Конспект уроки ОБЖ в 6 классе на тему «Область пожарной безопасности»
РАЗРАБОТАЛА:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – ОРГАНИЗАТОР ОБЖ
ЛАРИНА С.А.
МУРОМ
2013 – 2014уч.г.
ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации большинство пожаров возникает в результате безответственного отношения отдельных граждан к правилам пожарной безопасности, незнания опасности и последствий этого разрушающего бедствия.
Сегодня почти каждый второй пожар происходит из-за неосторожного обращения с огнем, каждый четвертый — несоблюдения требований правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов. В целом по стране по вине граждан, не знающих основы пожаробезопасного поведения, происходит более 70% пожаров. В нашей стране на протяжении многих десятилетий работает система организации обучения в области пожарной безопасности, охватывающая практически все слои населения.
Организация обучения населения в области пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом «О пожарной безопасности» N 69-ФЗ (далее — Федеральный закон N 69-ФЗ), Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 (далее — ППБ 01-03). В указанных руководящих документах прописано, что организация обучения населения мерам пожарной безопасности относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 18 Федерального закона N 69-ФЗ, п. 11 ППБ 01-03). В организациях обучение мерам пожарной безопасности проводится администрацией (собственниками) организаций (ст. 25 Федерального закона N 69-ФЗ). При этом отмечается, что «все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем» (п. 7 ППБ 01-03).
В руководящих документах прослеживается четкая и последовательная структура системы обучения в организациях, согласно которой противопожарные знания доводятся до каждого работника. С введением поправки в ст. 25 Федерального закона N 69-ФЗ обучение работников организаций осуществляется по специальным (учебным) программам, согласованным в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
С целью предъявления единых требований к уровню подготовки работающего населения и контроля за качеством осуществления обучения в области пожарной безопасности согласующим органом должны предъявляться единые требования к обучающим программам и, соответственно, к качеству подготовки работников организаций в области пожарной безопасности. Кроме того, на руководителей организаций возлагаются обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ) и ответственность за их нарушение (ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ), в соответствии с которыми должна осуществляться подготовка данного контингента специалистов (с учетом их обязательств обучения работников организаций мерам пожарной безопасности).
Настоящие Методические рекомендации разработаны в помощь руководителям и специалистам организаций, отвечающим за проведение обучения работников мерам пожарной безопасности, в рамках противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума.
Цели и задачи обучения сотрудников в области пожарной безопасности
Целью обучения сотрудников в области пожарной безопасности является повышение противопожарной культуры работающего населения, способствующей стабилизации обстановки в Российской Федерации в области пожарной безопасности на производстве и в быту.
Основными задачами обучения являются:
— приобретение знаний в области пожарной безопасности;
— овладение приемами и способами действий при возникновении пожара;
— выработка умений и навыков по спасению жизни, здоровья и имущества при пожаре.
Виды обучения
1. Противопожарный инструктаж
Противопожарный инструктаж — доведение до сотрудников основных требований пожарной безопасности, средств противопожарной защиты и действий в случае возникновения пожара.
Проводится со всеми работниками учреждения по утвержденным программам и в порядке, определяемом руководителем.
По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.
Вводный противопожарный инструктаж проводится:
— со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии и (или) должности;
— с временными работниками;
— с учащимися.
Вводный инструктаж проводит лицо, на которое приказом возложены эти обязанности.
О проведении вводного инструктажа делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности, с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Лица, не прошедшие вводный инструктаж, к исполнению служебных обязанностей не допускаются.
Первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте проводится:
— со всеми вновь принятыми на работу;
— с работниками, выполняющими новую для них работу;
— с временными работниками;
— учащимися.
Проведение инструктажа осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в учреждении.
Инструктаж проводят с каждым работником или учащимся индивидуально, с практическим показом действий по предупреждению и тушению пожара. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места.
Работники допускаются к работе после проверки теоретических знаний и приобретенных навыков в области пожарной безопасности.
Повторный противопожарный инструктаж проводится со всеми работниками учреждения, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, и не реже одного раза в полугодие.
В ходе повторного инструктажа проверяются знания правил и инструкций по пожарной безопасности.
Внеплановый противопожарный инструктаж проводится:
— при введении в действие новых или переработанных правил пожарной безопасности, норм пожарной безопасности, иных нормативных правовых документов в области пожарной безопасности;
— при нарушении работниками учреждения требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;
— для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников учреждения;
— при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших в аналогичных учреждениях;
— при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности.
Внеплановый противопожарный инструктаж проводится непосредственно руководителем индивидуально или с группой работников.
Объем и содержание противопожарного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Целевой противопожарный инструктаж проводится:
— при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по специальности;
— при проведении экскурсий, массовых мероприятий с учащимися на территории учреждения.
Целевой инструктаж проводится непосредственно руководителем и фиксируется в журнале инструктажей, установленных правилами пожарной безопасности.
Пожарно-технический минимум
Пожарно-технический минимум — основной вид обучения работников учреждения мерам пожарной безопасности, целью которого является повышение противопожарной культуры, овладение приемами и способами действий при возникновении пожара, выработка практических навыков по спасению жизни, здоровья и имущества при пожаре.
При организации обучения работников учреждения и ответственных за пожарную безопасность необходимо обратить особое внимание на их персональную ответственность за соблюдение мер пожарной безопасности.
