Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №47»
Рабочая программа по
основам безопасности дорожного движения
в 5-11 классах
подготовил
Преподаватель — организатор ОБЖ
Пунегов Геннадий Сергеевич
Курган
2014
Аннотация
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Главная цель педагогических коллективов образовательных учреждений — сохранение жизни и здоровья детей. Одним из направлений выполнения данной задачи является обеспечение безопасности на дороге и снижение детского травматизма.
На Федеральном уровне решение вопроса о введении отдельного предмета «Основы безопасности дорожного движения» в ближайшее время не предполагается, поэтому дальше ждать не представляется возможным перед лицом все возрастающего количества случаев детского дорожно — транспортного травматизма.
Предлагаемая программа по изучению основ безопасности дорожного движения не является программой по изучению правил дорожного движения (ПДД). ПДД преподают в специализированных учебных заведениях, которые в свою очередь занимаются подготовкой водителей транспортных средств.
Учащимся общеобразовательных учреждений необходимо изучать основы безопасности дорожного движения, куда входят разделы ПДД (обязанности пешеходов, пассажиров, дополнительные требования для движения велосипедов, мопедов и др.) и темы по теории безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Детям необходимы знания которые ежедневно будут ими использоваться при движении из дома в школу и обратно или другие учреждения.
Пояснительная записка
Цель данной программы — обеспечить учащихся минимумом знаний, необходимым для самостоятельного участия в процессе дорожного движения, грамотно выполняя роль пешехода, пассажира и водителя (велосипеда или мопеда).
Рабочая программа разработана в соответствии рекомендаций — Главного управления образования и УГИБДД УМВД по Курганской области. В программе учтены изменения в Правилах дорожного движения Российской Федерации, вступивших в действие 8 апреля 2014 года (постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года № 221 «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090».
Задачи программы:
1. Систематизировать процесс обучения основам безопасности дорожного движения в образовательном учреждении.
2. Утвердить единообразие изучаемых тем по обеспечению безопасности дорожного движения во всех классах и параллелях гимназии.
3. Обеспечить соблюдение возрастных особенностей детей при изучении основ безопасности дорожного движения, расширение и углубление знаний с 5 по 11 классы.
Программа предусматривает изучение основ безопасности дорожного движения (ОБДД) с 5 по 11 классы и отводит по 3 учебных часа на каждую параллель в год. Эти часы ведет преподаватель, в рамках существующего курса ОБЖ, скорректировав свои рабочие программы по предмету.
Для классных руководителей разработана отдельная программа внеклассной деятельности, по практическому закреплению знаний основ БДД с 5 по 11 классы включительно.
Тематический план по основам безопасности дорожного движения (ОБДД)
Тема занятия | Кол-во часов | |
5 класс | Дорога. Элементы дороги. Где найти перекресток и пешеходный переход. | 1 |
Как безопасно идти по дороге и переходить её. «Пешеходная зона», «Пешеходная дорожка». | 1 | |
Как обеспечить свою безопасность в темное время суток, во время дождя, снегопада и в гололёд. | 1 | |
Итого часов в год | 3 | |
6 класс | Виды пешеходных переходов. Как безопасно переходить по ним дорогу. | 1 |
Движение по дороге при отсутствии тротуара. Требование безопасности при этом к пешеходу. | 1 | |
Ты — пассажир. Значение и правила использования ремней безопасности в автомобиле. | 1 | |
Итого часов в год | 3 | |
7 класс
| Виды перекрестков. Правила безопасного поведения пешеходов на перекрестках. | 1 |
Остановочный путь транспортного средства. Как пешеходу рассчитать длину остановочного пути. | 1 | |
Светофор, его виды и значение. Значение светофора для безопасности пешехода. | 1 | |
Итого часов в год | 3 | |
8 класс
| Опасность на дороге. Дорожные «ловушки» — что это. Характерные случаи дорожных «ловушек». | 1 |
