целом. Государство ВСЕГДА должно держать

В поле своего зрения события в мире семейной экономики и предотвращать развитие в нём неблагоприятных процессов.

глава семьи тратит много денег на автомобиль: страховка, техобслуживание, замена сезонной резины, средства ухода за машиной, профилактические омотры, плата за парковку…

в семье – две кошки и одна собака: осмотры доктора, прививки, лекарства, когда заболеют, одежда, корм, наполнителя для туалетов…

в семье – трое школьников: одежда, обувь, письменые принадлежности, завтраки и обеды…

у мамы и бабушки – хобби: вязание, вышивка лентами, изготовление авторской куклы, всё это требует немалых денег…

в семье взрослые имеют полисы ДМС…

мама часто посещает парикмахерский салон, а сестра – солярий…

Возможны иные варианты…

Варианты ответов:

у родителей маленькая зарплата!

в семье слишком много тратят на питание!

семье не потянуть содержание атомобиля, но папа так хочет!

бабушка боится сдавать свою квартиру — вдруг обманут и отнимут!

Учащиеся делают записи в тетрадаях.

номинальные доходы семьи

реальные доходы семьи

Если покупаешь то, что тебе не нужно, то скоро будешь продавать то, что тебе необходимо.

Бенджамин Франклин

семейная бухгалтерия

список «всего, что должно быть в доме»

кластер расходы семьи в завершённом виде.docx

III. Рефлексия

Функции стадии:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ключевые слова,

цитаты

Возможные приёмы и методы

  1. Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

  2. Информационная (приобретение нового знания);

  3. Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);

  4. Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственных позиций, оценка процесса).

В заключение урока хотелось бы услашать: что нового, полезного вы узнали на уроке?

Итак, мы заканчиваем оформление «рыбы». Важно помнить о том, что мы не могли предусмотреть всех причин «малобюджетности» российских семей, равно как и тонкостей при составлении семейного финансового плана. Всё придёт со временем, было бы желание совершенствоваться!

До следующй встречи, друзья!

Д/З

§ 44, конспект

что такое семейный бюджет…

к составлению семейного финансового плана должно относиться с уважением и тщанием…

бюджет состоит из доходной и расходной части…

кроме очевидных статей, в бюджете есть «подводные течения», их важно знать и преодолевать

Нажить много денег – храбрость,

Сохранить их – мудрость,

А умело расходовать – искусство.

Бертольд Авербах

Завершение составления «рыбы»

Схема фишбоун в завершённом виде.docx

Источники:

  1. Учебник экономики для 10 класса. И.В.Липсиц. ВИТА. Москва. 2004.

  2. Как вести семейный бюджет. Интеллект-Центр. Москва. 2010.

  3. Развитиекритического мышления на уроке. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Просвещение. Москва. 2011.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here