При обучении сотрудников следует выделять темы по направленности, уделив особое внимание практической составляющей (умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, правила поведения при пожаре в конкретных ситуациях, действия по эвакуации из здания), избегать сложностей при изложении материала. При проверке полученных знаний необходимо убедиться в правильности действий при возникновении пожара.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование | Часы | |
1 | Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности | 1 |
2 | Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах | 2 |
3 | Обучение детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ основам пожаробезопасного поведения | 6 |
4 | Меры пожарной безопасности в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах | 2 |
5 | Средства тушения пожаров и правила их применения для тушения пожаров, действия при пожарах и вызов пожарной охраны | 1 |
6 | Практические занятия | 3 |
7 | Итого: | 15 |
Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03. Инструкции по пожарной безопасности. Права, обязанности, ответственность руководителей организаций за соблюдение правил пожарной безопасности. Законодательная база пожарной безопасности и ее система
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем Федеральный закон, требования пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности.
Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в общеобразовательных школах
Краткий анализ пожаров и загораний в школах. Порядок действий в случае возникновения пожара.
Тема 3. Обучение учащихся школы основам пожаробезопасного поведения Методические рекомендации по обучению детей школьного возраста основам правил пожаробезопасного поведения. Проведение уроков в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Дидактический материал по обучению мерам и правилам пожарной безопасности. Организация класса, уголка пожарной безопасности. Практические занятия по поведению учащихся при возникновении пожара.
Тема 4. Меры пожарной безопасности в школе Краткий анализ основных причин пожаров и загораний. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электрических сетей, электрооборудования и электронагревательных приборов. Хранение и обращение с огнеопасными жидкостями. Понятие о взрыве. Противопожарный режим при приеме, выдаче и использовании огнеопасных жидкостей. Хранение и меры пожарной безопасности при пользовании химическими реактивами и щелочными металлами. Противопожарный режим в здании, на территории. Содержание эвакуационных путей, порядок установки на окнах металлических решеток и жалюзей. Расположение парт, столов и стульев в классах. Содержание входов, выходов, холлов, коридоров, лестничных клеток, а также чердаков, подвальных помещений, учебно-производственных мастерских, кабинетов химии и физики. Разработка планов эвакуации. Инструктаж обслуживающего персонала. Требования к помещениям с массовым пребыванием людей. Ответственность за проведение массовых мероприятий, назначение и обязанности дежурных.
Тема 5. Средства тушения пожаров. Правила их применения. Действия при пожарах и вызов пожарной охраны
Назначение ручных огнетушителей. Понятие об устройстве и принципе действия углекислотных, порошковых и аэрозольных огнетушителей. Правила эксплуатации и пользования ими при тушении пожаров. Назначение первичных средств для тушения пожара (песок, различные покрывала, ведра и бочки с водой, пожарный инвентарь) и внутренних пожарных кранов. Правила их эксплуатации. Действия обслуживающего персонала, учащихся старших классов школы при пожаре. Организация и порядок эвакуации детей и имущества из помещений при пожарах.
Тема 6. Практические занятия Тренировка проведения эвакуации при различных сценариях развития пожара. Проверка действий учащихся школы при возникновении пожара. Работа с огнетушителем.
Зачет. Проверка знаний пожарно-технического минимума.
Приложение 1
Боевой расчет к плану эвакуации на случай пожара в школе
Порядок проведения | Исполнитель | |
1.При возникно- вении пожара. | Быстро по телефону 01 вызвать пожарную команду и открыть все выходы из школы. | Директор школы,завхоз
|
2.Объявление об эвакуации. | Лично, через посыльных или посредством звонковой сигнализации приступить к эвакуации учащихся. Маршрут движения и место сбора по плану эвакуации. | Дежурный администратор
|
3.Эвакуация учащихся.
| Открыть обе створки дверей класса, вывести учащихся к лестнице и по указанному выходу вывести их к месту сбора. Принять меры в случае необходимости к спасению людей. | Учителя |
4.Встреча пожар- ной команды. | Выйти к главному подъезду школы, дождаться прибытия пожарной команд. Проводить прибывших пожарных к месту пожара. | Дежурный администратор, дежурный учитель |
5.Тушение пожара до прибытия по- жарной команды. | Открыть шкафчики для внутренних пожарных кранов, открыть задвижки и приступить к тушению пожара. Для тушения пожара использовать имеющиеся в школе огнетушители.
| Учитель труда, работник и по обсл. здания, завхоз |
6.Эвакуация имущества. | В первую очередь эвакуировать документы из кабинета директора и классные журналы из учительской через выход № 4. Детскую верхнюю одежду через выход № 2. Медицинское оборудование и документы через выход № 4. Во вторую очередь оборудование со второго этажа и книги из библиотеки по лестницам № 2 № 3 и с 1 этажа через выход №1.
| Завхоз школы
Все техслужащие работники
Все учителя, не занятые эвакуацией детей. |
Примечание: При пожаре в ночное время дежурный сторож по телефону 01 вызывает пожарную команду, а также оповещает директора и учителей, имеющих телефон.
Приложение 2
План эвакуации на случай пожара в школе
Выход № 1
1 этаж ГПД, каб. № 5, 3
2 этаж каб. № 10, актовый зал, спортивный зал, психолог, библиотека
(лестница № 1)
Выход № 2
1 этаж каб. № 4,7,6
2 этаж каб. № 11, 12 (лестница № 2)
Выход № 3
1 этаж каб. № 9,8
2 этаж каб. № 14,15,13, учебная часть (лестница № 2)
Выход № 4
1 этаж каб. № 1,2, учительская, канцелярия, директор, вожатская,
медицинский пункт
Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03. Инструкции по пожарной безопасности. Права, обязанности, ответственность руководителей организаций за соблюдение правил пожарной безопасности. Законодательная база пожарной безопасности и ее система
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем Федеральный закон, требования пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности.
Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в общеобразовательных школах
Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА
1. В случае возникновения пожара действия работников школы и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.
2. Каждый работник школы, обнаруживший пожар и его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) обязан:
а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);
б) задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;
в) известить о пожаре директора школы или дежурного администратора;
г) организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в школе средствами пожаротушения.