Опасность на дороге. Как распознать и предвидеть опасность. | 1 | |
Виды транспортных средств. Велосипед, мопед, автомобиль. Требования к движению велосипедов и мопедов (с дополнениями 2014г.) |
1 | |
Итого часов в год | 3 | |
9 класс
| Участник дорожного движения. Обязанности участников дорожного движения. (с дополнениями 2014г.) | 1 |
Регулировщик. Его роль в процессе дорожного движения. Значение жестов регулировщика. | 1 | |
Требование безопасности к водителям велосипедов и мопедов. (с дополнениями 2014г.) | 1 | |
Итого часов в год | 3 | |
10 класс
| Обязанности пешеходов. Что значит оценка дорожных ситуаций. | 1 |
Группы дорожных знаков. Средства регулирования дорожного движения. «Чтение дороги». | 1 | |
Ответственность граждан за нарушение в сфере безопасности дорожного движения. | 1 | |
Итого часов в год | 3 | |
11 класс
| Система организации дорожного движения. Изучение и анализ схемы организации дорожного движения в районе гимназии. | 1 |
Дорожное движение – система социальных взаимоотношений. Контроль в сфере дорожного движения. | 1 | |
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие статистика, последствия. Правила поведения при ДТП. | 1 | |
Итого часов в год | 3 |
Содержание тематического планирования
5 КЛАСС
Тема: Дорога. Элементы дороги. Где найти перекресток и пешеходный переход. (1 час.)
Содержание: Термины и понятия: дорога, перекресток, пешеходный переход.
Краткая история возникновения современной структуры дороги. Разделение дороги на проезжую часть и тротуар (обочину) – гарантии безопасности пешеходов. Где находится тротуар и как он отделен от проезжей части. Пешеходные ограждения. Как узнать перекресток. Как обозначается пешеходный переход.
Тема: Как безопасно идти по дороге и переходить её. (1 час.)
Содержание: Дорога, пешеходный переход, перекресток – повторение терминов.
Правила движения по тротуарам пешеходов в различных ситуациях. Как безопасно идти при отсутствии тротуаров (кратко для ознакомления). Места для безопасного перехода дороги, которые ребенок использует ежедневно с учетом местных особенностей. Маршрут безопасного движения: «Школа — дом».
Тема: Как обеспечить свою безопасность в темное время суток, во время дождя, снегопада и в гололёд. (1 час.)
Содержание: Что такое условие видимости. Что значит хорошая видимость и недостаточная видимость. Что влияет на условия видимости (факторы природной среды, одежда мешающая обзору, предметы закрывающие видимость и др.) Зрение и его особенности (близорукость, иллюзии восприятия). Оборудование одежды и вещей световозвращающими элементами. Умение перед переходом поворачивать голову, а не только глаза, для оценки дорожной ситуации. Какие «правильные» шаги должны быть у пешехода, если покрытие дороги скользкое (движение мелкими, семенящими шажками или «шаркающая» походка). Переход при наличии снежных валов по краям дороги.
6 КЛАСС
Тема: Виды пешеходных переходов. Как безопасно переходить по ним дорогу. (1 час.)
Содержание: Термины: пешеходный переход. Виды пешеходных переходов: регулируемые и нерегулируемые. Ширина пешеходного перехода. Правила установки дорожных знаков «Пешеходный переход» и значение этого для пешехода. Переход вне пешеходного перехода. Правила движения по пешеходному переходу. Обязанности пешехода перед началом перехода дороги по пешеходному переходу. Обязанности водителей транспортных средств по отношению к пешеходам, которые переходят дорогу по пешеходному переходу.
Тема: Движение по дороге при отсутствии тротуара. Требование безопасности при этом к пешеходу. (1 час.)
Содержание: Термины: дорога, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка. Правила движения по обочине в населенном пункте и вне населенного пункта. Понятие обочина-место расположения, состав дорожного покрытия обочины и значение этого для пешехода. Движение по краю проезжей части в населенном пункте и за городом. Движение по пешеходной или велосипедной дорожкам. Возможные места расположения пешеходной или велосипедной дорожек. Требование к видимости пешеходов при движении по обочине или краю проезжей части в условиях недостаточной видимости и в темное время суток.
