1001 идея интересного занятия с детьми

Урок ОБЖ для 6 класса

«Я И МИР ВОКРУГ МЕНЯ»

Ермоленко Светлана Леонидовна, ГБОУ СОШ №358, преподаватель-организатор ОБЖ, Санкт-Петербург.

Аннотация проекта

Проект «Я и мир вокруг меня» создан на основе использования межпредметных связей: английского языка, биологии и экологии с опорой на знания из области валеологии, ОБЖ, информатики и ИКТ на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в формате ФГОС второго поколения. Проект реализуется в рамках урочной и внеурочной деятельности, предназначен для обучающихся 6-11 классов общеобразовательной школы.

Проект «Я и мир вокруг меня» представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс организационных, исследовательских, творчески и методических мероприятий, призванных обеспечить совершенствование системы экологического воспитания в школе. Тесное взаимодействие и интеграция предметов позволяет нетрадиционно подойти к процессу воспитания экологической грамотности у школьников. Проект является составной частью плана воспитательной работы школы.

Основные принципы реализации проекта:

  • открытость для творческого использования педагогами школы;

  • субъектная позиция учащихся;

  • воспитание через социально значимую деятельность;

  • интеграция усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.

  • самостоятельность при работе над проектом;

  • принцип новизны и доступности.

Проект ориентирован на возрастные группы учащихся от 12 до 16 лет, коллектив педагогов и родителей учащихся. При разработке проекта учитывались опыт деятельности и тенденции развития школы в рамках экологического воспитания.

Актуальность проблемы

Глобальные цели экологического образования определяются социальными требованиями современности. Основными из которых является приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере экологической науки, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе.

Научные знания об окружающей действительности оптимально формируются и развиваются на основе интеграции предметов. Интегрированный подход позволяет формировать УУД обучающихся, а также ключевые компетентности. Диалог культур требует налаживания общения и взаимопонимания между народами через совместное изучение, обсуждение и практические действия по решение экологических проблем в глобальном мире. В школе на настоящий момент сложилась система экологического воспитания. Данную работу осуществляют учителя-предметники, классные руководители в урочной и внеурочной деятельности; все чаще при подготовке к мероприятию используются современное оборудование (интерактивная доска) технические средства, Интернет- ресурсы и сервисы, материалы на СД –носителях. В тоже время экологическое воспитание еще не стало в полной мере приоритетным направлением деятельности каждого педагога школы, формы и методы проводимой работы требуют совершенствования. Поэтому возникла необходимость продолжения целенаправленной работы в области экологического воспитания.

Цель

Воспитание у обучающихся бережного отношения к окружающей природе.

Основные задачи

1.Формировать и совершенствовать у обучающихся экологическую компетентность посредством самостоятельной познавательной и творческой деятельности;

2. Способствовать сохранению природы для будущих поколений;

3. Формировать правила поведения в природе;

4. Поддерживать социально-значимые инициативы, направленные на экологическое воспитание подрастающего поколения;

5. Повышение интеллектуальной, творческой активности обучающихся.

Целевые группы

Участники проекта — обучающиеся 6-11 классов, их родители, педагоги, жители микрорайона школы.

Механизм реализации

Деятельность по реализации проекта предполагает:

  • Разработку и проведение учителями-предметниками и классными руководителями занятий, классных часов направленных на экологическое воспитание в урочное и внеурочное время;

  • Проведение массовых общешкольных мероприятий, таких как месячников по экологическому воспитанию, субботников;

  • Организацию экскурсионно-туристической, физкультурно-оздоровительной и спортивно-прикладной деятельности;

  • Развитие интеллектуальной, творческой активности, детского самоуправления;

  • Повышение методического мастерства педагогов школы.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный – январь — февраль 2014 г.

2. Практический – март – апрель 2014 г.

3. Аналитический – май 2014 г.

Подготовительный этап

Ознакомление с рабочими программами по биологии, английскому языку, корректировка тематического планирования, постановка целей и задач, определение тем для обсуждения на уроках и тем исследовательских проектов, разработка мероприятий в поддержку проектной деятельности, составление ментальной карты проекта, проведение входного анкетирования, выявление трудностей, поиск источников информации для выполнения проектов.

Практический (Поисково-исследовательский) этап

Создание групп обучающихся для работы над проектом. Совместная работа учителя и обучающихся по определению задач деятельности на каждом этапе работы над проектом. Ознакомление обучающихся с Интернет сервисами для совместной работы при обсуждении проекта. Проведение индивидуальных консультаций с целью обнаружения и снятия трудностей у обучающихся при работе над проектом. Контроль за соблюдением временных рамок этапов деятельности (сбор информации обучающимися для исследовательских проектов, оформление результатов исследования, подготовка презентаций. Презентация проектов обучающимися, рефлексия.