3. Директор школы или дежурный администратор, прибывший к месту пожара, обязан:
а) проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;
б) осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
в) организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;
г) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;
д) проверить включение в работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения;
е) удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;
ж) при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;
з) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;
и) организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;
к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;
л) организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану;
м) информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.
4. При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:
а) с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;
б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью учителям и другим работникам школы нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;
в) эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста следует эвакуировать в первую очередь;
г) в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в теплые вещи;
д) тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под партами, в шкафах или других местах;
е) выставлять посты безопасности на выходах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;
ж) при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;
з) воздержаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.
Тема 3. Обучение учащихся школы основам пожаробезопасного поведения
проведение занятий
по правилам пожарной безопасности
с учащимися основной общеобразовательной
школы №12
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Форма проведения занятий: беседа, лекция, семинар в сочетании с практическими занятиями, экскурсиями, играми.
Учебная цель занятия — привитие учащимся навыков пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, других экстремальных ситуаций, формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, закрепление знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», улучшение правовой подготовки, обучение правилам пожарной безопасности.
Занятия с учащимися школы проводят учителя, классные руководители или наиболее подготовленные преподаватели из числа педагогического состава учреждения образования. К занятиям целесообразно привлекать сотрудников государственной противопожарной службы, медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений.
При подготовке к занятиям необходимо подобрать наглядные средства и пособия
(плакаты, слайды, диафильмы, различные макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия программы обучения, ознакомиться в районной пожарной части с характерными пожарами происшедшими в городе, районе, по возможности организовать просмотр видеосюжетов на противопожарную тематику.
Для закрепления знаний, полученных учащимися во время занятий, организовываются экскурсии в пожарную часть.Качество усвоения учащимися полученных знаний проверяется методом контрольного опроса.
Цель и задачи обучения
1. Сформировать у детей чувство повышенной опасности огня. Для этого необходимо:
изучить свойство огня;
рассказать о признаках и свойствах предметов и материалов с точки зрения их пожарной опасности (горимости);
научить безопасно обращаться с огнем, газовыми и электрическими бытовыми приборами.
2. Убедить детей в необходимости соблюдать правила пожарной безопасности. Для этого необходимо знать:
причины возникновения пожаров;
основные правила пожарной безопасности.
3. Дать представление детям о труде пожарных,:
-
сформировать интерес к труду пожарных;
-
дать представление о пожарной технике, работе боевого расчета и государственного пожарного надзора;
-
рассказать о различных способах тушения пожаров и мерах их предупреждения.
4. Научить детей грамотно и безопасно вести себя в случае пожара.
Основная цель педагога при этом – профилактика пожаров по вине детей и детского травматизма от огня и дыма.
ТЕМА » Тайны огня. Огонь – друг, огонь- враг»
Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь защищает человека от животных, использовался для приготовления пищи, орудий труда, дарил ему тепло, свет. Люди научились добывать и сохранять огонь.
Миф о Прометее, который похитил с Олимпа огонь и принес его людям. Научив их пользоваться огнем, Прометей сделал людей сильными и независимыми от богов. За это Зевс приковал его к высокой стене. Выражение «Протеев огнь» стало символом борьбы его со злом.
Огонь почитался как сила целительная и защищающая от болезней. При эпидемиях зажигали » свежий», не от огня, а добытый трением огонь и через него перепрыгивали, дабы защитить от мора. Через огонь прогоняли скот при эпидемиях.
Освоение огня оказало решающее влияние на развитие человечества. Именно огонь разорвал связь человека со стадной жизнью. Огонь заложил основу человеческого хозяйства.
Важным шагом в развитии первобытных людей стало использование огня для плавки металла. Применение пара для механической работы. От паровой машины до» огня» атомных реакторов.
В настоящее время трудно назвать область человеческой деятельности, где бы не использовался огонь прямо, либо через посредство его производного теплоносителя.
Огонь стал не только другом человека; вырвавшись из под контроля человека, он превращается в его недруга.
Пожар — это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.
ТЕМА: «Безопасность в помещении»
Всем кажется, что дом – это самое надежное безопасное место. Но так ли это на самом деле?
Возможность несчастного случая чрезвычайно велика. В доме (квартире) находятся различные бытовые приборы, оборудование, горючие жидкости и источники тепла. Рассмотрим типичную квартиру, в которой при несоблюдении правил пожарной безопасности может возникнуть множество опасных ситуаций, ниже дан их перечень. Обсудим это с детьми, найдите правильные решения. Составим список возможных нарушений правил пожарной безопасности в квартирах (список можно составить с помощью детских рисунков). Полученные материалы вывесить в соответствующем месте для визуального запоминания.
Возможные опасности:
-
спички оставленные на виду у детей;
-
никто не следит за тостером;
-
мусорное ведро переполнено;
-
сковородка оставленная на плите ручкой над огнем;
-
в доме остался маленький ребенок без присмотра;
-
белье сушится над плиткой;
-
оставленные без присмотра емкости с горючими жидкостями и химикатами;
-
сушилка для посуды установлена над плитой;
-
розетка и провод находятся рядом с прибором, являющимся источником тепла;
-
электролампа накрыта тканью или бумагой;
-
электрический кабель лежит посреди комнаты;
-
занавеска находится близко от газовой (электрической) плиты;
-
включенные электроприборы оставленные без присмотра;
-
ребенок раскрывает металлическим предметом розетку;
-
на елке горят свечи.
Основные правила поведения при пожаре
-
Обнаружив пожар, постарайтесь трезво оценить ситуацию, свои силы и найти себе помощников.
-
Прежде всего, вызовите пожарную охрану по телефону «01» или с помощью других аварийных служб.
-
В рискованных ситуациях не теряйте времени и силы на спасение имущества.