Тема: Ты — пассажир. Значение и правила использования ремней безопасности в автомобиле. (1 час.)
Содержание: Термины: пассажир. Какого транспортного средства ты можешь быть пассажиром? (автобуса, троллейбуса, автомобиля, мотоцикла, мокика, трамвая). Какие транспортные средства оборудованы ремнями безопасности. Какие меры безопасности есть в других транспортных средствах. Какие обязанности есть у пассажиров различных транспортных средств. Что такое ремень безопасности, его устройство, предназначение и механизм срабатывания. Правила использования ремня безопасности для обеспечения максимально эффективного срабатывания механизма. Особенности при использовании ремней для детей. Последствия ДТП при которых пассажиры не были пристегнуты ремнями безопасности.
7 КЛАСС
Тема: Виды перекрестков. Правила безопасного поведения пешеходов на перекрестках. (1 час.)
Содержание: Термины: перекресток. Отличие перекрестка от многоуровневых развязок. Понятие пересечение проезжих частей. Границы перекрестка и значение этого для пешехода. Виды перекрестков: 3-х сторонние, 4-х сторонние, многосторонние. Правила перехода проезжей части на различных видах перекрестков. В различных дорожных ситуациях (регулируемый или нерегулируемый перекресток, наличие подземных или надземных пешеходных переходов).
Тема: Остановочный путь транспортного средства. Как пешеходу рассчитать длину остановочного пути. (1 час.)
Содержание: Термины: остановочный путь транспортного средства, тормозной путь транспортного средства. Остановочный путь транспортного средства и его составляющие части. Причины определяющие длину остановочного пути транспортного средства. Значение длины остановочного пути транспортного средства для безопасности пешехода. Длина остановочного пути в зависимости от погодных условий. Способы определений вероятной длины остановочного пути транспортного средства пешеходам перед началом перехода проезжей части.
Тема: Светофор, его виды и значение. Значение светофора для безопасности пешехода. (1 час.)
Содержание: Краткая история создания светофора. Стоимость светофорных объектов и их обслуживание. Виды светофора и их предназначение. Значение сигналов светофора. Способы регулирования дорожного движения с использованием светофора. Пешеходные светофоры их виды и способы использования. Тактика поведения при переходе проезжей части при наличии различных видов светофоров на переходе. Значение светофора для безопасности пешеходов.
8 КЛАСС
Тема: Опасность на дороге. Дорожные «ловушки» — что это. Характерные случаи дорожных «ловушек». (1 час.)
Содержание: Понятие дорожной «ловушки».
Характерные случаи:
-
скрытая опасность (отсутствие обзора дороги)
-
неумение оценивать обстановку
-
начало движения и (или) изменение направления движения без оценки ситуации
-
движение через дорогу бегом и (или) наискосок
-
отсутствие предусмотрительности
-
отвлечение от дорожной ситуации (сосредоточение внимания на постороннем объекте)
-
другие случаи «ловушек».
Тема: Опасность на дороге. Как распознать и предвидеть опасность. (1 час.)
Содержание: Навыки распознания и предвидения опасности на дороге.
Переключение внимания на дорогу;
Спокойное, разумное и уверенное поведение на дороге;
Переключение поведения на самоконтроль;
Наблюдение дороги и умение видеть и осознавать дорожную ситуацию.
Тема: Виды транспортных средств. Велосипед, мопед, автомобиль. Требования к движению велосипедов и мопедов. (1 час.)
Содержание: Термины: транспортное средство (ТС), механическое ТС, велосипед.
Характеристики и возможности различных транспортных средств: велосипеда, мопеда (мокика), автомобиля. Требования к водителям этих транспортных средств. Понятия «велосипедная дорожка», «велосипедная полоса движения» и «велопешеходная дорожка», обозначение их отдельными знаками и горизонтальной разметкой. Основные требования для движения велосипедов по дорогам общего пользования. Движение велосипедистов по тротуарам и пешеходным зонам. Что запрещается водителям велосипедов. Виды велосипедов и способы движения на них. Категория «М» для водителей мопедов.
