Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная(коррекционная) общеобразовательная школа – интернат IVвида г.Белая Холуница Кировской области.
Конспект урока ОБЖ в 6 классе по теме
«Правила выхода из леса»
Урок разработала и провела
Екатерина Юрьевна Шитова,
Учитель ОБЖ
Технологическая карта урока ОБЖ в 6 классе IV вида
«Правила выхода из леса» | |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности( по типологии уроков в системе деятельностного метода).Комбинированный урок. |
Деятельностная цель | Формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. |
Дидактическая задача | Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование общих учебных умений в условиях решения учебных задач. |
Задачи на урок: |
|
1. Воспитательные | Воспитывать личность безопасного типа, на основе примеров из художественной литературы; способность учащихся к саморазвитию в соответствии с индивидуальными возможностями . Формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение находить выходы из различных ситуаций. |
2. Коррекционно-развивающие |
|
— познавательные | Учить детей самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Контролировать и оценивать результаты своей деятельности. |
— регулятивные | Учить детей выбирать действия и определять их последовательность в соответствии с поставленной задачей; сличать результат действия с эталоном;определять качество и уровень усвоения знаний. |
— коммуникативные | Развивать навыки инициативного сотрудничества при работе в группе(обращаться за помощью или предлагать помощь товарищам);аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения;строить монологические высказывания |
3. Образовательные | Закрепить у учащихся правила поведения в условиях автономного существования в природной среде.( Что делать,если заблудился) Познакомить со способами ориентирования без компаса и карты( лесными ориентирами) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1.Организационный момент.
2.Мотивация и целеполагание. | Проверка готовности учащихся на уроку. Психологический настрой на урок. Обратить внимание на правильную посадку детей за партами. Раздаются маршрутные листы и проводится инструкция по их заполнению.
Учитель открывает презентацию.( слайд 1) -Ребята, вы узнаёте этих героев?
-Что между ними общего?
— Эти мальчики заблудились, но смогли выйти из леса. Что им помогло? — А вы бы смогли выйти?
— давайте проверим. . На столе вещи: компас, спички, ножик -Ребята, посмотрите, может, что-то из предложенных предметов пригодится для выхода из леса? — Если есть хороший компас, вы не заблудитесь. Только перед входом в лес надо определить направление. -Если заходим на юг, выходить будем ?
— Но всегда ли компас указывает верное направление. Проводится опыт с компасами и магнитом. Обращается внимание на разность показателей. Вывод: достаточно ли компаса, чтобы не заблудиться? — На что ещё будем ориентироваться? — но и небесные светила не всегда бывают видны на небе. _ что дальше? Наших знаний не хватает, ,возникает проблема «Я заблудился Что делать?» ( по ходу рассказа на доске выкладывается алгоритм,а также слайд2) -Итак,вы заблудились,какая перед вами сейчас задача? |
Проверяют готовность к уроку, создают себе комфортные условия
Предполагаемые ответы: -мальчики. Васютка из рассказа Астафьева и Митраша из рассказа Пришвина — они заблудились, они мальчишки.
-Знания и умения. — нет ,да ,не знаю
.-компас.
— на север.
— недостаточно
— солнце, звёзды
???
Учащиеся ставят проблему и главную задачу. — выйти из леса, попробовать поискать другие ориентиры. | Готовность и способность учащихся к саморазвитию.
Установка на мотивацию учебной деятельности
Формулировка и удержание учебной задачи с помощью педагога. |
3.Проверка домашнего задания. |
Вспомним алгоритм прошлого урока и расставим его по полочкам.
Оцените себя по образцу. Слайд №3
— Обратите внимание, на каком из этих этапов мы можем определить что-то важное для себя?
| Работа в группе Учащиеся совместно выкладывают на доске алгоритм действий:
( костры,сигналы sos,и.т.д.)
6.Сделайте укрытие 7.Разведите костры и снова подавайте сигналы. 8.Ещё раз успокойтесь и подумайте.
.
Дают оценку в виде международных сигналов о помощи
-Осмотритесь и прислушайтесь.
| Формулировка и удержание учебной задачи.
Применение правил и инструкций в деятельности.
Пошаговый контроль.