-
Главное любым способом спасайте себя и других людей, попавших в беду.
-
Позаботьтесь о спасении детей и престарелых. Уведите их подальше от места пожара, так как возможны взрывы газовых баллонов, бензобаков и быстрое распространение огня.
-
Обязательно направить кого-нибудь на встречу пожарным подразделениям, чтобы дать им необходимую информацию (точный адрес, кратчайшие подъездные пути, что горит, есть ли там люди).
Если горит одежда на человеке.
-
Если на вас загорелась одежда, не вздумайте бежать, так как пламя разгорается еще сильнее. Постарайтесь быстро сбросить горящую одежду.
-
Вам повезло, если рядом любая лужа или сугроб снега – «ныряйте» туда. Если их нет, то падайте на землю и катайтесь, пока не собьете пламя. Последняя возможность накинуть на себя любую плотную ткань (пальто, одеяло и пр.), оставив при этом голову открытой, чтобы не задохнуться продуктами горения
-
Не пытайтесь снимать одежду с обоженных участков тела до обращения к врачу.
Пожар в квартире.
Две трети пожаров происходят в жилых домах и квартирах. И чаще всего из-за небрежного или неумелого обращения с огнем, особенно по причине курения » на нетрезвую голову». Нередко происходят пожары и от неисправных или оставленных без присмотра электроприборов.
Если у вас или у ваших соседей случился пожар, то главное сразу же вызвать пожарную охрану. Она прибудет в считанные минуты. И если у вас нет домашнего телефона, безвыходных ситуаций не бывает: сигнал бедствия можно подать из окна или балкона. Тем, кто прикован к постели можно поднять необычный шум (стучать по батарее или в пол и стены, бросить в окно или с балкона какие-то предметы и т. д.).
Загоревшийся бытовой электроприбор надо сначала обесточить, а потом позвонить по «01». По возможности покинуть квартиру через входную дверь. Очень важно не забыть при этом, плотно закрыть за собой дверь горящей комнаты это не даст распространиться огню по всей квартире. Если путь к входной двери отрезан огнем и дымом, спасайтесь через балкон. Балконную дверь обязательно закройте за собой. Можно перейти на нижний этаж с помощью балконного люка или к соседям по смежному балкону. Еще один путь спасения через окно. Уплотните дверь в комнату любыми тряпками или мебелью. Как только убедитесь, что ваш призыв о помощи услышан, ложитесь на пол, где меньше дыма и жара. Таким образом, можно продержаться около получаса.
Если горит входная дверь квартиры.
Не открывайте ее, иначе огонь войдет в квартиру. Дайте знать соседям, пусть они попытаются потушить дверь снаружи и вызовут пожарную охрану. В это время вам лучше всего поливать дверь водой изнутри.
Если горит балкон или лоджия.
Пожар на балконе опасен тем, что огонь может быстро перекинуться на верхние этажи или проникнуть в квартиру.
После сообщения о загорании в пожарную охрану попробуйте справиться с пламенем любыми подручными средствами. Если есть возможность, можно выбросить горящий предмет с балкона, но предварительно убедившись, что внизу никого нет.
Если потушить огонь не удалось, закрывайте балконную дверь, форточку и ждите приезда пожарных на улице.
В вашей семье есть маленькие дети? Всегда держите дверь на балкон закрытой, ребятишки очень любят пускать вниз огненные самолетики.
Если горит телевизор.
Во-первых, сразу выдерните вилку из розетки или обесточьте квартиру через электрощит.
Горящий телевизор выделяет множество токсичных веществ, поэтому сразу же выводите всех из помещения, в первую очередь детей и стариков. Накройте телевизор любой плотной тканью, чтобы прекратить доступ воздуха. Если это не поможет, то через отверстие в задней стенке залейте телевизор водой. При этом старайтесь находиться сбоку, так как может взорваться кинескоп.
Если вы не справляетесь с ситуацией, то покиньте квартиру и вызывайте пожарных. Только проверьте, закрыты ли все окна и форточки, иначе доступ свежего воздуха прибавит силы огню.
Помощь при ожогах.
Первым делом подставьте обоженное место под струю холодной воды. Когда боль утихнет, наложите сухую повязку. Ни в коем случае не смазывайте ожог ни жиром, ни маслом, ни кремом. До приезда врача дайте пострадавшему любое обезболивающее средство, напоите теплым чаем и укройте теплее. При шоке срочно дайте 20 капель настойки валерианы. При серьезных ожогах ваша единственная помощь пострадавшему завернуть его в чистую ткань и отправить в больницу.
Если пожар в подъезде.
Ни за что не выходите в подъезд, поскольку дым очень токсичен, а горячий воздух может ожечь легкие. Прежде всего, звоните «01». Чрезвычайно опасно спускаться вниз по веревкам, простыням и водосточным трубам. И тем более не следует прыгать из окон.
Уплотните свою входную дверь мокрой тканью, чтобы в квартиру не проникал дым. Самое безопасное место на балконе или возле окна. К тому же здесь пожарные найдут вас быстрее. Только оденьтесь теплее, если на улице холодно и закройте за собой балконную дверь. Если вы случайно оказались в задымленном подъезде, не отчаивайтесь, двигайтесь к выходу, держась за стенки (перила нередко ведут в тупик).
При этом как можно дольше задерживайте дыхание, а еще лучше защитить нос и рот шарфом или платком. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом, его в любое время могут отключить. Поскольку огонь и дым распространяются именно снизу вверх, особенно осторожными должны быть жители верхних этажей.
ТЕМА: «Летний пожароопасный сезон».
Необходимость сохранения лесных массивов. Большой материальный ущерб от лесных пожаров. Лесные пожары наносят огромный экономический ущерб, гибнет флора и фауна.