9 КЛАСС
Тема: Участник дорожного движения. Обязанности участников дорожного движения. (1 час.)
Содержание: Термины: участники дорожного движения (УДД).
Кто является участником дорожного движения, а кто не является. Каким участником дорожного движения может быть на дороге несовершеннолетний и при каких обстоятельствах. Какими участниками дорожного движения чаще являются родители учащихся. Кто важнее из участников дорожного движения на дороге. Обязанности участников дорожного движения. Какие обязанности относятся к несовершеннолетним участникам дорожного движения.
Тема: Регулировщик. Его роль в процессе дорожного движения. Значение жестов регулировщика. (1 час.)
Содержание: Термины: регулировщик.
Кто может быть регулировщиком в различных ситуациях. Экипировка регулировщика – обязательные предметы регулировщика. Различные жесты регулировщика на железнодорожных переездах, пантомных переправах и др. Регулировщик дорожного движения. Основные жесты его и их значение для пешеходов и велосипедистов.
Тема: Требование безопасности к водителям велосипедов и мопедов. (1 час.)
Содержание: Возрастные ограничения. Расположение этих транспортных средств на проезжей части дороги. Навык управления велосипедом (мопедом) в различных ситуациях в городе и за городом. Какие требования ПДД должны знать и выполнять водители велосипеда (мопеда). Понятия «велосипедная дорожка», «велосипедная полоса движения» и «велопешеходная дорожка», обозначение их отдельными знаками и горизонтальной разметкой. Требования к техническому состоянию этих транспортных средств и их оборудованию. Экипировка водителя велосипеда и мопеда. Движение велосипедистов по тротуарам и пешеходным зонам. Категория «М» для водителей мопедов.
10 КЛАСС
Тема: Обязанности пешеходов. Что значит оценка дорожных ситуаций. (1 час.)
Содержание: Повторение всех обязанностей пешеходов в соответствии с разделом Правил дорожного движения РФ. Систематизация знаний по навыкам предвидения и предупреждения возникновения дорожных «ловушек». Оценка дорожных ситуаций: определение вида дороги, по которой двигается пешеход, определение участка дороги, где пешеход намерен перейти проезжую часть. Количество участников данного момента (какие транспортные средства представляют опасность, какие нет, сколько пешеходов идет в попутном направлении, сколько во встречном, кто из участников дорожного движения уже допускает нарушение ПДД и т.д.).
Умение сделать вывод о безопасности данной дорожной ситуации и роли участвовавшего в ней и его дальнейших действиях.
Тема: Группы дорожных знаков. Средства регулирования дорожного движения. «Чтение дороги». (1 час.)
Содержание: Группы дорожных знаков. Их значение и способы применения. Другие средства регулирования дорожного движения (светофоры (повторить кратко), дорожная разметка, сооружения и др.).
Система информирования участников дорожного движения с помощью дорожных знаков и средств регулирования.
«Чтение дороги» по видео- или фото — материалам реальных дорожных ситуаций. Что должен уметь «прочитать» пешеход, а что водитель.
Тема: Ответственность граждан за нарушение в сфере безопасности дорожного движения. (1 час.)
Содержание: Виды ответственности, действующие на территории РФ и в других странах. Ответственность граждан: административная, уголовная, гражданская. Ответственность несовершеннолетних участников дорожного движения.
11 КЛАСС
Тема: Система организации дорожного движения. Изучение и анализ схемы организации дорожного движения в районе гимназии. (1 час.)
Содержание: Термины: дорожное движение (в соответствии с Федеральным Законом «О безопасности дорожного движения»).
Понятие схемы организации дорожного движения, её составляющие и основополагающие принципы. Понятие о системности движения по дорогам общего пользования. Изучение и анализ схем организации дорожного движения на различных участках (по фото- или видео — материалам) и схемы в районе гимназии.
Тема: Дорожное движение – система социальных взаимоотношений. Контроль в сфере дорожного движения. (1 час.)
