Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 70
Рабочая программа по
основам безопасности жизнедеятельности
11 класс
Учителя Жукова Михаила Александровича
г. Липецк
2013 г.
Пояснительная записка
Об учебной программе
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 11-х классов составлена на основе требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г. и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 г.; в соответствии с примерной программой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений: основная школа, средняя школа (под общей редакцией А.Т. Смирнова, М.: Просвещение, 2009 г.)
Программа рассчитана на 34 учебных часа в год. Количество учебных часов в неделю – 1 час.
О целях и задачах
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
— усвоение и закрепление обучающимися знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного техногенного и социального характера, о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства; об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса; о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации; об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; при угрозе террористического акта, о мерах профилактики наркомании; о роли здорового образа жизни по обеспечению демографической безопасности страны; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; об оказании первой помощи при неотложных состояниях;
— усвоение учащимися содержания основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму; нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;
— усвоение знаний о предназначении основных функций и задач Вооруженных Сил Российской Федерации; видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск; о руководстве и управлении Вооруженными Силами Российской Федерации; участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях; Государственные и военные символы Российской Федерации;
— формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым
гражданином Российской Федерации Конституционного долга и обязанности по защите Отечества;
— развитие у обучающихся личных духовных и физических качеств,обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта; потребности в соблюдении норм здорового образа; потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России, в области безопасности жизнедеятельности; физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:
— умение самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
— умение использовать элементы причинно-следственного и структурно функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
— умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
— умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
— навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
— навыки в поиске нужной информации в области безопасности
жизнедеятельности в источниках различного типа;
— ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
— воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
— развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
— освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
— формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задач:
— усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
— развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— развитие умений: предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления; анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
— принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Об основном содержании программы
Структурно программа курса состоит из двух основных разделов: основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основ военной службы.
Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 1. Основы здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни. Правила личной гигиены и здоровье. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. СПИД и его профилактика. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
Тема 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте, при ранениях. Виды ран и общие правила оказания первой помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Первая помощь при травмах. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при черепно-мозговой травме. Первая помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.
Раздел II. Основы воинской службы
Тема 3. Воинская обязанность
Основные понятия о воинской обязанности. Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Организация воинского учета и его предназначение.
Тема 4. Особенности военной службы
Правовые основы военной службы, Конституция РФ, Федеральные законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе». Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция РФ и вопросы военной службы. Законы РФ, определяющие правовую основу военной службы. Прохождение военной службы по призыву. Призыв на военную службу.
Тема 5. Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России
Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества. Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
Тема 6. ВУЗы Вооруженных сил
Виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил РФ.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе обучающиеся должны знать:
— основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
— организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;
— основные принципы здорового образа жизни;
— правила оказания первой медицинской помощи;
— основы обороны государства и военной службы;
— боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации;
— требования воинской дисциплины;
— общее устройство винтовки, автомата;
— правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения стрельб и требования безопасности при стрельбе;
— обязанности солдата в бою, организацию мотострелкового отделения и основы боевых действий;
— историю развития оружия массового поражения, сигналы оповещения ГО;
— способы измерения расстояний, способы определения сторон горизонта;
— правила наложения стерильных повязок;
— виды ран и их классификация;
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе обучающиеся должны ум е т ь:
— предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
— грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной
ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
— оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
— выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из авто-мата и т.д.);
— обращаться к старшим;
— действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия;
— правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия;
— выполнять воинское приветствие;
— пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;
— определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, совершать движение по азимуту;
— оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении
— пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области
гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
Формы контроля результатов освоения программы: самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос.
Используемые учебно-методический комплект, дополнительная литература, ЭОР
Литература для обучающихся:
1. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для обучающихся 11 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2010.
Литература для учителя:
1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О. Хренников, под ред. А.Т. Смирнова.- М.: Про-свещение, 2010.
ЭОР:
-
ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2008.
2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2008 .