Защита населенных пунктов, производственных объектов, линий электрических передач, нефти и газопроводов в лесных массивах (опашка, разрывы, минерализирован. полоски).
90% всех лесных пожаров происходит по вине человека. Причины пожара: непотушенный костер, брошенные не затушенные сигареты, спички, сжигание порубочных остатков и сухой травы, самовозгорание торфа. Основные трудности борьбы с лесными пожарами сводятся к проблемам: раннего обнаружения очага пожара, своевременной доставке сил и средств к месту пожара, дефицита огнетушащих веществ. Большая трудоемкость работ. Основные способы тушения: захлестывание, засыпка песком, землей. Опасность для людей, находящихся в горящем лесу. Контроль со стороны работников лесных пожарно-химических станций.
Административные меры возлагаются за нарушения противопожарного режима в лесу.
ТЕМА: » Чтобы елка приносила только радость»
Устройство новогодней елки связано с большой пожарной опасностью. Сама елка очень горюча, многие украшения тоже пожароопасные. Елка устанавливается вдали от штор, занавесей, стен, отопительных и нагревательных приборов. Елку крепят на прочной подставке с помощью приставки или в бочке (ведре) с песком, землей. Нельзя обкладывать елку ватой, не пропитанной огнезащитным составом. Этим же составом пропитывают марлю, легкие ткани, из которых изготавливают маскарадные костюмы. Ни в коем случае не допускается зажигать на елке свечи и бенгальские огни, вешать целлулоидные игрушки, обсыпать ее бертолетовой солью, пользоваться вблизи елки фейерверками, хлопушками и другими пиротехническими изделиями, а также полностью выключать свет в помещении.
Для иллюминации используют гирлянды только заводского изготовления, без каких-либо повреждений электропроводки. Не допускайте пересыхания елки. Помните, что хорошо высохшая елка горит как порох!
Тема: Люди огненной профессии.
Необходимость профессии пожарного, их готовность немедленно, в любое время прийти на помощь. Условия, в которых работает пожарный это высокая температура, дым, излучение, недостаток кислорода, плохая видимость. На пожарах возможны взрывы, обрушение конструкций, поражение электрическим током, загазованность ядовитыми сильнодействующими веществами, радиоактивное заражение, работа с пожарно-техническим вооружением в противогазах, спасение людей, материальных ценностей невозможны без крепкого физического здоровья.
Для предотвращения паники людей, трезвой оценки ситуации, работы на высоте требуется психологическая устойчивость, смелость. Обязательность специальных знаний техники и тактики тушения пожаров. Для подготовки специалистов пожарного дела созданы и успешно действуют пожарно-технические училища.
В государственную противопожарную службу входят: пожарные части, государственный пожарный надзор, добровольные пожарные дружины, дружины юных пожарных, специализированные пожарно-технические группы. Создание региональных спасательных отрядов для проведения работ на пожарах и в других чрезвычайных ситуациях. Организация противопожарной службы Гражданской обороны.
ТЕСТ
Для определения знаний пожарной безопасности для детей школьного возраста.
Для обучения правилам пожарной безопасности детей школьного возраста предлагаем преподавателям провести тестирование. Во-первых, школьники охотно проверяют свои знания самостоятельно, во-вторых, преподавателю сразу станет ясно, в каком направлении нужно строить свою работу. Учащиеся, как правило, уже владеют некоторой информацией, поэтому работу с ними следует строить с учетом практического применения этих знаний.
Предлагаем один из тестов для детей школьного возраста.
Если дети набрали 25-30 очков, то они хорошо знают правила пожарной безопасности, стараются их соблюдают, смогут научить своих товарищей.
Если 20-24 очка, то они должны быть осмотрительны в выборе действий в сложной ситуации.
Если менее 20 очков, то вам необходимо серьезно заняться с детьми изучением правилам пожарной безопасности. Это поможет избежать пожара, а в экстремальной ситуации — сохранить свою жизнь и жизнь детей.
Вопрос с вариантами поступков, в предполагаемой ситуации | Оценочная таблица | |
1 | 2 | 3 |
1 | Если случится пожар, как ты будешь действовать? а) позвоню по телефону «01» б) позову на помощь в) убегу, никому ничего не сказав |
3 2 0 |
2 | Если комната начала наполнятся густым едким дымом? а) открою окно, не закрыв дверь б) буду продвигаться к выходу в) закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду продвигаться к выходу прижимаясь к полу. |
0 2 3 |
3 | Если загорелась электропроводка? а) буду тушить водой б) обесточу электросеть, затем приступлю к тушению в) буду звать на помощь |
0 3
1 |
4 | Если на вас загорелась одежда? а) побегу, попытаюсь сорвать одежду б) остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя в) завернусь в одеяло |
0 3 2 |
5 | Если при приготовлении пищи, загорелся жир на сковороде? а) накрою мокрым полотенцем б) буду тушить водой в) попытаюсь вынести горящую сковороду на улицу |
3 0 0 |
6 | Если вы разжигаете газовую колонку или духовку газовой плиты и спичка погасла, не успев зажечь газ, что вы будете делать? а) достану вторую спичку и стану зажигать газ б) перекрою газ в) перекрою газ и проверю тягу
|
0 2 3 |
7 | Если вас отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что вы будете делать? а) мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в деревянном проеме, сократив приток дыма через окно, буду звать на помощь б) сделаю веревку из крученных простыней и буду спускаться в) буду звать на помощь |
3
1
1 |
8 | Если вы увидели, что на опушке леса горит сухая трава? а) пройду мимо б) постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев в) сообщу об этом взрослым |
0 3
2 |
9 | Если вы увидели, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как поступите? а) остановлю действия детей, объясню, что это опасно б) пройду мимо в) попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие |
3
0 3 |
10 | Если во время интересной телепередачи вы увидите, что из телевизора пошел дым, как вы должны поступить? а) продолжу смотреть передачу б) позову на помощь взрослых в) отключу телевизор, позвоню «01», начну тушить пожар |
0 2 3 |
Тема 4. Меры пожарной безопасности в школе
Ко всем строениям должен быть обеспечен свободный доступ. На пути эвакуации должно находится в исправном состоянии рабочее и аварийное освещение, а также установлены указатели выхода. Двери во всех помещениях должны открываться в сторону эвакуационного выхода. На пути эвакуации не допускаются загромождения, пороги, закрытые двери и т.д., также они должны быть постоянно освещены. На 50 человек, находящихся в здании должно быть не менее одного эвакуационного выхода.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
К первичным средствам пожаротушения относятся огнетушители, внутренние пожарные краны, пожарный инвентарь (ящики с песком, бочки с водой, пожарные ведра, совковые лопаты, асбестовые полотна, войлок, кошма) и пожарный инструмент (багры, ломы, топоры и др.).