Содержание: Система «дорога-транспорт-человек». Значение «человеческого фактора» в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения. Значение культуры поведения в предотвращении возникновения аварийных ситуаций. Взаимоотношения возникающие в процессе дорожного движения: гражданин-гражданин, гражданин-организация, организация-организация.
Организации, осуществляющие контроль в сфере безопасности дорожного движения.
Тема: Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие статистика, последствия. Правила поведения при ДТП. (1 час.)
Содержание: Термины: дорожно-транспортное происшествие, участник ДТП. Виновный в ДТП, пострадавший в ДТП.
Понятие ДТП, их виды. Участники ДТП. Основные причины ДТП. Статистика ДТП по Курганской области, другим регионам. Последствия ДТП для участников и транспортных средств.
Правила поведения при ДТП:
-
участников;
-
виновных лиц;
-
потерпевших;
-
свидетелей и очевидцев.
Контрольно-измерительный материал.
5 КЛАСС
Тема: Элементы дороги. Где найти перекресток и пешеходный переход.
Вопросы:
-
Какие элементы составляют дорогу?
-
Как тротуар отделен от проезжей части?
-
Почему пешеход находиться в безопасности, когда идет по тротуару?
-
Как пешеход может использовать пешеходные ограждения?
-
Как выглядит перекресток?
-
Как ты узнаешь, что здесь находится пешеходный переход?
Тема: Как безопасно идти по дороге и переходить её.
Вопросы:
-
По тротуару надо ходить, придерживаясь правой стороны. Почему? В ещё каких случаях следует придерживаться правой стороны?
-
Почему нельзя стоять на бордюрном камне (поребрике) или идти по нему?
-
Где должен идти ты если нет тротуара?
-
Где и как пешеходу можно переходить проезжую часть?
-
Где ты переходишь проезжую часть, когда идешь в школу, магазин, библиотеку и др.?
Задание: Совместно с учителем и родителями составить и нарисовать схему маршрута «дом-школа-дом». Зелеными стрелками на схеме обозначить безопасный путь от дома до школы и обратно.
Тема: Как обеспечить свою безопасность в темное время суток, во время дождя, снегопада и в гололёд.
Вопросы:
-
Как ты определишь, что видимость на улице недостаточная?
-
Что может помешать тебе вовремя заметить приближающийся автомобиль.
-
Почему начиная переход проезжей части тебе нужно остановиться?
-
Какие «зимние» особенности перехода ты знаешь?
-
Какая главная опасность в темное время суток «подстерегает» пешехода?
Задание: Совместно с родителями оборудовать одежду (верхнюю) световозвращающими элементами. На школьном рюкзаке прикрепить световозвращающие значки, брелоки или другие элементы.
6 КЛАСС
Тема: Виды пешеходных переходов, как безопасно переходить по ним дорогу.
Вопросы:
-
Какова средняя ширина пешеходного перехода и от чего она зависит?
-
Как определить ширину пешеходного перехода?
-
Какие требования должен выполнять пешеход при переходе на регулируемом пешеходном переходе?
-
Какие правила должен соблюдать пешеход на нерегулируемом пешеходном переходе?
-
Какие пешеходные переходы встречаются тебе при движении в школу, библиотеку, к друзьям? Как ты переходишь там проезжую часть?
Задание: Подумай, на каком известном тебе участке дороги ты хотел бы оборудовать пешеходный переход. Создай проект пешеходного перехода в этом месте.
Тема: Движение по дороге при отсутствии тротуара. Требование безопасности при этом к пешеходу.
Вопросы:
-
Где пешеход может двигаться, если дорога не имеет тротуаров?
-
Какое главное правило при движении по обочине (днем и в плохую видимость)?
-
Какие особенности должен помнить пешеход если он вынужден идти по краю проезжей части?
-
Чем пешеходная дорожка отличается от велосипедной дорожки?
-
Какие опасности подстерегают пешехода при движении по обочине и краю проезжей части (в светлое время и в условиях недостаточной видимости)?
