Открытый урок

Учитель: Редькина Л.М.

Учебный предмет: Основы безопасности жизнедеятельности.

Класс: 7.

Автор УМК: А.Т. Смирнов

Тема урока: «Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения».

Тип урока: I – Урок первичного предъявления новых знаний.

Место урока в учебном плане – 10-ый и 5 урок из раздела «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций»

Цель:

Знакомство с новыми предметными знаниями, развивать навыки по определению потенциально опасных гидрологических районов.

Развивать умения, навыки по действию и по формированию безопасного поведения учащихся в ЧС гидрологического характера.

Снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.

Задачи:

образовательные:

выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках;

выработать умение и порядок действия:

а) при угрозе наводнения;

б) во время наводнения;

в) после спада воды;

обобщить материал как систему знаний

Развивающие:

продолжить развитие умения анализировать ЧС гидрологического характера;
продолжить развитие умения сравнивать порядок действия при ЧС природного характера;
продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи возникновения ЧС гидрологического характера;

продолжить развитие умения приводить примеры наводнений;
продолжить развитие умения выделять главное в алгоритме действия при наводнениях;
формировать умения работы с литературой;
формировать умения работы с картами, схемами;

Воспитательные:

формирование экологической культуры;
вовлечь в активную практическую деятельность;
способствовать воспитанию природо — и культуроохранного, экологического сознания;
создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю;
совершенствовать навыки общения;

Планируемые результаты

1.Личностные

развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности,
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности

2.Предметные

Формировать и развивать:

знания об опасных и чрезвычайных ситуациях:
знания о влиянии последствий опасных и чрезвычайных ситуаций гидрологического характера на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций гидрологического характера,
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности,
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации при наводнении с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

3.Метапредметные:

овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций гидрологического характера;
обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций при наводнении и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях гидрологического и социального характера;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

4.Межпредметные: краеведение, история, география
Формы деятельности: индивидуальная, групповая

Формы обучения: деятельностный способ обучения; исследования;

поиск информации в предложенных источниках;

групповая, парная работа;

метод деятельностного поощрения;

самостоятельная работа с учебником;

деловая игра.

Ресурсы: ПК учителя, медиапроектор, физическая карта мира, презентация по теме,

Видеоролик, карточки, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный

Задача этапа:

настроить учащихся на работу.

Создать перед уроком атмосферу комфорта и доброжелательности.

Приветствие учащихся. «Добрый день, ребята! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения.» Приветствие друг друга. «Ладошка к ладошке».

Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе, рапортичка, фиксация отсутствующих, проверка подготовки учащихся.

Полная готовность оборудования

Деятельность обучающихся:

Коммуникативная: Учащиеся приветствуют учителя и друг друга,

владение приемами и навыками общения друг с другом и со взрослыми

Регулятивная: Сформировать взаимоотношения со взрослыми, готовность к деятельности.

2. Актуализация знаний и постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Побуждающий, диалог, подводящий к теме и задачам урока.

Деятельность учителя:

Работу на уроке мы проведем в группах (разделила на 3 группы).

1.Ребята, о каком природном явлении идет речь в стихотворении?

Учитель читает стихотворение.

«Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась».

Самое крупное наводнение за всю историю Петербурга произошло 7 ноября 1824 года, и последствия его были страшными. Вода в Неве поднялась выше ординара на четыре с лишним метра! Именно о нем написал в своей замечательной поэме «Медный всадник» Александр Сергеевич Пушкин:

2.Чтобы ответить на вопрос

Какие задачи мы будем решать на уроке – решите кроссворд (см. в приложении)

Итак-главное слово «угроза»

Что оно означает?

Кому грозит беда?

О чем будет наш урок?

Какие задачи мы будем решать?

(оцениваю работу группы жетонами)

3. Выслушиваю задачи урока, которые сформулировали учащиеся.

Чтение стихотворения

Чтоб вдруг не настигла стихия

Не накрыла внезапно беда, Мы должны принять меры такие,

Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,

Перед стихией нельзя отступать,

Солидарность с гражданской защитой вам поможет с бедой совладать

Познавательная:

Слушают и отвечают на вопросы.

Ищут ответы, представляют информацию в таблице.

Коммуникативная:

Слушают и отвечают на вопросы.

Ищут ответы, представляют информацию в таблице.

Регулятивная:

Учатся слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания.

Анализируют, сравнивают, строят логические обоснования.

Определяют цель, проблему в деятельности учебной и жизненно-практической.

3. Актуализация знаний (межпредметных связей

(география, история, краеведение)

Первичное усвоение знаний

Переход учащихся к активному сознательному усвоению новых знаний

Записываю тему урока и план урока

«Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения»

Где произошли крупные наводнения в нашей стране в последние два года? Покажите на карте.

Какие последствия наводнений на Дальнем Востоке?

1. Демонстрация видеоролика: «Советы МЧС России по спасению при паводке (наводнении)»

(посмотреть видеоролик, прочитать текст, стр.103-107 и составить инструкцию по вариантам.

Раздать инструкции с ошибками (восстановить нарушенный алгоритм поведения)

алгоритм поведения :

а) как подготовиться к наводнению;

б) как действовать во время наводнения;

в) как действовать после наводнения

Познавательная деятельность учащихся

Учащиеся находят и показывают на физической карте районы наводнений.