Ответственность за своевременное и полное оснащение первичными средствами пожаротушения, обеспечение их технического обслуживания, обучение работников правилам пользования огнетушителями несет руководитель учреждения.
Лица ответственные за наличие и готовность средств пожаротушения, обязаны организовывать не реже одного раза в 6 месяцев осмотр первичных средств пожаротушения с регистрацией результатов осмотра в журнале состояния первичных средств пожаротушения.
Выявленные при регулярных осмотрах неисправности огнетушителей, пожарных кранов и других средств пожаротушения должны устраняться в кратчайшие сроки.
Неисправные огнетушители (сорвана пломба, недостаточно огнетушащего средства или оно отсутствует, отсутствие или недостаточное количество рабочего газа в пусковом баллоне, повреждение предохранительного клапана и т.п.) должны быть немедленно убраны из защищаемого помещения и замены исправными.
Первичные средства пожаротушения должны быть размещены в легкодоступных местах и не должны мешать при эвакуации людей из помещений.
Подступы к местам размещения первичных средств пожаротушения должны быть постоянно свободными.
Использование пожарного инвентаря и других средств пожаротушения для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с обучением добровольной пожарной дружины, тушением пожара и ликвидацией стихийных бедствий, категорически запрещается.
Снятие с эксплуатации и списание огнетушителей, пожарных рукавов и других средств пожаротушения, пришедших в негодность и отбракованных при испытании, производится специально назначенной комиссией, которая назначается директором школы.
Тема 5. Средства тушения пожаров. Правила их применения. Действия при пожарах и вызов пожарной охраны
Огнетушители бывают:
-
химические пенные и химические воздушно-пенные;
-
воздушно-пенные;
-
газовые;
-
порошковые огнетушители.
Действие персонала в случае возникновения пожара.
Самостоятельно или с помощью дежурного персонала проверить (если имеется) включение автоматической установки пожаротушения.
Обеспечить безопасные условия для персонала и пожарных подразделений при тушении огня. В случае угрозы жизни людей немедленно организовать спасение (эвакуацию).
Приступить к тушению огня силами и средствами объекта.
Выделить для встречи пожарных подразделений работника, который хорошо знает размещение подъездных путей и водоемкостей.
При необходимости использовать средства для охлаждения водой металлических конструкций
Ручные химические пенные и химические воздушно-пенные огнетушители.
1. Химические пенные (ОХП-10) и химические воздушно-пенные (ОХВП-10) огнетушители предназначаются для тушения различных горящих твердых материалов и горючих жидкостей. Категорически запрещается их использование для тушения горящих кабелей и проводов, находящихся под напряжением, а также щелочных материалов, спирта и ацетона.
2. Заряд химических пенных огнетушителей ОХП-10 состоит из водного раствора щелочи (бикарбонат натрия) и кислоты (серная кислота)
Заряд химических воздушно-пенных огнетушителей ОХВП -10 состоит из аналогичных веществ, но в щелочную часть ОХВП-10 добавляется 500см3 пенообразователя для увеличения выхода пены и повышения ее эффективности при тушении.
3. Конструктивно ОХП-10 и ОХВП-10 одинаковы, но их внешнее различие состоит в том, что на ОХВП-10 устанавливается пенный насадок (малогабаритный пеногенератор) для увеличения кратности выходящей пены.
4. Для приведения огнетушителя ОХП-10 в действие необходимо:
— снять огнетушитель с крепления или вынуть из шкафа и используя боковую ручку, поднести его в вертикальном положении к очагу пожара;
— установить огнетушитель на пол и прочистить спрыск (2) шпилькой (подвешивается к ручке огнетушителя), если он не закрыт предохранительной мембраной;
— перевернуть рычаг запуска (3) на 1800 от первоначального положения;
— взяться одной рукой за боковую ручку (11) и приподнять огнетушитель от пола после чего, придерживая другой рукой огнетушитель за днище, перевернуть его горловиной вниз, при этом кислотная часть вытекает из стакана и смешивается с раствором щелочной части заряда, в результате химической реакции образуется углекислый газ, создающий в корпусе огнетушителя давление, которое выбрасывает заряд в виде химической пены.;
Для лучшего пенообразования в начальный момент действия огнетушителя рекомендуется 2-3 раза встряхнуть его корпус, не допуская его переворачивания (во избежание выброса углекислого газа и падения давления в корпусе) — это обеспечит лучшее взаимодействие кислоты и водного раствора щелочи.
5. Если во время работы огнетушителя произошло засорение спрыска (2) и прочистить шпилькой его не удалось, необходимо огнетушитель положить в безопасное для персонала место, так как до окончательного снижения давления выходящего газа не исключена опасность разрыва корпуса или срыва горловины с резьбы.