Тема: Ты пассажир. Значение и правила использование ремней безопасности в автомобиле.
Вопросы:
-
Какие обязанности определены в правилах дорожного движения для пассажиров?
-
Какие транспортные средства оборудуются ремнями безопасности и почему?
-
Где разрешается тебе сидеть в автомобиле, как пассажиру? Почему?
-
Когда ты должен пристегиваться ремнями безопасности?
-
Принцип действия ремней безопасности.
-
Правила использования ремня безопасности.
-
Особенности использования ремней безопасности, если пассажиры дети?
-
Какие последствия могут быть если пассажиры не были пристегнуты ремнями безопасности (резкое торможение, ДТП, проверка сотрудником ГИБДД использование ремней безопасности)?
7 КЛАСС
Тема: Виды перекрестков. Правила безопасного поведения пешеходов на перекрестках.
Вопросы:
-
Что называется перекрестком? Какие виды перекрестков существуют?
-
Как определить границы перекрёстка и в соответствии с этим как пешеход может перейти проезжую часть на перекрестке?
-
Какие правила перехода существуют на регулируемых перекрестках?
-
Какие правила должен выполнить пешеход при переходе нерегулируемых 3-х сторонних, 4-х сторонних и многосторонних перекрестков?
-
Как должен переходить дорогу пешеход, если дорога имеет две и более проезжие части?
-
При каких условиях пешеход не может перейти проезжую часть на перекрестке?
Тема: Остановочный путь транспортного средства. Как пешеходу рассчитать длину остановочного пути.
Вопросы:
-
Что составляет длину остановочного пути?
-
Какие факторы влияют на длину тормозного пути?
-
Какова длина остановочного пути в среднем у автомобиля (легкового), который двигается 60 км/ч?
-
Во сколько раз увеличивается длина остановочного пути в дождь, гололед и на дороге покрытой снежным накатом?
-
Как пешеходу определить вероятную длину остановочного пути приближающегося автомобиля?
-
На каком расстоянии до приближающегося автомобиля пешеход может начинать переход проезжей части, чтобы обеспечить себе безопасность?
Тема: Светофор, его виды и значение. Значение светофора для безопасности пешехода.
Вопросы:
-
Какие виды светофоров существуют?
-
Каким видам светофоров обязан подчиниться пешеход и при каких дорожных ситуациях?
-
Использование пешеходного светофора для регулирования движения пешеходов на переходе?
-
Правила перехода проезжей части на перекрестках оборудованных и транспортным, и пешеходным светофорами?
-
Правила перехода проезжей части на перекрестках, оборудованных только транспортными светофорами.
-
Сигналы светофоров, их значение для водителей и пешеходов.
Задание: Создай проект оборудования знакомого тебе перекрестка светофорными объектами.
8 КЛАСС
Тема: Опасности на дороге. Дорожные «ловушки», что это? Характерные случаи дорожных «ловушек».
Вопросы:
-
Что такое дорожная «ловушка» и кто из участников дорожного движения может оказаться в ней?
-
Как ты понимаешь, что такое «бытовая привычка» и почему она может быть опасной на дороге?
-
Какие характерные случаи дорожных «ловушек» являются причинами дорожных происшествий с детьми?
-
Как ты понимаешь выражение – «действовать на удачу»? Почему такое поведение не допустимо на дороге?
-
Как ты понимаешь выражение «дорожная ситуация». Почему всем участникам дорожного движения надо за ней следить?
Задание: Схематично изобрази в своей рабочей тетради дорожную ситуацию (можно ту, которую ты сам наблюдал, можно вымышленную), в которой пешеходу-нарушителю грозит дорожная «ловушка».
Тема: Опасность на дороге. Как распознать и предвидеть опасность.
Вопросы:
-
Что может являться «опасностью» на дороге?
-
Что включается в понятие «оценить дорожную ситуацию»?
-
Какими навыками ты должен владеть, чтобы распознать и предвидеть опасность на дороге?