Выделяют существенную информацию из видеоролика

Поиск информации в учебнике в соответствии с темой заданий:

а) как подготовиться к наводнению;

б) как действовать во время наводнения;

в) как действовать после наводнения

Коммуникативная деятельность учащихся

Учатся договариваться, в распределении функций и ролей в совместной деятельности

Готовность к коллективным формам деятельности, умение

участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. Преодолевают конфликты.

Сотрудничество:

Объясняют где найти текст, ставят вопросы, обращаются друг к другу за помощью.

Регулятивная деятельность учащихся

Записывают тему урока.

Находят достоверную информацию в учебнике.

Находят необходимый материал в учебнике, анализируют его,

Составляют инструкцию, дополняют, уточняют, высказывают мнения по существу поставленного задания.

Устанавливают аналогии в алгоритме поведения при других ЧС, чтобы решить данную задачу.

4. Первичная проверка

понимания

Демонстрация слайда с правильным алгоритмом поведения при наводнении.

Найти ошибки, исправить (результаты показывают светофором-карточкой-красного и зеленого цвета)

Учащимся предлагается прочитать инструкции с учетом исправления.

Прочитать инструкции по правилам действия в условиях ЧС (наводнения)

а) как подготовиться к наводнению;

б) как действовать во время наводнения;

в) как действовать после наводнения.

Демонстрация слайда с правильным алгоритмом поведения при наводнении.

Найти ошибки, исправить (результаты показывают светофором-карточкой-красного и зеленого цвета)

Учащимся предлагается прочитать инструкции с учетом исправления.

Прочитать инструкции по правилам действия в условиях ЧС (наводнения)

а) как подготовиться к наводнению;

б) как действовать во время наводнения;

в) как действовать после наводнения.

5. Физкультминутка:

Звучит музыка

Учащиеся под музыку и под руководством ученика

Выполняют комплекс упражнений.

6. Первичное закрепление новых знаний в знакомой ситуации.

Расположите рисунки на ватмане в соответствии с алгоритмом поведения (вывешивают на доске)

1.Воспроизвести опорную схему – (расположить рисунки ) алгоритм действия в ситуациях

а) Что делать в случае угрозы наводнения?

б) как действовать во время наводнения;

в) как действовать после спада воды

2. Собрать рюкзак

Познавательная: Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Проводят работу в группах. Представляют информацию картинках.

Коммуникативная:

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Учатся адекватно воспринимать предложения по исправлению ошибок.

Выбирают необходимые вещи и документы из предложенного многообразия.

Регулятивная: Работать по плану, сверяясь с целью. Оценивать степень и способы достижения цели. Внесение коррективов в действия после завершения работы на основе оценки.

Собранный рюкзак в соответствии с темой урока.

7. Первичная проверка понимания.

Тестовая работа

Проверка и оценивание результатов выполнения работы.

Стимулирование учащихся на самообразование.

Выявление недостатков и причин появления.

Познавательная: Анализируют, сравнивают, находят верные ответы.

Коммуникативная: Принимают самостоятельные решения и делают выводы

Регулятивная: Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),учитель консультирует.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

Параграф 4.3, определить порядок действия при внезапном наводнении (ливень), согласуйте свой план совместных действий с родителями.

— инд.задания (оказание ПМП при утоплении);

— последствия наводнений:

— поражающие факторы наводнений

(по интересам – подготовить памятку для учащихся начальной школы «Поведение при угрозе затопления» в картинках,

или по степени сложности)-репродуктивный, конструктивный или вариативный

Уточнить порядок совместных действий.

Проверить понимание уч-ся способов выполнения дом работы

Регулятивная:Учащиеся слушают, записывают д/з, уточняют.

Коммуникативная: Оказывают помощь, выбирают совместные и индивидуальные задания.

9. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Сформировать 4 группы

а) как подготовиться к наводнению;

б) как действовать во время наводнения;

в) как действовать после спада воды;

г.) сотрудники МЧС — контролируют и дополняют действия участников)

Проверка полноты, осознанности, действенности и прочности знаний, умений и навыков.

Познавательная:

Учащиеся делятся на группы (по цвету жетонов)

А) желтые — как подготовиться к наводнению

б) зеленые — как действовать во время наводнения;

в) красные — как действовать после спада воды

г) синие — сотрудники МЧС

Коммуникативная: Тренинг на развитие коммуникативных навыков, принятие самостоятельных решений, на учёт позиции партнёра;— на организацию и осуществление сотрудничества;

Регулятивная: Ориентировка в ситуации на принятие решения,

на самоконтроль; отслеживания продвижения в выполнении задания, минимизации пошагового контроля со стороны учителя.

10. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

1.Сообщение учителя

учитель консультирует и мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой),

«МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)

Чему научились?

2..Подведение итогов самими учащимися

3.Выводы учителем:

Общая характеристика работы классом, успешность овладения материалом, вскрытые недостатки, пути преодоления

Познавательная: Анализируют результаты своей личной, групповой и работы всего класса. Дают оценку своей деятельности.

Коммуникативная:

Анализируют результаты своей личной, групповой и работы всего класса

Дают оценку своей деятельности.

Регулятивная: Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),

реализация рефлексивного Установление соответствия результата поставленной цели

открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке;

— прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here