6. При тушении огнетушителем ОХП-10 загораний твердых веществ необходимо выходящую из спрыска струю пены направлять под пламя в место наиболее активного горения и, сбивая огонь, покрывать поверхность горящего вещества сплошным слоем пены.
7.Порядок применения огнетушителей ОХВП-10 при тушении пожара аналогичен
действиям с огнетушителями ОХП-10.
8. Перезарядка огнетушителей ОХП-10 и ОХВП-10 производится ежегодно. При получении огнетушителей после зарядки необходимо следить за тем, чтобы они были опломбированы, имели бирку с указанием даты зарядки и подписи лица, выполнившего зарядку.
ВОЗДУШНО-ПЕННЫЕ ОГНЕТУШИТЕЛИ.
1. Воздушно-пенные огнетушители (ОВП-10) предназначены для тушения пожаров и загорания твердых веществ и горючих жидкостей.
Запрещается применение этих огнетушителей для тушения горящих электроустановок, находящихся под напряжением, а также щелочных металлов.
2. Воздушно-пенные огнетушители выпускаются ручные ОВП-10 передвижные ОВП-100 и стационарно установленные ОВПУ-250 (УВП-250)
3. В качестве огнетушащего вещества в огнетушителях используется водный раствор специального пенообразователя, который составляет 4-6% объема заряда.
Для подачи пены в огнетушителях устанавливаются пусковые газовые баллоны (углекислота, воздух, азот и др.) вместимостью, соответствующей его заряду.
4. Для приведения в действие ручного огнетушителя ОВП-10 необходимо:
— снять огнетушитель и поднести его к месту горения;
— сорвать пломбу, удалить предохранительную чеку и нажать на кнопку при этом игла вскрывает00 баллончик с рабочим газом, под действием которого создается давление в корпусе и раствор пенообразователя подается через сифонную трубку и шланг к пеногенератору где, смешиваясь с подсасываемым воздухом, образуется воздушно-механическая пена средней кратности;
— направить пену на очаг горения.
При работе огнетушитель необходимо держать в вертикальном положении.
5. Перезарядка огнетушителей производится ежегодно. Заменяется водный раствор пенообразователя, проверяется вместимость пускового баллона путем взвешивания.
Баллоны с рычажным запорным устройством проверяются один раз в год, а с вентильным запором — один раз в квартал путем взвешивания. Если утечка газа из пускового баллона составляет более 5% массы заряда, то баллон должен быть заменен или отправлен на перезарядку.
Масса газа заряженного пускового баллона определяется как разность масс пустого и заряженного баллона (значения массы оттеснены на горловине баллона),
6. При периодических осмотрах следует обращать внимание на целостность шлангов, чистоту пеногенераторов.
Газовые огнетушители.
1. В газовых огнетушителях в качестве огнетушащего средства применяются негорючие газы (двуокись углерода) или галоидоуглеводородные соединения (бромэтил, хладон).
В зависимости от применяемого огнетушащего средства огнетушители называются углекислотными, хладоновыми, бромхладоновыми, углекислотно-бромэтиловые.
2. Испытания и освидетельствования газовых огнетушителей следует осуществлять в соответствии с паспортами заводов-изготовителей и действующими Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
Углекислотные огнетушители
1. Углекислотные огнетушители (ОУ) получили наибольшее распространение из-за их универсального применения, компактности и эффективности тушения.
2. Углекислотные огнетушители изготавливаются ручными (ОУ-2, ОУ-3 и т.п.) и передвижными(ОУ-25,0У-80).
3. Углекислотные огнетушители различаются объемом заряда (2,5,25 и т.д.), а также конструкцией запорного устройства (вентильное или рычажное).
4. Углекислотные огнетушители предназначены для тушения пожаров различных материалов и веществ, а также электроустановок, кабелей и проводов, находящихся под напряжением:
— с запорно-пусковым устройством рычажного типа до 10кВ;
— с вентильным запором до 380В.
5. Заряд углекислотных огнетушителей находится под высоким давлением, поэтому баллоны снабжаются предохранительными мембранами, а заполнение диоксидом углерода допускается до 75%.
6. Для приведения в действие ручных углекислотных огнетушителей необходимо:
— используя рукоятку, снять и поднести огнетушитель к месту горения;
— направить раструб на очаг горения и открыть запорно-пусковое устройство (вентиль, рычаг).
Запорно-пусковое устройство позволяет прерывать подачу углекислоты.
7. При работе углекислотных огнетушителей всех типов запрещается держать раструб незащищенной рукой, так как при выходе углекислоты образуется снегообразная масса с температурой минус 800.
8. При использовании углекислотных огнетушителей необходимо иметь в виду, что углекислота в больших концентрациях к объему помещения может вызвать отравление персонала, поэтому после их применения необходимо помещения проветрить.
9. Не допускается располагать огнетушители ОУ вблизи отопительных приборов, следует избегать прямого попадания солнечных лучей на баллоны.
10. Углекислотные огнетушители следует проверять путем взвешивания:
— с запорно-пусковым устройством рычажного типа — 1 раз в год;
— с вентильным запором — 1 раз в квартал.
Из полученной массы вычитается масса пустого баллона с запорным устройством, которая указывается в паспорте огнетушителя и выбита на его корпусе. Утечка заряда из баллона должна быть не более 5% исходного количества в год.
11. При использовании углекислотных огнетушителей необходимо иметь в виду, что углекислота в больших концентрациях к объему помещения может вызвать отравления персонала, поэтому после применения углекислотных огнетушителей небольшие помещения следует проветрить.
Основные способы прекращения горения веществ и материалов
-
охлаждение зоны горения огнетушащими веществами или посредством перемешивания горючего;
-
разбавление горючего или окислителя (воздуха) огнетушащими веществами;
-
изоляция горючего от зоны горения или окислителя огнетушащими веществами;
-
химическое торможение реакции горения огнетушащими веществами.