Задание: На схеме в рабочей тетради, которую ты изобразил на прошлом занятии, «оказать помощь» пешеходу-нарушителю которому грозит дорожная «ловушка». Пояснить или изобразить, как он должен теперь действовать, чтобы не попасть в аварию.
Тема: Виды транспортных средств. Велосипед, мопед, автомобиль. Требования к движению велосипедов и мопедов.
Вопросы:
-
Что такое транспортное средство? Кто является ответственным за безопасность транспортного средства?
-
Почему транспортное средство является изначально источником повышенной опасности?
-
В чем главное отличие велосипеда от мопеда и от автомобиля?
-
В связи с чем к водителям велосипеда, мопеда и автомобиля предъявляются различные требования в ПДД: к велосипедистам меньше, к водителям автомобилей больше?
-
Что обязан знать и выполнять водитель велосипеда при движении по дорогам общего пользования?
-
Что запрещается водителям велосипедов?
-
Какие виды велосипедов существуют и для чего они предназначены?
8) Дайте определения «велосипедная дорожка», «велосипедная полоса движения» и «велопешеходная дорожка». Обозначьте такие зоны знаками и разметкой.
9)Каковы особенности движения велосипедистов по тротуарами пешеходным зонам?
Для велосипедистов старше семи лет правила ужесточатся. Теперь они смогут ездить по тротуарам и пешеходным зонам только в том случае,
9 КЛАСС
Тема: Участники дорожного движения (УДД). Обязанности УДД.
Вопросы:
-
Кто является участником дорожного движения?
-
Какие общие обязанности определены правилами дорожного движения для всех участников дорожного движения?
-
Обязанности каких УДД ты изучал ранее и какие выполнял на практике?
-
Как отличаются обязанности взрослых от обязанностей несовершеннолетних участников дорожного движения?
-
С какого возраста человек становится участником дорожного движения?
-
Что нужно сделать, чтобы стать водителем, пассажиром, пешеходом?
-
Кто на дороге важнее из участников дорожного движения? Почему?
Задание: В рабочей тетради составить карту «ролей» на дороге УДД. Каждый ребенок определяет кем из участников дорожного движения он является на дороге, когда при каких обстоятельствах и какой пункт ПДД он должен выполнять будучи в роли: того или иного участника дорожного движения.
УДД | Когда | При каких обстоятельствах | пункт ПДД РФ | |
1. | пешеход | ежедневно | Иду в школу Иду в магазин | п. 4 |
Тема: Регулировщик. Его роль в процессе дорожного движения. Значение жестов регулировщика.
Вопросы:
-
Кто является регулировщиком?
-
При каких обстоятельствах требуется регулировщик?
-
Как регулировщика отличить от простого гражданина?
-
Кто может являться регулировщиком дорожного движения?
-
Какие жесты могут использовать регулировщики?
-
Какая роль отводиться правилами дорожного движения регулировщику в процессе дорожного движения?
-
Кто из участников дорожного движения обязан подчиняться требованиям регулировщика на дороге?
-
Значение жестов регулировщика дорожного движения для пешеходов и водителей велосипеда, автомобиля?
Задание: Составь задание: «лабиринт перекрестков». Направь в путешествие через несколько перекрестков пешехода из пункта «А» в пункт «В» оборудовав какие-то из перекрестков светофорами, а на каких –то выстави регулировщика и оставь некоторые перекрестки нерегулируемыми. Тот кто будет выполнять твое задание должен провести пешехода через перекрестки поясняя при каком сигнале светофора, жесте регулировщика и после выполнения каких действий можно пересечь проезжую часть чтобы без аварий попасть из пункта «А» в пункт «В».
Тема: Требования безопасности к водителям велосипедов и мопедов (мокиков).
Вопросы:
-
Во сколько лет несовершеннолетний может стать водителем велосипеда и мопеда?
-
Какую предварительную подготовку должен пройти несовершеннолетний, прежде чем выезжать на дороги общего пользования?
-
Какие требования ПДД предъявляют к движению велосипедов и мопедов по дорогам общего пользования?