Календарно-тематический план 11 класс
Дата | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | ||
По плану | Фактически | |||||
Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов) Тема 1. Основы здорового образа жизни (5 часов) | ||||||
1 |
|
| Правила личной гигиены | 1 | Знать об основных составляющих здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Устный опрос |
2 |
|
| Нравственность и здоровье | 1 | Знать факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни. Уметь использовать приобретённые знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи | Индивидуальный опрос |
3 |
|
| Семья в современном обществе. Законодательство РФ о семье | 1 | Знать об основах законодательства РФ о семье. Уметь использовать приобретённые знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи | Семинар |
4 |
|
| Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики | 1 | Знать: — об основах личной гигиены; — об уголовной ответственности за заражение БППП. Уметь использовать приобретённые знания для ведения здорового образа жизни | Индивидуальный опрос |
5 |
|
| Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе, меры профилактики ВИЧ-инфекции | 1 | Знать: — о путях заражения ВИЧ- инфекции; — о профилактике СПИДа; — об ответственности за заражение ВИЧ — инфекцией. Уметь использовать приобретённые знания для ведения здорового образа жизни | Индивидуальный опрос |
Тема 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (5 часов) | ||||||
6 |
|
| Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Правила остановки кровотечения | 1 | Знать правила наложения жгута и давящей повязки. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях | Практическая работа |
7 |
|
| Первая помощь при ранениях | 1 | Знать виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки, правила оказания первой медицинской помощи при травмах. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при различных видах ранениях | Практическая работа |
8 |
|
| Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата | 1 | Знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах опорно-двигательного аппарата | Практическая работа |
9 |
|
| Первая помощь при черепно-мозговой травме и травме груди | 1 | Знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата и черепно-мозговой травме. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах опорно-двигательного аппарата и черепно-мозговой травме | Практическая работа |
10 |
|
| Первая помощь при остановке сердца | 1 | Знать о возможных причинах клинической смерти и ее признаках; о приёмах проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Владеть навыками проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца | Практическая работа |
Раздел II. Основы военной службы (24 часа) Тема 3. Воинская обязанность (10 часов) | ||||||
11 |
|
| Основные понятия о воинской обязанности | 1 | Знать об обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности. Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Тест |
12 |
|
| Организация воинского учета | 1 | Знать об организации воинского учета, об обязанностях граждан по воинскому учету. Уметь использовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Индивидуальный опрос |
13 |
|
| Первоначальная постановка граждан на воинский учет | 1 | Знать первоначальной постановке граждан на воинский учет. Уметь использовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Индивидуальный опрос |
14 |
|
| Обязательная подготовка граждан к военной службе | 1 | Знать о содержании обязательной подготовки граждан к военной службе. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос |
15 |
|
| Требования к индивидуально-психологическим профессиональным качествам молодежи | 1 | Знать требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим профессиональным качествам гражданина. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос |
16 |
|
| Добровольная подготовка граждан к военной службе | 1 | Знать об основных направлениях добровольной подготовки граждан к военной службе. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос |
17 |
|
| Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет | 1 | Знать об организации медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учёт. Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет | Индивидуальный опрос |
18 |
|
| Категории годности к военной службе | 1 | Знать о категориях годности к военной службе. Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет
| Индивидуальный опрос |
19 |
|
| Профессионально-психологический отбор и его предназначение | 1 | Знать об организации профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет. Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет | Индивидуальный опрос |
20 |
|
| Увольнение с военной службы и пребывание в запасе | 1 | Знать об основах военной службы. Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Индивидуальный опрос |
Тема 4. Особенности военной службы (8 часов) | ||||||
21 |
|
| Правовые основы военной службы | 1 | Знать положения законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности, военной службе граждан. Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Самостоятельная работа |
22 |
|
| Общевоинские уставы Вооружённых Сил – законов воинской жизни | 1 | Знать о предназначении общевоинских уставов Вооружённых Сил. Уметь использовать приобретённые знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос |
23 |
|
| Военная присяга – клятва воина на верность Родине, России | 1 | Знать о традициях ВС РФ. Уметь использовать приобретённые знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос |
24 |
|
| Призыв на военную службу, время и организация призыва | 1 | Знать о призыве на военную службу, времени и организации призыва, о порядке освобождения граждан от военной службы и предоставлении отсрочек. Уметь использовать полученные знания при постановке на воинский учет | Индивидуальный опрос |
25 |
|
| Прохождение военной службы по призыву | 1 | Знать об общих, должных и специальных обязанностях военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации | Индивидуальный опрос |
26 |
|
| Прохождения военной службы по контракту | 1 | Знать основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту. Уметь использовать приобретённые знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Тест |
27 |
|
| Права и ответственность военнослужащих | 1 | Знать права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, о значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступление против военной службы | Индивидуальный опрос |
28 |
|
| Альтернативная гражданская служба | 1 | Знать особенности прохождения альтернативной гражданской службы. Уметь оценивать своей уровень подготовленности к военной службе | Тест |
Тема 5. Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России (4 часа) | ||||||
29 |
|
| Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание воина ВС РФ | 1 | Знать об основных качествах военнослужащего. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Самостоятельная работа |
30 |
|
| Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой | 1 | Знать основные качества военнослужащего. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос |
31 |
|
| Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально – психологическим качествам гражданина | 1 | Знать об основных видах военно-профессиональной деятельности человека и их особенностях в различных видах Вооружённых сил и родах войск; о требованиях, предъявляемой военной службой к уровню подготовки призывника. Уметь оценивать уровень своей подготовленности | Индивидуальный опрос |
32 |
|
| Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников | 1 | Знать о принципе единоначалия в Вооружённых силах РФ; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос |
Тема 6. ВУЗы Вооруженных сил (2 часа) | ||||||
33 |
|
| Как стать офицером Российской армии? | 1 | Знать об основных видах военных образовательных учреждениях профессионального образования; правила приема в военные образовательные учреждения | Индивидуальный опрос |
34 |
|
| Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ | 1 | Знать об организации подготовки офицерских кадров для ВС РФ | Индивидуальный опрос |