В случае пожара в обязанности учителя входит:
-
сообщение о пожаре (вызвать пожарную службу, оповестить администрацию школы о пожаре, отключить электроэнергию, приготовить для выноса ящик с легковоспламеняющимися веществами, привести в готовность первичные средства пожаротушения);
-
эвакуация (вывести учащихся на улицу или в помещение, где нет огня в соответствии с планом эвакуации);
-
проверка присутствия учащихся класса (по численности и по списку);
-
размещение эвакуированных учащихся (указать место, помещение и т.п.);
-
организация тушения пожара первичными средствами (организовать оцепление горящих помещений, тушение пожара с помощью подручных средств);
-
участие в тушении пожара по прибытии пожарной команды (указать кратчайшие пути к очагу пожара внутри здания, указать пожарным, где могут находиться люди, а также место в кабинете химии, где имеются запасы реактивов).
В начале учебного года необходимо ознакомить учащихся с установленными для школы правилами пожарной безопасности, порядком вызова пожарной помощи, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара. Периодически в школе должна проводиться показательная учебная эвакуация. Работа по усвоению школьниками правил пожарной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков увенчается успехом при условии, если учащиеся осознанно воспримут необходимость их выполнения. В школьном возрасте принято выделять три периода: младший, средний и старший школьный возраст.
Каждый возрастной период школьника отличается своими физическими и психическими особенностями, социальным статусом в школе и в жизни, а, следовательно, и играми, представляющими собой пожарную или иную опасность. В младшем школьном возрасте дети больше ориентируются на мнение учителя, родителей и других ребят, старших по возрасту. В среднем школьном или подростковом возрасте начинает формироваться чувство взрослости, появляются новые притязания, формируется самооценка, идет бурное физическое развитие и становление биологической зрелости. В старшем школьном возрасте любая неопределенность ситуации предполагает наличие некоторого риска. Причем в этом возрасте риск может как недооцениваться, так и переоцениваться, впрочем как и «цена» риска.
Чтобы предотвратить панику и обеспечить безопасную, организованную и эффективную эвакуацию всех присутствующих в школе через все имеющиеся выходы, и чтобы настроить сознание на рациональное реагирование при столкновении с пожаром или иной аварийной ситуацией как в школе, так и в других местах в помощь директорам школ и должностным лицам в ОУ, ответственным за эвакуацию людей из здания школы (преподаватель-организатор ОБЖ) разработан порядок действий в случае пожара в школе [Приложение1].
-
тревога (включение звуковой сигнализации);
-
вызов пожарной охраны, МЧС, скорой медицинской помощи, милиции;
-
эвакуация школы;
-
сбор всего состава школы в отведенном месте;
-
перекличка (проверка учащихся и персонала школы).
Тревога. Любой человека — ученик или член персонала школы — при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу о пожаре. Оповещение о пожарной тревоге (серия звонков) в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из здания школы.
Вызов пожарной охраны. О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране по телефону 01. Дублирование вызова пожарной охраны осуществляет дежурный администратор или классный руководитель, который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана, директору школы (дежурному администратору).
Эвакуация. Услышав тревогу, ученики в сопровождении учителя покидают кабинеты цепочкой по одному и идут по маршруту эвакуации к сборному пункту. Далее классы идут ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом; каждому педагогу необходимо закрыть дверь своего кабинета и все остальные двери по пути эвакуации, которыми больше никто не будет пользоваться. Выйдя к лестнице, учащиеся одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода, не допуская, чтобы отдельные учащиеся или целые классы обгоняли друг друга. Все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалетах, учительской, коридоре и т.п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу или группе.
Директор школы или лицо, его замещающее, услышав тревогу, дает команду на отключение электропитания школы и немедленно должен проследовать к заранее условленному месту в сборном пункте, где он будет у всех на виду, и оставаться там до тех пор, пока не получит рапорт от всех школьных подразделений.
Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал, услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора.
Сбор. Место сбора — у входа в школу. Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять свое заранее определенное место и находиться там не расходясь.
Перекличка. По прибытии классов на место сбора немедленно должна быть проведена перекличка по журналам, каждый учитель, проводивший занятия, должен немедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе. Если кто-то отсутствует, персонал должен немедленно начать его поиски — при этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться.
По прибытии пожарной охраны начальника караула встречает директор школы и немедленно информирует о том, все ли люди были безопасно эвакуированы.
План график эвакуации школы при возникновении ЧС (Приложение2)
Тема 6. Практические занятия
Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности. Наиболее тяжелыми бывают последствия, когда страх поражает панику.
Прятаться в шкафы, под кровать, бежать через горящие и задымленные помещения, выпрыгивать из окон — неправильный вариант действий. Правильные и умелые действия помогут сохранить свою жизнь и предотвратить распространение пожара.
Во всех случаях, независимо от размера пожара, и даже при обнаружении хотя бы признаков горения (дыма, запаха плавящейся резины) следует немедленно вызвать пожарную помощь по телефону «01».
При вызове пожарной охраны по телефону необходимо четко назвать адрес, место возникновения огня, что горит и чему пожар угрожает, сообщить свою фамилию. О пожаре немедленно оповестить администрацию школы. Принять меры для эвакуации в безопасное место, в первую очередь детей младшего возраста. Эвакуацию следует начинать с того помещения, где начался пожар, а так же из помещений, которым угрожает опасность распространения огня. По возможности одновременно приступить к тушению пожара подручными средствами пожаротушения: огнетушитель, пожарный кран, песок, земля, вода, кошма, брезент или плотная ткань.
Практические занятия по обработке плана эвакуации из школы.