-
Как проверить техническую исправность велосипеда и мопеда? При каких неисправностях правила дорожного движения запрещают эксплуатацию велосипеда и мопеда?
-
Как должен быть экипирован водитель велосипеда и мопеда в целях обеспечения личной безопасности и снижения тяжести последствий при падении или ДТП?
-
Каковы особенности движения велосипедистов по тротуарами пешеходным зонам?
10 КЛАСС
Тема: Обязанности пешеходов. Что значит оценка дорожной ситуации.
Вопросы:
-
Какие требования предъявляют ПДД к движению пешеходов по дороге?
-
Какие правила существуют для того чтобы пешеход мог безопасно пересекать проезжую часть?
-
Какие дорожные «ловушки» должен предвидеть пешеход при переходе проезжей части?
-
Что должен увидеть и оценить в дорожной ситуации пешеход, чтобы обеспечить свою безопасность?
-
Что должно являться основой для вывода о безопасности данной конкретной ситуации для пешехода?
Задание: По видео- или фотоснимкам оценить степень безопасности для пешехода в конкретной дорожной ситуации.
Тема: Группы дорожных знаков. Средства регулирования дорожного движения «Чтение дороги».
Вопросы:
-
Какие группы дорожных знаков существуют и какое они имеют значение?
-
Какие дорожные знаки и из каких групп определяют движение пешеходов?
-
Какие виды светофоров существуют и как они регулируют движение пешеходов?
-
Что такое дорожная разметка и как она помогает пешеходу ориентироваться в дорожной ситуации?
-
Какие дорожные сооружения помогают пешеходу обеспечить свою безопасность на дороге?
-
Как информируются участники дорожного движения с помощью дорожных знаков и средств регулирования?
-
Как «прочесть» то, что «говорит» тебе дорога?
Задание: Создать дорожную ситуацию (нарисовать участок дороги или перекрестка) правильно применив и установив дорожные знаки, светофоры и дорожные сооружения. Максимально использовать возможный арсенал средств регулирования дорожного движения.
Тема: Ответственность граждан за нарушения в сфере безопасности дорожного движения.
Вопросы:
-
Какие виды ответственности существуют за нарушения допущенные гражданами в сфере безопасности дорожного движения?
-
Какие международные примеры ответственности ты знаешь?
-
К какой ответственности могут быть привлечены несовершеннолетние?
11 КЛАСС
Тема: Система организации дорожного движения. Изучение и анализ схемы организации дорожного движения в районе школы.
Вопросы:
-
Какие структуры в государстве занимаются вопросами организации дорожного движения?
-
Что значит организовать дорожное движение на конкретном участке дороги? Какие факторы при этом учитываются?
Задание: Обосновать существующую схему организации движения в районе школы.
Тема: Дорожное движение – система социальных взаимоотношений. Контроль в сфере дорожного движения.
Вопросы:
-
Какое значение имеет система «дорога – транспорт — человек»?
-
Что зависит от человека в процессе дорожного движения?
-
Какие взаимоотношения возникают в процессе дорожного движения?
-
Какие факторы влияют на возникновение аварийных ситуаций в процессе дорожного движения?
-
На какие организации возложен контроль в сфере безопасности дорожного движения?
Задание: Разработать вариант социальной рекламы по проблемам безопасности дорожного движения.
Тема: Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие, статистика, последствия. Правила поведения при ДТП.
Вопросы:
-
Какие виды ДТП ты знаешь?
-
Какие основные причины ДТП ты знаешь?
-
Какие правила поведения при ДТП существуют для участников: виновных, потерпевших, свидетелей и очевидцев?
Список используемой литературы
1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г N 196-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
2.Постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года № 221 «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090
3. ПДД 2014 — Правила Дорожного Движения РФ (новая редакция)…
4. Постановление Курганской областной Думы от 25.12.2007 года №2824 «О Законе Курганской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Курганской области «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Курганской области»
5. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004
6. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 5,6,7,8,9,10,11 кл. — М.: Просвещение, 2011