Инициативное сотрудничество.
|
Сообщение нового материала. | Слайд№4-5 Тема урока « Лесные ориентиры» — Лес живёт своей жизнью, но если осмотреться и прислушаться можно многое понять. Учебники ОБЖ всегда были спутниками путешественников. Предлагаю для решения этой задачи сперва выслушать своих товарищей По ходу сообщений идёт показ слайдов 6 -9 По окончании ответов учащихся им предлагается оценить себя в маршрутном листе,(графа д/з) — Сейчас обратимся к иллюстрациям учебника и сделаем выводы Слайды 10-12 |
Краткие сообщения детей. Остальные дети делают краткие записи в тетради.
Дают оценку в виде международных сигналов о помощи
Делают краткие записи в тетради( пни,церкви,муравейники,цветы) |
Построение монологических высказываний учащихся. Обработка информации ( запись в тетрадь)
|
Закрепление новых знаний | Учитель раздаёт индивидуальные карточки Учащиеся выполняют задание 1 — Сейчас оцените себя в маршрутном листе ( задание 1)
Затем предлагается выполнить дифференцированное задание2 Учитель зачитывает задание конкретно для каждого учащегося, а тот отвечает. Снова оцените себя ( задание 2)
Предлагается совместная работа по выработке рекомендаций путникам, отправляющимся в лес. | .
Дают оценку в виде международных сигналов о помощи
Дают оценку в виде международных сигналов о помощи
Учащиеся дают рекомендации.( на фоне этого складывается впечатление о знаниях, полученных на уроке.
| . Выбор учебного действия в соответствии с поставленной задачей Осуществление пошагового контроля. |
Домашнее задание. | Раздаточный материал. Расставить карандашом направления Север – юг. |
| Установка на выбор и интерпретацию информации(выбрать необходимое и перевести рисунок в монологический рассказ) .
|
Рефлексия | Учитель предлагает оценить себя по маршрутному листу. Вывод: -Оценив себя по маршрутному листу вы сможете ответить на вопрос, который задают себе честные люди на склоне лет: « А пришёл ли я туда, куда шёл? |
| Осуществление Итогового контроля по результатам деятельности на уроке. |
Приложение1.
Маршрутный лист:
Решение алгоритма | Работа в группе | Самостоятельная работа Задание № 1 | Самостоятельная работа Задание№ 2 | |
|
|
|
|
|
Приложение №2
Самостоятельная работа.
№1Определи по квартальному столбу направление СЕВЕР – ЮГ
№2 Трава на тропинке смыкается у пояса человека. Чья это тропа?
Приложение № 3 Алгоритм действий.
Присмотритесь и прислушайтесь
Остановитесь
Успокойтесь
Думайте
Подавайте сигналы о помощи
Разведите костры
Сделайте укрытие
Ещё раз успокойтесь и поду
Проверка компаса
Исправен Неисправен
Выходить из Искать
леса другие
в направлении, ориентиры
противоположном
тому, в котором Солнце и
входили звёзды
Нет на небе
???
Приложение № 4
Сообщения детей.
1.Различные звуки.
Дальность слышимости в километрах | |
Выстрел из ружья | 3км |
Шум поезда | 10км |
Рокот трактора | 3-4км |
Пароходный гудок | 7-10км |
Автомобильный сигнал | 2-3км |
Крик человека | 1-1,5 км |
Лай собак | 2км. |
Услышав звук, повернитесь к нему лицом и попытайтесь определить направление звука. Помните, что ночью слышимость возрастает. Отдалённые звуки слышны лучше, если к ним прислушаться, раскрыв рот.
2.Река, дороги
Если река большая , и вы знаете, что только она течёт в вашей местности, то если идти вниз по её течению, она обязательно выведет к людям.
Хорошими дорогами будут железные дороги, лесные натоптанные тропинки и дороги со следами автомобильных колёс. Остерегайтесь тропинок, на которых трава смыкается на уровне пояса человека. Это звериные тропы.
3 Просеки.
Просека – полоса в лесу, очищенная от деревьев.
На пересечении нескольких просек ставятся квартальные столбы. Они пронумерованы так, что меньшие по значению цифры располагаются с северной стороны, а ребро между этими цифрами укажет направление на север.
По просекам можно ориентироваться только в больших массивах культурного леса. В тайге просека может завести в тупик.