Аналитический этап. Цель данного этапа – совместный комлексный анализ проекта. Учитель совместно с обучающимися анализирует работу над проектом, определяя позитивные и негативные стороны каждого проекта. При этом определяется дальнейшая жизнь проекта. (Дальнейшее использование материалов проекта на уроках биологии, экологии, английского языка, ОБЖ, географии. Выступление на научно-практической конференции, участие во внеклассной деятельности).

Планируемые результаты обучения

Личностные

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

развитие целеустремленности, креативности, инициативности, эмпатии, трудолюбия; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; готовность отстаивать общечеловеческие ценности.

Метапредметные

Формирование экологической компетентности посредством познавательной самостоятельной деятельности, знакомство обучающихся с основными направлениями и особенностями глобальных, региональных и локальных экологических проблем; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки при реализации деятельностного подхода.

Предметные

Объяснение места и роли человека в природе, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; знание основных правил поведения в природе, приобщение к общечеловеческим ценностям через источники информации на английском языке; стремление вести здоровый образ жизни.

Возможные риски

Недостаточная готовность части педагогов школы к совершенствованию форм и методов работы в своей деятельности, инертность большинства учащихся и родителей.

Дальнейшее развитие проекта

Реализовать поставленной цели можно при условии ведения постоянной кропотливой работы. Результаты данного проекта могут быть опубликованы в брошюре, а лучший педагогический опыт распространён среди образовательных учреждений и социальных партнеров.

Мероприятия по реализации проекта

пп

Название мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

Предполагаемый результат

Навечно сохраним природу чистой.

1

«Мы призваны любить природу». Учебно-тематические экскурсии:

— на Водоканал;

— на Елагин остров

Апрель

Май-

Кл. рук.

Уч.-предметники

Воспитание чувства гордости за свою страну с чистой, живой природой, уважения к людям стремящимся вести здоровый образ жизни.

2

Уроки экологии «Зелёная планета!»

12.03-22.03

Кл. рук.

3

Творческий марафон «Вперед, Зеленые!»

март-май

Кл. рук.

Уч.-предметники

4

Презентации «Что влияет на экологию моего (Московского) района, моего города?»

Апрель-май

Кл. рук.

Уч.-предметники

5

«Живая планета». Конкурс авторских стихов о природе на английском и русском языках:

Февраль-март

Уч. англ. языка и русского языка

Создание СД-банка

6

Презентация план-схемы «Мы разбиваем новый парк»

Февраль-март

Уч. биологии

Участие в муниципальном конкурсе

7

Внутришкольный конкурс песни экологической тематики «В чистом мире!»

апрель

Зам. директора по ВР, организатор

участие

8

Субботники по очистке территории школы

май

Зам. по УВР

участие

9

Экологический зелёный марафон

Акции: Уютный школьный двор, «Моё первое дерево!».

апрель

Кл. рук.

участие

10

Конкурс творческих работ

«Я горжусь своей Родиной!»:

-сочинения, эссе;

— рисунки;

Март-апрель

Зам. директора по ВР, организатор

участие

11

Эколого-патриотическая акция «Звездная эстафета Победы»

май

Зам. директора по ВР, организатор

Благоустройство воинских захоронений.

12

Конкурс исследовательских работ «Наш дом — планета Земля»

апрель

Зам. директора по ВР, организатор

участие

13

Создание странички в Интернете, школьной газеты «Вперёд, зелёныё!», создание

на сайте школы клуба любителей английского языка посвященной сохранению природы.

март

Уч. англ. языка, уч. ОБЖ.

Создание Web-страницы

Ожидаемые результаты

  • Повышение интереса к проблемам экологии родного;

  • Проведение мероприятий экологической направленности;

  • Накопление обучающимися опыта пользования сервисами Web 2.0 в образовательных и самообразовательных целях;

  • Увеличение количества участников конкурсов исследовательских, творческих работ экологической направленности;

  • Обобщение передового опыта в области экологического воспитания, создание банка учебных и внеклассных методических разработок.

  • Создание видео ролика «Мы сохраним город чистым!»;

  • Создание Web-страницы «Зелёная лента!», создание школьной экологической газеты «Вперёд, зелёные!».

  • ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  • Латчук В. Н., Миронов С. К., Вангородский С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы: программы. — М.: Дрофа.

  • Фролов М. П. Безопасное поведение на дорогах. 5—10 классы: программы дополнительного образования. — М.: Дрофа.

  • Дурнев Р. А., Смирнов А. Т. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников. 5—11 классы: методическое пособие — М.: Дрофа.

  • Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Михайлов А. А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5—9 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики — главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Евлахов В. М. Раздаточные материалы по экологическому воспитанию 5—9 классы. — М.: Дрофа.

  • Вольхин С. Н., Ляшко В. Г., Снегирев А. В., Щербаков В. А. Основы экологического образования и воспитания. — М.: Дрофа.

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here